Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

топ 100 блогов varandej16.08.2017 Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Осмотрев в прошлых частях Варнек и его окрестности со сталинскими рудниками и ненецкими святилищами, я чувствовал какое-то даже не разочарвание, а недосказанность: с одной стороны, сила впечатлений и так зашкаливала до уровня "это не со мной", с другой же стороны, глядя на карту Вайгача, я понимал, как мало мы увидели - по сути лишь южная половина западного берега, дай бог четверть острова, пусть и наиболее насыщенная достопримечательностями. И это чувство недосказанности так бы и осталось, если бы нам не довелось сходить на Карское море - пешком, потому что нет здесь ни транспорта, ни дорог.

Вернувшись с Раздельного мыса, я думал о том, что вот сходим мы ещё на Хосейто (всё см. прошлую часть), а потом - пять дней нам будет некуда пойти. Эта мысль наводила на меня тоску, я очень надеялся, что в бухту хотя бы заглянет идущий в Архангельск буксир и староста Владимир запишет нас туда пассажирами... но утром к нам зашёл Станислав, местный оленевод и мастер на все руки, у которого мы и снимали дом, да с заговорщическими видам поинтересовался "Как делишки?". Мы поделились планами пойти на Хосейто, а он предложил более интересную идею: на Карской стороне, на Дровяном мысу в 27 километрах отсюда у него есть изба, и вот, вместе с гостившим у него городским зятем Андреем Станислав собирался эту избу проведать. Он ехал туда на "буране", где нам не хватило бы места, да и топливо тут на вес золота, но "30 километров - это что такое? Мы в детстве из чума в посёлок бегали кино смотреть, туда и обратно!". Да, в отсутствии дорог 30-40 километров пешком - действительно не такое уж страшное расстояние, и тут не важно, на Вайгаче ты живёшь или в Афганистане за Пянджем. Мне же идти так далеко было откровенно страшновато, но всё же, отдав Станиславу на снегоход корзину тяжёлых продуктов, мы начали собираться в поход. Вскоре "буран" с нартами в клубах сизого дыма ушёл за посёлок. На фото - Баренцево море, а мы пойдём на Карское.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

В тот день солнечное ветреное утро сменило туманную серую ночь, и я опасался, что к вечеру туман вернётся. С собой у нас был допотопный GPSник, показывавший расстояние и направление до поставленной заранее точки старта, и более продвинутые навигаторы на планшете - maps.me с отметками и измерением расстояния, и OpenCPN с топографической картой. И всё же поначалу мы ими пренебрегли, увидев за посёлком примятую тропу снегоходки, столь накатанной, что называл я её не иначе как "автобан". На выезде из посёлка - такая вот сущность, которую мне бы очень хотелось принять за идола для уходящих вглубь Священного острова:

С "автобана" мы, однако, очень быстро сбились - пару раз он ветвился, и мы взяли левее, а вынув навигатор в 4 километрах от посёлка, поняли, что уходим по просторной тундре под прямым углом к маршруту, и за те же 30 километров скорее обратно к Андрею в Лямчину придём. Забравшись на гряду, я нашёл вдалеке другой ориентир - скалистую сопку со звучным названием Большая Паранголова, которую мы разумеется прозвали "Поран-голова", и гадали, что это значит - "береги голову!" или "пошёл ты туда от больной головы!". "Автобан" же хорошо заметен на переднем плане, но только идти по нему не так-то и удобно - "буран" лучше идёт по сырым низинам, чем по каменистым грядам, и порой его колея пересекает болотца.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

За Паранголовой горой... я привык уже, что в скалах этого острова постоянно чудятся идолы:

За сопкой - речка со звучным названием Крестьяха, впадающая в Югорский Шар как раз за увенчанным поморским крестом Створным мысом (см. прошлую часть). На берегу её мы нашли, кажется, самый грандиозный олений рог из тех десятков, что попадались нам в тундре. Чуть выше по притоку, текущему из озёра Варкулто, мы сделали недолгий привал - позади 10 километров, то есть треть пути, и я чувствовал, что мне хватает сил на оставшиеся две трети.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Но не тут-то было! Туман совсем сгустился, так что видели мы не дальше полусотни метров, но сквозь этот туман просматривались столбы тумана другого, совсем уж молочного, непроглядного - он висел над озёрами. Кончились и камни под ногами - сначала мы путались в высокой сырой траве, ну а затем начались болота. Вайгач по своему рельефу напоминает тарелку с холодной кашей - по краям его скалистые берега, за ними гряды невысоких гор, а в центре острова - мокрая топкая низменность, которую нам и предстояло пересечь. По болотам, пытаясь обойти самые сырые участки, мы начали откровенно плутать, порой обнаруживая по навигатору, что идём уже строго обратно. Более того, вихляния эти оказались ещё и бесполезны - ноги мы всё равно промочили очень быстро и так, что в ботинках булькала вода. Кое-как одолев топи, мы вышли к озеру... и поняли, что озеро пересохло! Вместо воды в нём была лишь твёрдая сухая грязь, поросшая совсем не водорослями, но когда я достал фотоаппарат, чтобы её сфотографировать - он вдруг, как было уже с другой камерой на Юнояхе, перестал включаться! Так мы потеряли уже второй фотоаппарат за поездку, и оставалась в нашем распоряжении теперь лишь позорная "мыльница" с 5-кратным зумированием и крайне ограниченным набором настроек: единственным способом избежать пересвеченного неба, например, теперь было сфокусироваться на нём по центру и опустить кадр ниже... Ещё хуже было то, что мыльница работала на батарейках, и хотя батареек у нас было немерено, именно в этот-то поход мы их и не взяли, оставив в Варнеке.
Но можно ли не продолжать путь, если впереди Карское море?! За озером снова были болота с редкими островами морошковых кочек, а за болотами - быстрая, но гладкая речка Талейяха в микроканьоне с отвесными берегами несколько сантиметров высотой, порой так близко подходившими друг к другу, что и ребёнок смог бы между них перешагнуть. В речке плавали гусята, нырявшие при виде нас под воду, а сама вода оказалась не очень-то питьевой из-за болотной вони.
-Зато, - говорил я, - мы прошли водораздел, и теперь мы в бассейне Карского моря!
-И с бассейном в каждом ботинке! - пошутила Оля в ответ.
Всё это было символично - OpenCPN Петька Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача sevprostor поставил нам с компа на лодке, и в этой версии и сами мы на карте обозначались лодочкой.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

На наше счастье, было не очень холодно, и по крайней мере на ходу мокрые ботинки раздражали лишь раздававшимся на каждом шаге хлюпаньем. Куда хуже было то, что с мокрыми ногами не очень-то сделаешь привал - за 10-15 минут без движения становилось откровенно холодно. Туман сгущался, но местность тут и без тумана откровенно унылая, и мы шли по карте, цепляясь за горизонтали высот и синие линии рек. За очередной грядой вновь начались болота, и мы в этих болотах снова начали плутать - от усталости и сонливости у меня словно сузился обзор, и огибая очередную лужу, я неизменно терял направление. Тут меня смогла удивить Оля - я привык, что она в походе "верный оруженосец", который соберёт оба рюкзака, разведёт в поле костёр и приготовит на нём всё как надо, но не умеет ни ориентироваться, ни принимать решений. Но Олю меньше одолевала сонливость, и перехватив планшет, из этих поганых болот на сухую гряду нас вывела она. Последний участок пути проходил по холмам вдоль короткой и мощной Дровяной речки, и опять же Оля следила, чтобы мы не теряли направление, идя по прямой вместо петляния в излучинах. Я же выдохся окончательно, нуждался в привалах едва ли не каждый километр, а на привалах неумолимо начинал засыпать - мы вышли в 14 часов дня, до Дровяной дошли к 4 часа ночи, и потребность уснуть валила меня с ног куда сильнее, чем физическая усталость. К 6 утра туман понемногу стал отступать, и вот, в какой-то момент, мы увидели впереди широкий эстуарий, а заодно поняли, почему реку называли Дровяной:

Мы вышли на туманный берег, где уже крепко пахло морем, и морем каким-то иным, не похожим на уже ставшее привычным Баренцево. Помню, как ещё до Дровяной в тумане мы увидели белое пятно, не похожее на снежники, и замерли в ожидании - но туман меняет масштабы, и далёкая скальная грядя могла оказаться близкими кустами, а белый медведь, раскинув крылья, оказался лебедем. Но здесь, на Карской стороне, встретить настоящего белого медведя гораздо легче, чем на Баренцевом море, и от одного этого осознания в прибрежных скалах становилось не по себе.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Мы шли к избе, отмеченной на карте слева от устья Дровяной реки, но из тумана изба вдруг показалась на правобережье, в окружении каких-то палок. У входа в избу стоял Станиславов "буран". В обход вокруг залива до неё выходило больше 3 километров, и от отчаяния мы даже пытались искать брод - но глубина тут может и не велика, зато дно опасно топкое. В обход - значит в обход, и что удивительно, когда нам пришлось по лабиринту галечных островов пересекать Дровяную, я ненадолго сумел проснуться - сонливость одолевала меня не только от усталости, но и от скуки монотонного пути.

Подходя к избе, мы еле-еле ковыляли, опираясь друг на друга. Путь через Вайгач "поперёк" занял 18 часов, а сколько мы прошли вместо 27 километров - уже и не посчитать. По субъективным ощущением, вместе с более опытной Олей, мы сошлись на том, что без финального круголя к избе 40 километров бы не было, а с ним - набралось, и если так - то это самый длинный пеший переход в моей жизни. В избе, гордо названной гостиницей "Тундровик", нас встретили Станислав, Андрей и собака Тетка - несмотря на имя, молодой кобель, не совсем чистокровный хаски с карими глазами и смелым взглядом дореволюционного лётчика в кожаном шлеме. Нас здесь уже и не ждали, думая, что мы не пошли.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Но надежды на тёплую печку не оправдались по другой причине - пару месяцев назад её разгромил белый медведь. Станислав предположил, что зимой в избу заезжали какие-нибудь туристы, что-то готовили, а объедки оставили в печке. По весне же, приплыв на льдине, их учуял голодный мишка, и чтобы до них добраться - разбил окно, высадил дверь, продавил дощатый пол (причём под досками валялся дохлый песец) и развалил кирпичную печь. Но у Станислава Валейского не зря рука сама тянется что-нибудь смастерить, поэтому печку они с Андреем сложили из отпавших кирпичей и глиняного раствора буквально на наших глазах. Впрочем, это было вечером, а днём они ушли по своим делам, мы же отсыпались после бессоной ночи в болотах. Печка поначалу сильно дымила, но Станислав говорил, что так и должно быть - в дымоходе "пробка" из застоявшегося холодного воздуха, и когда он прогреется - дым перестанет идти в комнату. И это правда оказалось так, и поняв, что от печки идёт лишь сухое тепло, мы повесили рядом с ней сломавшийся фотоаппарат. В технике я понимаю до постыдного мало, но порой включается интуиция и метод шаманских плясок - в просохшем и прогревшемся к утру фотоаппарате я просто много раз переставлял аккумуляторы, и на очередной замене он включился!

В избе были вонючие оленьи шкуры, видимо подгнившие за предшествовавшую жару; веники из казаркиных крыльев (видны на кадре выше), а это - не что-нибудь, а мышеловка. Изба состояла из двух комнат, но вторая была заколочена. В лучшее время в избе могло бы разместиться десять человек.

12а.
Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

И десять человек эти были ни кем иным, как оленеводческой бригадой, в которую входил и Станислав. Палки за избой - развалины кораля, между ними натягивалась сетка, а олени загонялись внутрь, когда людям надо было с ними что-то сделать. На краю кораля, под вывеской гостиницы "Тундровик" - груда рогов:

Неподалёку от избы валялся как ни в чём ни бывало шершавый от времени череп мамонта и пара чьих-то необычайно мощных позвонков:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Прямо у избы - подаренные морем ящики с Шетландских островов, а за речкой - та самая изба, которая была отмечена на карте: крошечный, рассыпавшийся сруб. Новая изба, по словам Станислава, была построена в 1980-е годы, и немало вещей на неё попало с сухогруза "Геркулес", севшего на мель в 1960-х годах у мыса Гомса-Сале. Я знал ещё о потерпевшем здесь в 1930-х годах крушение пароходе "Кенник", и вкупе с огромным количеством ВСЕГО выброшенного на берег я подумал, что видимо эти мысы - такая морская воронка, куда течения заносят всё, что недостаточно им сопротивлялось.

Я видел пляжи из опилок, слышал про пляж из стекла, но Дровяная бухта оправдывает своё название - в ней пляж из брёвен! И брёвна эти, посеревшие от морской воды, "при жизни" может быть росли где-то на притоках Енисея...

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

То ли деревья с выдранной волнами сердцевиной, то ли - деревянные трубы, может быть откуда-то из Мангазеи:

Вот это нечто мы со Станиславом сперва приняли за торпеду, но корпус у него резиновый, внутри пенопласт - это поплавок катамарана, и кто знает, что за история его сюда принесла?

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

А Карское море выглядело именно так, как ему и полагалось - пугающе суровым, холодным и серым, как сталь. По сравнению с беспокойным, но относительно тёплым Баренцевым морем Карское считается более тихим и более холодным, но в нашем случае всё было ровно наоборот - Баренцево мы видели неизменно тихим, зато на Карском дул ветер и волны бились о скалы. Утром следующего дня Ольга даже рискнула здесь искупаться, и по её словам, карская вода оказалась не такой уж и холодной... но гораздо менее солёной - как "ледяной мешок" Евразии, куда впадают к тому же великие Обь и Енисей, Карское море изрядно распреснено. На Дровяном мысу - тригопункт, опрокинутый на бок ветром:

По карте берег Баренцева моря кажется изрезанным и сложным, берег Карского - скучным и прямым. На самом деле карский берег как бы не более скалист, а прямота его опасна - здесь почти нет удобных бухт, в которых можно было бы стать на якорь. И в ровной береговой линии на карте не заметно множество вот таких вот даже не бухточек, а просто выемок, куда нельзя попасть иначе как с воды.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

На кадре выше, с профилем Пушкина - Дровяной мыс, ограничивающий Дровяную бухту с востока. Отлежавшись на второй день, вечером хорошо посидев с Андреем и Станиславом за чрезвычайно крепким чаем и приготовленным Олей пловом с мясом добытого Андреем гуся, утром мы отправились вдоль побережья на Белый мыс. Андрей и Станислав прошлись с нами лишь до Дровяного - они проверили обе избы в этой бухте, подлатали там, где надо, убедились заодно, что медведей тут сейчас нет и нам ходить будет не опасно, и вечером собирались уже уезжать, предварительно осмотрев Дровяную бухту на предмет всяких полезных вещей. Ну а за Дровяным мысом мы продолижили путь уже вдвоём, не переставая удивляться, что идём по берегу этого почти что мифического Карского моря:

На галечных пляжах, где они были - целый вал выброшенных на берег водорослей, вблизи источавших изрядное зловонье. Под обрывами скал - брызги волн:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Море построило на этом берегу множество красивых скульптур, арок, выемок. Вот мой любимый сюжет вайгачский побережий - Целующийся мыс:

Станислав показывал нам фотографию двух каменных шаров высотой примерно по пояс, которые я сразу узнал "в лицо", так как видел такие же на Мангышлаке и уже знал, что они встречаются и в других местах мира - по одной версии, это конкреции, то есть минералы, формировавшиеся вокруг некой точки, а по другой, более эффектной, но на мой взгляд сомнительной - сплавленный камень от "подземных молний", возникающих при трении литосферных плит. Как бы то ни было, знал я и то, что ближайшее к Вайгачу место, где они водятся - это остров Чамп на Земле Франца-Иосифа, и не занесло ли их сюда с какой-нибудь плавучей льдиной? Тех шаров мы, увы, не нашли, хотя вглядывались в каждый метр побережья, и может быть Станислав над нами просто подшутил, показав фотографию, переписанную например у какого-нибудь туриста - ненцы любят шутить над гостями, причём делают это всегда с каменным лицом. А может вот один из этих шаров, на линии прибоя подрастерявший шаровидности?

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Карский берег показался мне не столь богатым жизнью, как берег Баренцева моря... но все главные островитяне при нём - чайки:

Панцири расклёванных этими чайками крабов:

Гуси:

С подрастающими птенцами прекрасно чувствующие себя на волне:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Другие птицы, как например пуночка:

От белого медведя же остались лишь застарелые следы, но размер их, мягко говоря, внушает:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

На Карской стороне, по словам Станислава, всегда более холодно, сыро и ветрено, и хмарь здесь вполне может стоять тогда, когда на Баренцевской стороне греет солнце. Наверное, здесь и мерзлота куда мощнее, и в это жаркое лето приметой Карской стороны стали мерзлотные язвы - после двух жарких лет подряд мерзлота тает столь стремительно и необратимо, что вымывает над собою почву. Грязь холодная и липкая, словно в каких-нибудь грязевых вулканчиках, и мы сами складывали здесь гати из досок и брёвен.

Выше - целые каньоны в земляных, а не каменных стенах. А что за сооружение на кадре выше поодаль, похожее на ненецкую могилу, я не знаю - не спрашивайте.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Вот следы не белого медведя, а чёрта - об этом явлении я читал раньше в контексте Чукотки, но почему бы ему не встречаться и на других северах, где есть мерзлота? Ряд следов, словно от двух ног с копытами, начинающийся и заканчивающийся внезапно.

Так мы и шли по плавно загибающемуся берегу, поражаясь тому, куда и как мы забрались - не было ещё в моих путешествиях столь малодоступных мест! Но вот впереди показался бревенчатый маяк с заглавного кадра, а чуть ближе - покосившаяся одинокая изба да целые горы металлолома:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Это и есть останки парохода "Кенник". Осенью 1933 года, когда Вайгачская экспедиция ОГПУ всё чаще поглядывала в сторону Амдермы, между Белым и Дровяным мысами на камни сел принадлежавший мелкобуржуазной Эстонии сухогруз с 2500 тонн енисейского леса. Для его спасения на Вайгач гоняли ледокол "Ленин" (ещё, конечно же, не атомный) и пару буксиров, но стронуть судно с камней так и не удалось. Груз и судно, однако, были застрахованы, и эстонцы покинули "Кенник" да уехали восвояси, а вот латыш Александр Дицкалнс, руководивший Вайгачской экспедицией, решил так просто это дело не оставлять, и зимой 1933 года в бухту наведалась так называемая Командировка "Белый мыс", по сути образовавшая отдельный лагерь на другой стороне Вайгача. Заключённые чернорабочие и специалисты из вольнонаёмных трудились по 12 часов в сутки - освобождали корпус ото льда, и извлекали из него сначала лес, потом уголь, потом оборудование и машины, выковыривая их даже из затопленного трюма, для чего в полевых условиях был изготовлен тёплый скафандр с самодельным шлемом из головной части вентиляционной трубы. Но финал командировки был печален - в марте 1934 года двое заключённых решили бежать, и раздобыв оружие, первым делом расправились со всем начальством командировки, а вскоре сами были настигнуты охраной и расстреляны на поражение в тундре. Где-то здесь есть и могила с деревянным обелиском, но мы его не приметили.

34а.

Не знаю точно, что с "Кенника" было вывезено, а что так и осталось на этом берегу. Но избушка была построена тогда же, а рядом с ней ещё на памяти Станислава стоял и барак для рабочих. Во всяком случае, если прошлый мыс был Дровяным, то этот мыс - Железный:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Потроха парохода на пустынном берегу впечатляют, и есть в этом что-то апокалиптическое:

Что же до избушки, то внутри она оказалась настолько ветхой и затхлой, с чёрной жижей, в которую за несколько лет превратился недоеденный суп, на тарелке, что я даже фотографровать внутри не смог, хотя стояла там весьма колоритная внешне керосиновая лампа. И на стенах календари с девушками в купальниках - человек везде человек...

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Поодаль мы увидели пару крестов, и я предположил, что это погиб кто-то с "Кенника" и какие-нибудь эстонские путешественники (а СевМорПуть проходил при Советах гидростопом ещё Лённарт Мери - впоследствии первый президент возрождённой балтийской страны) почтили их память. Но нет - на другой стороне крестов нашлась фотография с ненецким именем, и парень на ней был моложе меня. Пару лет назад на этом берегу действительно погибли двое, шедшие вдоль карского берега на моторной лодке в ноябрьский шторм. Лодка в итоге причалила в Дровяной бухте, но без пассажиров. Не тронуты были и вещи, которые бы точно совершенно уплыли, если бы она перевернулась. Скорее всего, один из двоих на очередной волне выпал за борт, другой попытался его спасти и сам провалился в пучину - температура воды в Карском море к зиме ниже нуля, и выжить в ней человек может лишь считанные минуты. А берег здесь, как уже говорилось, коварен, и мест, где можно встать да переждать шторм, наперечёт.

Путь дальше по бухтам - волны, птицы, белые снежники, чёрные скалы...

43. фото Оли

Вот и маяк Белого мыса, построенный видимо на рубеже 1920-30-х годов, в эпоху становления Северного Морского пути, не единственный на Вайгаче, но из виденных нами самый крупный:

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Маяк выглядел заброшенным. Кругом остатки аккумуляторов, а под самой доской нашлось гусиной гнездо с продрогшими мокрыми птенцами:

Но маяк казался брошенным лишь издали - вблизи мы заметили солнечную батарею на верхнем ярусе да ящик с логотипом обслуживающей компании, который занят, может быть, генератором. По заваленным птичьим помётом лестницам я решил подняться наверх, но на третьем ярусе лестница пугающе покосилась, и выше я уже не пошёл.

Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Виды с маяка - скалы дальше:

Да огневой знак на следующем мысе Складчатом. Мы - на последнем берегу...

48а.
Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Отсюда, как и с Варнека, виден материк, и в тумане я всё надеялся различить Амдерму. Зато видна полярная станция "Югорский Шар", основанный аж в 1913 году - на год раньше, чем Старый Вайгач (фото №52-57 по этой ссылке), но только без каменных корпусов в стиле модерн.

48б.

Про неё, как и про краснокирпичный маяк на мысе Ярасаля (1967), в своё время рассказал Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача uritsk. На его июньских фотографиях Юшар гораздо зрелищнее - он весь забит льдом, и каждый прилив и отлив, в которые Юшар устремлятся то в Карское, то в Баренцево море со скоростью до 6 километров в час, происходит грандиозный ледоход, какого не увидеть ни на одной реке. Знакомые нам по прошлым частям Белый Нос и Хабарово, кстати говоря, располагаются в Европе, а Ярасаля и Югорский Шар - уже в Азии, и где-то между ними стоит даже знак "Европа-Азия" на холодном берегу - самый северный в России, где Урал ныряет в море.

48в.
Белый мыс на Карском море, или Обратная сторона Вайгача

Нам же оставалось лишь поужинать, найдя безветренное место за камнем, да идти обратно на избу - по прямой это около 4 километров, но и тут вплотную к приморским скалам подходят болота.

Изба к нашему приходу была уже пуста, а фотоаппарат снова сломался, и в этот раз жонглирование аккумуляторами не помогло. Зато мы насобирали дров, затопили печку, и крепко обнявшись, ночевали в самом глубоком уединении, какое только было в наших жизнях. Утром Оля побежала купаться, голой от самой избы, и была в этом

В последние годы очень радостно смотреть на то, как люди становятся добрее и лучше. Например, не выкапывают цветочки с клумб. А лет 10 назад выкапывали ВСЁ в первую же ночь после посадки. Не ссут в лифте. Раньше ссали раз в неделю стабильно. ...
Продолжение . Читать первую часть ПСЫ ГОСУДАРСТВА Очень долгое время мой внутренний диалог вел полемику о том, стоит ли писать об этом? «У тебя и так слишком много недоброжелателей и даже самых настоящих врагов. Зачем к ним прибавлять и злобить еще и тех, которые наиболее могущес ...
Мы уже готовы бомбить цели для сирийской вооруженной оппозиции. Нам вообще всё равно, кого там бомбить,  в этой далёкой Сирии. И Асада мы готовы отдать. Ну, что им еще нужно от нас этим американцам, чтобы они, наконец, признали нас своими партнерами? Сплясать перед ними что ли? Пусть ...
Наверстываю челлендж за 1 августа. Из ярких моментов случилось два! Сырники и дайджест. Сырники — это очень вкусно, быстро и просто (ссылка на пост под фото), а дайджест #моёлето — это челлендж, который я курирую в рамках творческого приключения #этолето (ссылка также под фото). ...
Глава Госдепа вез Лаврову страшный ультиматум: "Откажитесь от Асада, иначе...". Что же "иначе" мы так и не узнали, потому что свой ультиматум Тиллерсон был вынужден увезти обратно в США под бурные наигранные поздравления Трампа. Сюрприз не удался. Полное отсутствие каких-либо ...