
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Главное качество, которым нужно обладать на Крайнем Севере - терпение. Здесь ни одно путешествие не обходится без долгих-долгих ожиданий - транспорта, погоды или бюрократии. Из 10 дней пути от Москвы до Вайгача ходовыми было всего 3 дня; из 8 дней пути обратно примерно половину времени заняло бездействие. Вайгач находится в самом дальнем углу Ненецкого автономного округа, и в окружной столице Нарьян-Маре, перелёту в который на стареньком Ан-24 была посвящена прошлая часть, мы суммарно провели почти неделю - по пути "туда" в приготовлениях лодки, по пути обратно - коротая время от вертолёта до парома. Так что этот пост - общий для обеих подсерий.
Про Нарьян-Мар я подробно рассказывал прошлой зимой, заодно попав там на снегоходные гонки. В этот раз будет не путеводитель, а довольно бесситемная россыпь зарисовок, и более подробный, чем о городе, рассказ о прилегающих посёлках. И не жалуйтесь, что пост слишком большой - таким уж долгим было ожидание...
Зимой северные нефтеграды как правило выглядят привлекательнее, чем летом - снег скрывает неухоженность тротуаров и газонов и вездесущий мелкий песок, выпущенный людьми из под болот и лесов. Но значительная часть Нарьян-Мара даже летом не теряет своей уютной игрушечности:
2.
Деревянный Богоявленский собор (1995-200к) высотой 38 метров исправно виден со всего города, но напротив него - огромная стройплощадка. В этот раз я приметил на ней вот такой стенд - идея хороша (Нарьян-Марской и Мезенской епархии, тем более, принадлежат самые северные в мире храмы военных баз на полярных островах), но архитектуру всё же можно было бы и пооригинальнее придумать, поарктичнее:
3.
Вообще же превращение Нарьян-Мара из деревянной глухомани в нефтегазовый оплот идёт буквально на глазах, это особенно заметно в силу его минитюрности - с прошлого приезда два деревянных здания я обнаружил сгоревшими, и не могу поручиться, что от каких-то ещё бараков в центре Красного Города с тех пор не осталось и следа:
4.
Коллекцию так запомнившихся мне в прошлый приезд деревянных сталинок в этот раз пополнило пожарное депо. Сооружение на заднем плане - детский садик типового проекта, прежде мне такие встречались в Ханты-Мансийске.
5.
Опять же деревянные постройки морского порта. Не знаю, что из этой "коллекции" переживёт трансформацию города - ведь в Нарьян-Маре даже окружная администрация пока что сидит в деревянном здании.
6.
Хотя массивы барачника здесь и по сей день немаленькие:
7.
А кто-то не дожидаясь реконструкции сделал из своего барака особняк Красная Роза!
8.
Но городом бараков Нарьян-Мару быть теперь уж совсем не к лицу. Хотя местные постоянно сетуют на бедность, мол, работаем мы тут за еду и света белого не видим, на практике москвичи или питерцы в Нарьян-Маре ощущают себя нищебродами. Здесь дорогая еда - но не только из-за северных наценок, но и потому, что сами продукты в основном очень приличных марок. Когда мы хотели купить лимонов (а в экспедицию удобнее брать много мелких, чем пару крупных) - столкнулись с неожиданной проблемой: ни в одном овобщефруктовом ларьке мелких лимонов не нашлось! Расписания и места отправления автопаромов на Землю из встреченных нами нарьян-марцев не знал реально никто, даже таксист - но многие наизусть знали расписание самолётов, и искренне не понимали, почему это мы не хотим лететь в Москву за 30 тысяч рублей на двоих (на пароме мы покинули Красный город за 1000 рублей). И даже на иную ценность денег это не спишешь - на те товары, что нам приходилось покупать (продукты, бензин, зажигалки, тару для воды, флешку для фотоаппарата) цены, конечно, выше, чем на Земле, но не сказать, чтобы критически.
9.
"А где ты тут местных видел?!" - впрочем, резонно заметили дальнобойщики на обратном пароме. В Нарьян-Маре очень мало гостей с юга, да и те в основном торгуют овощами: на заработки сюда ездят из остальной России. Самая крепкая связь у Нарьян-Мара с Кировом - туда, в Киров, ехала с парома большая часть дальнобоев; "Доставка грузов из Кировской области" - отдельное семейство объявлений помимо просто "Доставки грузов". Кировская область для местных - что для России Средняя Азия: там тепло и "даже яблоки растут!", а вот с работой и зарплатой - туговато.
Проиллюстрировать тему кировско-ненецких отношений мне нечем. А вот бородатый старовер (по крайней мере думаю, что это старовер) - типаж в Нарьян-Маре в общем-то совсем не характерный, но напоминающий своим видом о близости Пустозерска:
10.
В Нарьян-Маре в общем неплохие продуктовые магазины (главная сеть - "Хороший", отличается невыносимой громкой музыкой в тесноватых залах, но ассортимент оправдывает название), несколько сложнее с хозяйственными (их в принципе много и они довольно крупные, но ничего сложнее зажигалок или батареек мы не находили с первой попытки) и практически отсутсвует общепит - пара дорогущих ресторанов для кормления делегаций да пара буфетов. Буфет ДК "Арктика" с прошлой зимы закрылся, но абсолютно тот же ассортимент нашёлся в буфете ЦУМа. И ходили мы сюда за пирожками с палтусом (очень вкусные, причём холодными вкуснее, чем горячими) и шаньгами с брусникой да морошкой.
11.
Обратите внимание на внешность мальчика. Что принципиально отличает печорских ненцев от ямальских - так это то, что они очень заметны в городе. На Ямале ненец-тундровик - рослый, трезвый и в роскошной синей малице, у него есть казённый спутниковый телефон и несколько тысяч оленЕй, а если всего этого и нет, и живёт он в посёлке - то на лето предпочтёт поставить чум в красивом месте. В Ненецком округе ненец маленький и щуплый, и малица у него ветхая, и олени колхозные, и водка словно злой дух - ненавистна, но непобедима; на Вайгаче я не раз слышал от местных ненцев, что культура их умирает, молодёжь забывает традиции и стремится в города, и скоро оленей пасти будет некому. Я обычно говорил им, что всё это живо на Ямале, где по слухам даже шаманы ещё остались, и ненцы кивали, как небогатый человек, когда-то слышавший, что у него есть брат-миллионер в Австралии. Но даже в Салехарде встретить ненца - редкость, а в нефтеграды типа Надыма они и вовсе неведываются разве что на День Оленевода, в Нарьян-Маре же ненцев постоянно видишь тут и там. И это не тундровики, а совершенно городские люди, и молодые черноволосые неночки в чёрной одежде и почти всегда почему-то в огромных очках бывают очень привлекательны и стильны. Я не раз пытался их сфотографировать, но ненецкие духи, видимо, надёжно защищают даже тех, кто о них позабыл - ни один кадр не удался.
У ямальских ненцев и фамилии-то сплошь - Салиндер, Лаптандер, Худи, Харючи, Яр, Окотэтто, а у печорских - Выучейские, Хатанзейские да Ледковы: они дольше прожили под Россией, сильнее ассимилировались, раньше узнали быт городов и сёл, и в общем стали кем-то вроде "шала-казахов" в Казахстане. Ненецкую речь в Нарьян-Маре я не слышал ни разу, а надписи по-ненецки - лишь вывески официоза, как например вот эта на ДК "Арктика" (вторая строчка - на языке коми):
12а.
Ещё немного вывесок. Вот такое вот странное учреждение мне попалось близ дорогой и пафосной гостиницы "Печора", а в интернете я без труда нашёл его сайт. В Европе есть такое понятие, как Баренц-регион, или Евроарктика, включающий наши Мурманскую область и Ненецкий округ да северные провинции Норвегии, Швеции и Финляндии. Тут можно вспомнить, что и основан Нарьян-Мар был по сути норвежскими лесопромышленниками, и что постоянное население на Вайгаче и Новой Земле появилось во многом как ответ на попытки норвежской колонизации этих островов, и нефть на здешнем шельфе добывают с учётом норвежского опыта. Иностранцев в Нарьян-Маре мы не встречали, но если бы встретили - думаю, это были бы именно норги.
12б.
Вывеска на входе в магазин - вполне насущная для всего Севера. Хотя откровенно пьяных людей на улицах Нарьян-Мара я не припомню, и вообще он выглядит очень спокойным городом, где маленьких детей отпускают гулять без присмотра.
12в.

А вот ещё деталь местных реалий - тюнинг для лодки:
12г.

Самое редкое преступление в Нарьян-Маре - это автоугон, потому что угонять машину отсюда попросту НЕКУДА. Не знаю, промышляют ли здесь угоном лодок, но дворы Нарьян-Мара лодками буквально завалены (см. зимний пост), а продают их тут едва ли не на вес:
13.
Это, как я понимаю, и вовсе аэросани, которые могут двигаться как по воде, так и по снегу - во дворах домов и магазинов я видел их пару раз, а вот в тундре или на реке такие машинки наблюдать не доводилось.
14.
К отсутствию дорог и кратковременности открытой воды в замерзающих на зиму реках на северах вообще приспосабливаются кто как может. Вот так выглядят дворы различных служб типа МЧС или МВД:
15.
В советское время основным индивидуальным транспортом окрестных тундр были самодельные аэросани, фрагменты которых, по словам Петьки

16.
А вот кто-то решил проехаться по Нарьян-Мару на коне! Надо заметить, лошадь в городе и окрестностях гораздо привычнее, чем северный олень - может быть, со времён Пустозерска.
17.
Нарьян-Мар невозможно представить без шума винтов, и Ан-24, вертолёт или "кукурузник" здесь начинаешь отличать на слух очень быстро:
18.
В Нарьян-Мар летает несколько авиакомпаний типа "Ютэйр" или "Нордавиа", но главный тут - Нарьян-Марский авиаотряд, по сути дела то же АТП с 4 "кукурузниками" в роли маршруток и 21 вертолётом Ми-8 вместо ПАЗиков, развозящих народ по окрестным (километров до 300) деревням. Они не бронируют билеты, по предварительной продаже отпускают их малую часть, а в основном сажают народ на летательные аппараты в порядке живой очереди, зачастую ещё с индивидуальным подходом - кому нужнее, и потому в Нарьян-Мар из глубинки улететь гораздо проще, чем в глубинку из Нарьян-Мара. Цены на этот "пригород" пугают: с Вайгача мы летели по 10 070 рублей с человека, и даже до Харьяги билет стоит порядка 5900 рублей... особым издевательствам смотрелась контекстная реклама, подсунувшая мне предложение за те же деньги слетать из Москвы в Нью-Йорк. Но и эти страшные цены - намного ниже себестоимости, ведь час работы вертолёта оценивается в сотни тысяч рублей, то есть вайгачский рейс для авиаотряда сам по себе дороже миллиона.
Вот над Тельвиской поднялся вертолёт, и толком не набрав высоту словно прыгнул над городом в аэропорт - скорее всего, это санрейс, летающая "скорая помощь":
19.
Катера у пристани обслуживают, скорее всего, дачные участки на островах Печоры: в теплицах, с горем пополам, северяне даже умудряются что-то выращивать. Один из дачных посёлков расположился прямо напротив центра, у руин кирпичного завода:
20.
Новой для меня стала в этот раз западная часть Города - так, Городом с большой буквы, в Нарьян-Маре называют центральный район между Качгортинской и Городецкой курьями (заливами Печоры), отделяющими его от Посёлков. Центр Города прилегает к Качгортинской курье, и его я в основном показывал в зимнем посте. В изгиб же Городецкой курьи вклинивает район, по духу и облику больше похожий на посёлки. В 1980-х годах, рискну предположить, было наоборот - в противоположность застроенному сталинским барачником центру здесь стоят пятиэтажки:
21.
Фасад внушительных размеров школы в глубине этого района совсем не случайно украшают олени - это интернат для детей из тундры, с 1920-х годов неотъемлемая часть национальных районов Крайнего Севера. Летом здесь пусто, но детей из этой школы мы вполне могли увидеть в Варнеке:
22.
Другим новым для меня местом стал Ненецкий краеведческий музей, в который я попал лишь в последний день пребывания в Нарьян-Маре - он закрыт по понедельникам и воскресениям, а я что из Москвы, что с Вайгача прилетал сюда вечером субботы. Но музей откровенно разочаровал - экспозиция уровня средненького райцентра в блестающих новизной пустых просторных залах. Зато на первом этаже вместо кассира - автомат, печатающий билеты. Куда больше заслуживает посещения музей Пустозерска, который я уже показывал зимой.
23.
Но больше, чем в Городе, я в этот раз находился в Посёлках. Их цепочка тянентся на несколько километров вниз по Печоре, и если в собственно Нарьян-Маре живёт половина населения НАО, то в Нарьян-Маре с посёлками - и вовсе 3/4. По посёлкам с 1955 года даже ходит автобус (конечные - Морпорт и улицы Ленина в городе, аэропорт и Искателей в посёлках), проезд в котором ныне стоит 35 рублей, а остановки с неизменным пультом вызова экстренных служб капитальны, как вокзалы пригородной линии:
24.
За изогнутым мостом через Качгортинскую курью встречает Качгорт - не самый крупный, но самый важный из этих посёлков:
25.
Здесь есть крупнейший в Нарьян-Маре торговый центр, новенькая электростанция (2003-2009, 36 МВт)...
26.
...а в стороне от главной улицы 60-летия Октября - и аэропорт, то есть Качгорт Нарьян-Мару ещё и ворота:
27.
И - "путёвка в жизнь". Район аэропорта называется Хорейверская Экспедиция, и на полдороги к улице 60-летия Октября можно увидеть вот такой памятник - в 1958 году на этом месте была пробурена первая геологоразведочная скважина в Ненецком автоном округе (аналогичные памятники я уже показывал в Новом Уренгое и Берёзове):
28.
-Прилетел я, значит, первый раз в Нарьян-Мар ещё в девятом классе, - рассказывал мне один житель Вайгача, - идём с друзьями на автобус. Я втиснулся, поехал, вижу - а друзья остались. Решил вернуться, три остановки проехал - вышел. Ну, мимо мужик идёт, подхожу и спрашиваю: где я? А тот смотрит на меня так спокойно, и отвечает - в Сахалине! Ну, подумал я, чушь какая-то, шутит наверное. К женщине подошёл, то же самое спросил, и она мне отвечает - в Сахалине! Я думаю - вот дела в этом городе. Три остановки проехал - и уже на Сахалин попал... А ещё я тогда первый раз в жизни деревья увидел.
Сахалином называется следующий посёлок, формально часть Качгорта, но довольно обособленная:
29.
Даже автобусная остановка здесь другая - деревянный чум. Рядом с ней - источник артезианской воды, к которому народная тропа не зарастает:
30.
За Сахалином в берег вклинивается ещё один залив Печоры - Лесозаводская курья, отделяющая следующий конгломерат посёлков, группирующихся вокруг Лесозавода. Два кадра Лесозаводской курьи сняты с разницей в месяц - 1 июля и 1 августа, и оцените, как сильно поменялся пейзаж:
31.
32.
Остановка Лесозавод. Рядом баня, которую мы прозвали не иначе как "с раздевалкой через дорогу" - в первый день на её крыльце курили два пузатых мужика в полотенцах и женщина с голой грудью.
33.
Лесозавод вообще суров, и Крайнего Севера в нём куда больше, чем в Городе, Качгорте или Искателеях:
34.
35.
Непосредственно на Лесозаводе мы и жили по дороге "туда" - у Петьки и Наташи

36.
Как такового лесозавода уже давно не существует, въезд на его огромную площадку свободный, и занята она всякой всячиной - автосервисами, складами, магазинами, общежитиями... Кое-где ещё стоят трелёвочники, таскавшие по заводу брёвна:
37.
У причала - штабеля досок и бруса, но я так и не понял, пилят их здесь или просто выгружают:
38.
Фактически Лесозавод - это ещё один порт, и даже один из трёх нарьян-марских автопаромов швартуется именно здесь:
39.
На здешнем пляже вместо песка - опилки:
40.
А над пляжем - сотня метров деревянной мостовой:
41.
И самое удивительное на Лесовозаводе то, что именно с него начинался город. В промышленных масштабах рубить лес в бассейне Печоры да вывозить его по Баренцеву морю начали в 1860 году капитан Павел Крузенштерн (сын "Человека и Парохода") и купцы Василий Латкин и Михаил Сидоров, в 1862 году учредившие для этих целей Печорскую компанию. К концу века к делу подключился магнат-исследователь Александр Сибиряков, а там и иностранцы подтянулись - в 1901 году на месте нынешнего Морпорта возник лесозавод "Норд-Русской компании" шведа Альфреда Лидбека, а в 1903 году норвежец Мартин Ульсен основал лесозавод "Стелла-Поларе", пару лет спустя выкупив производство у соседа-конкурента. Появление лесозаводов сразу привлекло купцов из уральской Чердыни, не первый век работавших в Пустозерске, и на месте нынешнего Города возникла деревенька с донельзя северным названием Белощелье.
41а.
Туда, впрочем, жизнь сместилась несколько позже: "Стелла-Поларе" был настоящим индустриальным гигантом, самым северным в Российской империи - к 1910-м годам здесь трудилось более 1000 человек, работало 10 пилорам, у завода был собственный флот из 8 пароходов (7 из них были винтовыми), в посёлке имелись школа, больница, телефон и почта, театральный кружок и даже синематограф. Будущий Нарьян-Мар стал достаточно пролетарским местом и для рабочего движения, которое возглавлял ненец Григорий Хатанзейский. Однако история Печорского лесозавода не была непрерывной - в 1918 году "Стелла-Поларе" почти полностью уничтожил пожар, и "за главного" осталось Белощелье. Восстановить производство удалось лишь в 1927-29 годах. Зато в войну Печорский лесозавод имени Хантанзейского успел поработать верфью, выпуская кавасаки - небоьшие деревянные парусно-моторные суда, тип которых, судя по названию, зародился в Японии (судостроительная компания "Кавасаки" там известна с 1878 года), и первые 8 судов (из 53 построенных в 1942-48 годах) не ловили рыбу, а высаживали десанты на мурманских берегах. Прекратил своё существование Печорский лесозавод в 2010 году, а название "Стелла-Поларе" в нынешнем Нарьян-Маре известно в совсем другом качестве - как местная марка пива.
42.
И тем не менее от норвежского лесозавода осталось две или три краснокирпичные постройки начала ХХ века - кочегарка, гараж (он же силовая станция) и ремонтно-механическая мастерская (она же лесопильный амбар). Старейшие здания города, и наверное самые северные в России памятники дореволюционной промышленной архитектуры:
43.
44.
А в общем жизнь идёт. Вот старая школа для рабочих "Стелла-Поларе" (1905):
45а.
А вот новый детский сад в посёлке Лесозавода:
45.
Другие посёлки этого конгломерата - Бандарка, Мирный, Новый, Захребетный, ну а дальше дорога приводит в третью группу посёлков, или вернее один большой посёлок Искателей (7 тыс. жителей), в 2005 году административно обособившийся от города. Он вырос из основанной в 1968 году базы геологов, но в краю, где есть Варандей, Хановей, Валей и Тайбарей так и напрашивается произносить его название как ИскателЕй. Увидев на въезде нечто на гусеницах, я машинально подумал, что это вездеход... но нет, тут, как на Земле, встречает танк, поставленный в 2015 году к 70-летию Победы.
46.
От танка вдоль промзоны ведёт улица Монтажников, и на другом её конце у поворота к центру - деревянная часовня:
47.
За поворотом на бульваре - памятник Петру и Февронии, эти веяния дошли даже сюда. А вот яблони в цвету - искусственные, по сути дела просто фонари:
48.

|
</> |
