рейтинг блогов

Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

топ 100 блогов varandej08.08.2017 Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Главное качество, которым нужно обладать на Крайнем Севере - терпение. Здесь ни одно путешествие не обходится без долгих-долгих ожиданий - транспорта, погоды или бюрократии. Из 10 дней пути от Москвы до Вайгача ходовыми было всего 3 дня; из 8 дней пути обратно примерно половину времени заняло бездействие. Вайгач находится в самом дальнем углу Ненецкого автономного округа, и в окружной столице Нарьян-Маре, перелёту в который на стареньком Ан-24 была посвящена прошлая часть, мы суммарно провели почти неделю - по пути "туда" в приготовлениях лодки, по пути обратно - коротая время от вертолёта до парома. Так что этот пост - общий для обеих подсерий.

Про Нарьян-Мар я подробно рассказывал прошлой зимой, заодно попав там на снегоходные гонки. В этот раз будет не путеводитель, а довольно бесситемная россыпь зарисовок, и более подробный, чем о городе, рассказ о прилегающих посёлках. И не жалуйтесь, что пост слишком большой - таким уж долгим было ожидание...

Зимой северные нефтеграды как правило выглядят привлекательнее, чем летом - снег скрывает неухоженность тротуаров и газонов и вездесущий мелкий песок, выпущенный людьми из под болот и лесов. Но значительная часть Нарьян-Мара даже летом не теряет своей уютной игрушечности:

2.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Деревянный Богоявленский собор (1995-200к) высотой 38 метров исправно виден со всего города, но напротив него - огромная стройплощадка. В этот раз я приметил на ней вот такой стенд - идея хороша (Нарьян-Марской и Мезенской епархии, тем более, принадлежат самые северные в мире храмы военных баз на полярных островах), но архитектуру всё же можно было бы и пооригинальнее придумать, поарктичнее:

3.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Вообще же превращение Нарьян-Мара из деревянной глухомани в нефтегазовый оплот идёт буквально на глазах, это особенно заметно в силу его минитюрности - с прошлого приезда два деревянных здания я обнаружил сгоревшими, и не могу поручиться, что от каких-то ещё бараков в центре Красного Города с тех пор не осталось и следа:

4.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Коллекцию так запомнившихся мне в прошлый приезд деревянных сталинок в этот раз пополнило пожарное депо. Сооружение на заднем плане - детский садик типового проекта, прежде мне такие встречались в Ханты-Мансийске.

5.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Опять же деревянные постройки морского порта. Не знаю, что из этой "коллекции" переживёт трансформацию города - ведь в Нарьян-Маре даже окружная администрация пока что сидит в деревянном здании.

6.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Хотя массивы барачника здесь и по сей день немаленькие:

7.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

А кто-то не дожидаясь реконструкции сделал из своего барака особняк Красная Роза!

8.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Но городом бараков Нарьян-Мару быть теперь уж совсем не к лицу. Хотя местные постоянно сетуют на бедность, мол, работаем мы тут за еду и света белого не видим, на практике москвичи или питерцы в Нарьян-Маре ощущают себя нищебродами. Здесь дорогая еда - но не только из-за северных наценок, но и потому, что сами продукты в основном очень приличных марок. Когда мы хотели купить лимонов (а в экспедицию удобнее брать много мелких, чем пару крупных) - столкнулись с неожиданной проблемой: ни в одном овобщефруктовом ларьке мелких лимонов не нашлось! Расписания и места отправления автопаромов на Землю из встреченных нами нарьян-марцев не знал реально никто, даже таксист - но многие наизусть знали расписание самолётов, и искренне не понимали, почему это мы не хотим лететь в Москву за 30 тысяч рублей на двоих (на пароме мы покинули Красный город за 1000 рублей). И даже на иную ценность денег это не спишешь - на те товары, что нам приходилось покупать (продукты, бензин, зажигалки, тару для воды, флешку для фотоаппарата) цены, конечно, выше, чем на Земле, но не сказать, чтобы критически.

9.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

"А где ты тут местных видел?!" - впрочем, резонно заметили дальнобойщики на обратном пароме. В Нарьян-Маре очень мало гостей с юга, да и те в основном торгуют овощами: на заработки сюда ездят из остальной России. Самая крепкая связь у Нарьян-Мара с Кировом - туда, в Киров, ехала с парома большая часть дальнобоев; "Доставка грузов из Кировской области" - отдельное семейство объявлений помимо просто "Доставки грузов". Кировская область для местных - что для России Средняя Азия: там тепло и "даже яблоки растут!", а вот с работой и зарплатой - туговато.
Проиллюстрировать тему кировско-ненецких отношений мне нечем. А вот бородатый старовер (по крайней мере думаю, что это старовер) - типаж в Нарьян-Маре в общем-то совсем не характерный, но напоминающий своим видом о близости Пустозерска:

10.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

В Нарьян-Маре в общем неплохие продуктовые магазины (главная сеть - "Хороший", отличается невыносимой громкой музыкой в тесноватых залах, но ассортимент оправдывает название), несколько сложнее с хозяйственными (их в принципе много и они довольно крупные, но ничего сложнее зажигалок или батареек мы не находили с первой попытки) и практически отсутсвует общепит - пара дорогущих ресторанов для кормления делегаций да пара буфетов. Буфет ДК "Арктика" с прошлой зимы закрылся, но абсолютно тот же ассортимент нашёлся в буфете ЦУМа. И ходили мы сюда за пирожками с палтусом (очень вкусные, причём холодными вкуснее, чем горячими) и шаньгами с брусникой да морошкой.

11.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Обратите внимание на внешность мальчика. Что принципиально отличает печорских ненцев от ямальских - так это то, что они очень заметны в городе. На Ямале ненец-тундровик - рослый, трезвый и в роскошной синей малице, у него есть казённый спутниковый телефон и несколько тысяч оленЕй, а если всего этого и нет, и живёт он в посёлке - то на лето предпочтёт поставить чум в красивом месте. В Ненецком округе ненец маленький и щуплый, и малица у него ветхая, и олени колхозные, и водка словно злой дух - ненавистна, но непобедима; на Вайгаче я не раз слышал от местных ненцев, что культура их умирает, молодёжь забывает традиции и стремится в города, и скоро оленей пасти будет некому. Я обычно говорил им, что всё это живо на Ямале, где по слухам даже шаманы ещё остались, и ненцы кивали, как небогатый человек, когда-то слышавший, что у него есть брат-миллионер в Австралии. Но даже в Салехарде встретить ненца - редкость, а в нефтеграды типа Надыма они и вовсе неведываются разве что на День Оленевода, в Нарьян-Маре же ненцев постоянно видишь тут и там. И это не тундровики, а совершенно городские люди, и молодые черноволосые неночки в чёрной одежде и почти всегда почему-то в огромных очках бывают очень привлекательны и стильны. Я не раз пытался их сфотографировать, но ненецкие духи, видимо, надёжно защищают даже тех, кто о них позабыл - ни один кадр не удался.
У ямальских ненцев и фамилии-то сплошь - Салиндер, Лаптандер, Худи, Харючи, Яр, Окотэтто, а у печорских - Выучейские, Хатанзейские да Ледковы: они дольше прожили под Россией, сильнее ассимилировались, раньше узнали быт городов и сёл, и в общем стали кем-то вроде "шала-казахов" в Казахстане. Ненецкую речь в Нарьян-Маре  я не слышал ни разу, а надписи по-ненецки - лишь вывески официоза, как например вот эта на ДК "Арктика" (вторая строчка - на языке коми):

12а.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Ещё немного вывесок. Вот такое вот странное учреждение мне попалось близ дорогой и пафосной гостиницы "Печора", а в интернете я без труда нашёл его сайт. В Европе есть такое понятие, как Баренц-регион, или Евроарктика, включающий наши Мурманскую область и Ненецкий округ да северные провинции Норвегии, Швеции и Финляндии. Тут можно вспомнить, что и основан Нарьян-Мар был по сути норвежскими лесопромышленниками, и что постоянное население на Вайгаче и Новой Земле появилось во многом как ответ на попытки норвежской колонизации этих островов, и нефть на здешнем шельфе добывают с учётом норвежского опыта. Иностранцев в Нарьян-Маре мы не встречали, но если бы встретили - думаю, это были бы именно норги.

12б.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Вывеска на входе в магазин - вполне насущная для всего Севера. Хотя откровенно пьяных людей на улицах Нарьян-Мара я не припомню, и вообще он выглядит очень спокойным городом, где маленьких детей отпускают гулять без присмотра.

12в.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

А вот ещё деталь местных реалий - тюнинг для лодки:

12г.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Самое редкое преступление в Нарьян-Маре - это автоугон, потому что угонять машину отсюда попросту НЕКУДА. Не знаю, промышляют ли здесь угоном лодок, но дворы Нарьян-Мара лодками буквально завалены (см. зимний пост), а продают их тут едва ли не на вес:

13.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Это, как я понимаю, и вовсе аэросани, которые могут двигаться как по воде, так и по снегу - во дворах домов и магазинов я видел их пару раз, а вот в тундре или на реке такие машинки наблюдать не доводилось.

14.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

К отсутствию дорог и кратковременности открытой воды в замерзающих на зиму реках на северах вообще приспосабливаются кто как может. Вот так выглядят дворы различных служб типа МЧС или МВД:

15.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

В советское время основным индивидуальным транспортом окрестных тундр были самодельные аэросани, фрагменты которых, по словам Петьки Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки sevprostor ещё догнивают где-то на дальних балкАх. Потом их сменили каракаты и бураны (в отличие от классических снегоходов с одной гусеницей и двумя лыжами, двухгусеничный однолыжный "Буран" по мягкой сырой тундре ездит прекрасно), а сейчас и их активно теснят квадроциклы:

16.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

А вот кто-то решил проехаться по Нарьян-Мару на коне! Надо заметить, лошадь в городе и окрестностях гораздо привычнее, чем северный олень - может быть, со времён Пустозерска.

17.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Нарьян-Мар невозможно представить без шума винтов, и Ан-24, вертолёт или "кукурузник" здесь начинаешь отличать на слух очень быстро:

18.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

В Нарьян-Мар летает несколько авиакомпаний типа "Ютэйр" или "Нордавиа", но главный тут - Нарьян-Марский авиаотряд, по сути дела то же АТП с 4 "кукурузниками" в роли маршруток и 21 вертолётом Ми-8 вместо ПАЗиков, развозящих народ по окрестным (километров до 300) деревням. Они не бронируют билеты, по предварительной продаже отпускают их малую часть, а в основном сажают народ на летательные аппараты в порядке живой очереди, зачастую ещё с индивидуальным подходом - кому нужнее, и потому в Нарьян-Мар из глубинки улететь гораздо проще, чем в глубинку из Нарьян-Мара. Цены на этот "пригород" пугают: с Вайгача мы летели по 10 070 рублей с человека, и даже до Харьяги билет стоит порядка 5900 рублей... особым издевательствам смотрелась контекстная реклама, подсунувшая мне предложение за те же деньги слетать из Москвы в Нью-Йорк. Но и эти страшные цены - намного ниже себестоимости, ведь час работы вертолёта оценивается в сотни тысяч рублей, то есть вайгачский рейс для авиаотряда сам по себе дороже миллиона.
Вот над Тельвиской поднялся вертолёт, и толком не набрав высоту словно прыгнул над городом в аэропорт - скорее всего, это санрейс, летающая "скорая помощь":

19.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Катера у пристани обслуживают, скорее всего, дачные участки на островах Печоры: в теплицах, с горем пополам, северяне даже умудряются что-то выращивать. Один из дачных посёлков расположился прямо напротив центра, у руин кирпичного завода:

20.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Новой для меня стала в этот раз западная часть Города - так, Городом с большой буквы, в Нарьян-Маре называют центральный район между Качгортинской и Городецкой курьями (заливами Печоры), отделяющими его от Посёлков. Центр Города прилегает к Качгортинской курье, и его я в основном показывал в зимнем посте. В изгиб же Городецкой курьи вклинивает район, по духу и облику больше похожий на посёлки. В 1980-х годах, рискну предположить, было наоборот - в противоположность застроенному сталинским барачником центру здесь стоят пятиэтажки:

21.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Фасад внушительных размеров школы в глубине этого района совсем не случайно украшают олени - это интернат для детей из тундры, с 1920-х годов неотъемлемая часть национальных районов Крайнего Севера. Летом здесь пусто, но детей из этой школы мы вполне могли увидеть в Варнеке:

22.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Другим новым для меня местом стал Ненецкий краеведческий музей, в который я попал лишь в последний день пребывания в Нарьян-Маре - он закрыт по понедельникам и воскресениям, а я что из Москвы, что с Вайгача прилетал сюда вечером субботы. Но музей откровенно разочаровал - экспозиция уровня средненького райцентра в блестающих новизной пустых просторных залах. Зато на первом этаже вместо кассира - автомат, печатающий билеты. Куда больше заслуживает посещения музей Пустозерска, который я уже показывал зимой.

23.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Но больше, чем в Городе, я в этот раз находился в Посёлках. Их цепочка тянентся на несколько километров вниз по Печоре, и если в собственно Нарьян-Маре живёт половина населения НАО, то в Нарьян-Маре с посёлками - и вовсе 3/4. По посёлкам с 1955 года даже ходит автобус (конечные - Морпорт и улицы Ленина в городе, аэропорт и Искателей в посёлках), проезд в котором ныне стоит 35 рублей, а остановки с неизменным пультом вызова экстренных служб капитальны, как вокзалы пригородной линии:

24.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

За изогнутым мостом через Качгортинскую курью встречает Качгорт - не самый крупный, но самый важный из этих посёлков:

25.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Здесь есть крупнейший в Нарьян-Маре торговый центр, новенькая электростанция (2003-2009, 36 МВт)...

26.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

...а в стороне от главной улицы 60-летия Октября - и аэропорт, то есть Качгорт Нарьян-Мару ещё и ворота:

27.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

И - "путёвка в жизнь". Район аэропорта называется Хорейверская Экспедиция, и на полдороги к улице 60-летия Октября можно увидеть вот такой памятник - в 1958 году на этом месте была пробурена первая геологоразведочная скважина в Ненецком автоном округе (аналогичные памятники я уже показывал в Новом Уренгое и Берёзове):

28.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

-Прилетел я, значит, первый раз в Нарьян-Мар ещё в девятом классе, - рассказывал мне один житель Вайгача, - идём с друзьями на автобус. Я втиснулся, поехал, вижу - а друзья остались. Решил вернуться, три остановки проехал - вышел. Ну, мимо мужик идёт, подхожу и спрашиваю: где я? А тот смотрит на меня так спокойно, и отвечает - в Сахалине! Ну, подумал я, чушь какая-то, шутит наверное. К женщине подошёл, то же самое спросил, и она мне отвечает - в Сахалине! Я думаю - вот дела в этом городе. Три остановки проехал - и уже на Сахалин попал... А ещё я тогда первый раз в жизни деревья увидел.
Сахалином называется следующий посёлок, формально часть Качгорта, но довольно обособленная:

29.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Даже автобусная остановка здесь другая - деревянный чум. Рядом с ней - источник артезианской воды, к которому народная тропа не зарастает:

30.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

За Сахалином в берег вклинивается ещё один залив Печоры - Лесозаводская курья, отделяющая следующий конгломерат посёлков, группирующихся вокруг Лесозавода. Два кадра Лесозаводской курьи сняты с разницей в месяц - 1 июля и 1 августа, и оцените, как сильно поменялся пейзаж:

31.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

32.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Остановка Лесозавод. Рядом баня, которую мы прозвали не иначе как "с раздевалкой через дорогу" - в первый день на её крыльце курили два пузатых мужика в полотенцах и женщина с голой грудью.

33.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Лесозавод вообще суров, и Крайнего Севера в нём куда больше, чем в Городе, Качгорте или Искателеях:

34.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

35.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Непосредственно на Лесозаводе мы и жили по дороге "туда" - у Петьки и Наташи Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки sevprostor тут, во дворе автосервиса, зимовала лодка. Они с Олей прибыли на день раньше меня, и Оля обнаружила, что здесь негде поставить палатку - перед автосервисом балаган пугал бы клиентов, а в глубине промзоны одинокой женщине ночевать было как-то тревожно. К моменту моего приезда Ольга успела договориться с автосервисом, чтобы нас пускали на ночь в его отапливаемое помещение, и это чуть не стоило нам конфликта в команде: я сам уже обжигался на этой особой полярной этике, когда люди помогают нуждающимся практически безотказно, но всё это лежит на совести просящего. Проще говоря: мы спрашиваем у ребят из автосервиса, "где тут можно переночевать?", и ребята оставляют нам на ночь открытую дверь, включённые обогреватель и даже вай-фай, разрешают сдвинуть лавки в диван, да приглашают вернуться следующей ночью, а про себя думают "ну что за люди? не подготовились, а нам теперь с ними нянчиться!". Так на Севере заведено: если человек нуждается в помощи - ему стараются помочь, даже если видят, что он сам схалявил - потому что в тундре или холодном море ценой твоего отказа может оказаться чья-то жизнь. За помощь здесь не просят обычно награды и не говорят о доставленных неудобствах, а потому гостю Крайнего Севера очень легко самому того не заметив сесть местным жителям на шею. Здесь надо крайне осторожно даже не просить, а просто выражать намерения и нужды; самому понимать, что за помощь честнее благодарить не словом, а делом или подарком; и слышать чужие выражения нужд и намерений, на самом деле являющихся просьбами уже к тебе. Петька и Наташа это понимали на уровне рефлексов и потому сами превратились в северян, я это понимал на уровне теории, а Ольга - обожглась, как и многие прибывшие на Север впервые.

36.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Как такового лесозавода уже давно не существует, въезд на его огромную площадку свободный, и занята она всякой всячиной - автосервисами, складами, магазинами, общежитиями... Кое-где ещё стоят трелёвочники, таскавшие по заводу брёвна:

37.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

У причала - штабеля досок и бруса, но я так и не понял, пилят их здесь или просто выгружают:

38.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Фактически Лесозавод - это ещё один порт, и даже один из трёх нарьян-марских автопаромов швартуется именно здесь:

39.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

На здешнем пляже вместо песка - опилки:

40.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

А над пляжем - сотня метров деревянной мостовой:

41.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

И самое удивительное на Лесовозаводе то, что именно с него начинался город. В промышленных масштабах рубить лес в бассейне Печоры да вывозить его по Баренцеву морю начали в 1860 году капитан Павел Крузенштерн (сын "Человека и Парохода") и купцы Василий Латкин и Михаил Сидоров, в 1862 году учредившие для этих целей Печорскую компанию. К концу века к делу подключился магнат-исследователь Александр Сибиряков, а там и иностранцы подтянулись - в 1901 году на месте нынешнего Морпорта возник лесозавод "Норд-Русской компании" шведа Альфреда Лидбека, а в 1903 году норвежец Мартин Ульсен основал лесозавод "Стелла-Поларе", пару лет спустя выкупив производство у соседа-конкурента. Появление лесозаводов сразу привлекло купцов из уральской Чердыни, не первый век работавших в Пустозерске, и на месте нынешнего Города возникла деревенька с донельзя северным названием Белощелье.

41а.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Туда, впрочем, жизнь сместилась несколько позже: "Стелла-Поларе" был настоящим индустриальным гигантом, самым северным в Российской империи - к 1910-м годам здесь трудилось более 1000 человек, работало 10 пилорам, у завода был собственный флот из 8 пароходов (7 из них были винтовыми), в посёлке имелись школа, больница, телефон и почта, театральный кружок и даже синематограф. Будущий Нарьян-Мар стал достаточно пролетарским местом и для рабочего движения, которое возглавлял ненец Григорий Хатанзейский. Однако история Печорского лесозавода не была непрерывной - в 1918 году "Стелла-Поларе" почти полностью уничтожил пожар, и "за главного" осталось Белощелье. Восстановить производство удалось лишь в 1927-29 годах. Зато в войну Печорский лесозавод имени Хантанзейского успел поработать верфью, выпуская кавасаки - небоьшие деревянные парусно-моторные суда, тип которых, судя по названию, зародился в Японии (судостроительная компания "Кавасаки" там известна с 1878 года), и первые 8 судов (из 53 построенных в 1942-48 годах) не ловили рыбу, а высаживали десанты на мурманских берегах. Прекратил своё существование Печорский лесозавод в 2010 году, а название "Стелла-Поларе" в нынешнем Нарьян-Маре известно в совсем другом качестве - как местная марка пива.

42.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

И тем не менее от норвежского лесозавода осталось две или три краснокирпичные постройки начала ХХ века - кочегарка, гараж (он же силовая станция) и ремонтно-механическая мастерская (она же лесопильный амбар). Старейшие здания города, и наверное самые северные в России памятники дореволюционной промышленной архитектуры:

43.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

44.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

А в общем жизнь идёт. Вот старая школа для рабочих "Стелла-Поларе" (1905):

45а.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

А вот новый детский сад в посёлке Лесозавода:

45.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

Другие посёлки этого конгломерата - Бандарка, Мирный, Новый, Захребетный, ну а дальше дорога приводит в третью группу посёлков, или вернее один большой посёлок Искателей (7 тыс. жителей), в 2005 году административно обособившийся от города. Он вырос из основанной в 1968 году базы геологов, но в краю, где есть Варандей, Хановей, Валей и Тайбарей так и напрашивается произносить его название как ИскателЕй. Увидев на въезде нечто на гусеницах, я машинально подумал, что это вездеход... но нет, тут, как на Земле, встречает танк, поставленный в 2015 году к 70-летию Победы.

46.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

От танка вдоль промзоны ведёт улица Монтажников, и на другом её конце у поворота к центру - деревянная часовня:

47.
Дорога на Вайгач/дорога с Вайгача. Часть 2: Нарьян-Мар и его посёлки

За поворотом на бульваре - памятник Петру и Февронии, эти веяния дошли даже сюда. А вот яблони в цвету - искусственные, по сути дела просто фонари:

48.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12. 13. 14. ...
Прочитал тут статью одного эксперта (кандидат психологических наук) про вредные привычки, которые пожирают драгоценное время. Он считает, что: « просмотр сериалов, интернет-сёрфинг по сайтам и бессмысленное хождение по магазинам входят в список вредных привычек ». ...
Дети постоянно пьют молоко и требуют по утрам манную кашу. Все четверо. И лопают ее. Ненормальные какие-то. Ну какой ребенок в здравом уме будет жрать по утрам манную кашу? ...
Третья неудачная попытка пофотать крысят персонально. Жутко хочется набить из них чучелки и наконец снять НЕПОДВИЖНОЕ животное. Zed. Мой любимый пацан, мордастый, шустрый и очень ласковый. Перл или беж.Циннамон, пацан. Весь в маму - пухлый и ...
Тех высот, которых достиг Китай за последнее время, иначе как экономическое чудо не назовешь. Рост ВВП измеряется теми цифрами, которым могут позавидовать даже самые развитые страны. Китайцы очень трудолюбивый народ, и они обладают на сегодняшний день практически всеми передовыми ...