Бедные-несчастные, или Как стать дерьмом за 15 лет - 6

топ 100 блогов qebedo — 14.04.2024 Вверх Килем

Проблема с отречением Вильхельма II была в том, что хорошей замены ему не было. Кронпринц Фридрих Вильхельм Виктор Аугуст Эрнст был еще более отбит на голову, чем его папахен — оголтелый национал-шовинист, считавший даже Бетмана-Хольвега «либеральным гнидою», а октябрьскую парламентаризацию «предательством», «верденский мясник» (командующий группы армий «Кронпринц Вильхельм», положивший полторы сотни тысяч трупов под Верденом) и вообще непопулярная личность. Его старший сын, 11-летний Вильхельм Фридрих Франц Йозеф Кристиан Олаф был более приемлемой фигурою, ибо вообще ничем пока не заляпал свою репутацию, сидя в школе и никуда не вылезая. Но ребенок на троне в такое время… Так что хотя Эберт продолжал настаивать на конституционной монархии, Шайдеман и большинство соцдемов вполне себе уже были не против республики — в конце концов, у нашего паровоза в социализме остановка, или, нахер, где?

Бедные-несчастные, или Как стать дерьмом за 15 лет - 6   Бедные-несчастные, или Как стать дерьмом за 15 лет - 6
Кронпринц Вильхельм и принц Вильхельм

31 октября 1918 года на заседании военного кабинета (министры наиболее важных ведомств, представители командования и лидеры парламентской оппозиции) Шайдеман заявил, что кайзера, кроме военных, уже не защищает особо никто — ни рабочие, ни пейзане, ни буржуа, а особенно его поразили в самую глубину души чиновники: «Я никогда не мог бы подумать, что эти люди смогут так легко переметнуться». Председатель фракции Партии центра Грёбер заикнулся о поддержке монархии, но его коллега по фракции Карл Тримборн, врио главы МВД, поддержал Шайдемана — отрекаться к хренам собачьим. Посему 5 октября на заседании межфракционного комитета райхстага даже Эберт заявил, что кайзеру и кронпринцу надо дать под зад: «Пустив дело на самотек, мы пойдем навстречу гибели». С ним согласились прогрессисты — только внука. Бавария была за, но все боялись гражданской войны в Пруссии, где помещики и офицеры веками культивировали тупую безмозглую преданность монархии, чем бы она не занималась.

Восстание моряков в Киле «котолизировало» ситуацию. Макс фон Баден послал туда на умиротворение двух депутатов райхстага — прогрессиста Конрада Хаусмана и соцдема Густава Носке. У первого получилось примерно ничего, зато второй классовым чутьем бывшего плетельщика корзин уловил главное правило любой леворуции: не можешь победить — возглавь. В райхстаге Носке занимался вопросами военного флота, колоний и армейских поставок, так что легко нашел язык с матросами, став уже 7 ноября губернатором Киля. Под его чутким руководством леворуция пошла не вглубь, а в ширь — к этому же дню восставшие солдаты и матросы захватили Любек, Брунсбюттель, Хамбург, Бремен, Куксхафен и Брауншвайг. 8 ноября 200 матросов из Киля «высадились» в Кёльне, где тут же с помощью бургомистра создали Совет рабочих и солдатских депутатов.

Бедные-несчастные, или Как стать дерьмом за 15 лет - 6   Бедные-несчастные, или Как стать дерьмом за 15 лет - 6
Густав Носке и Курт Айснер

7 ноября начала сыпаться Германская империя — возглавляемые местным лидером НСДПГ Куртом Айснером и главой радикалов в Баварском крестьянском союзе Людвигом Гандорфером мюнихьяне с примкнувшими к ним солдатами образовали Баварский совет рабочих и солдатских депутатов, который объявил Баварию республикой (8 ноября название скорректировали — Народное государство Бавария), а Айснера — ея президентом. Король Людвиг III с семейством изменившимся лицом позорно бежал из дворца, а 13 ноября вообще отрекся от престола. К вечеру 7 ноября «красными» стали Халле, Ляйпциг, Дюссельдорф, Хальтерн-ам-Зе, Оснабрюк, Люнебург, Магдебург, Штутгарт и Ольденбург. Военному кабинету в Берлине передали ультиматум СДПГ: снять запрет на собрания НСДПГ в Берлине, «максимальная лояльность полиции и военных», роспуск правительства Пруссии и созыв нового кабинета на основе парламентского большинства, ввести еще соцдемов в райхсправительство, отречение кайзера и кронпринца. Нож в псину, вскричал Макс фон Баден и собрался подать в отставку, но Шайдеман уверил его, что «качать лодку» до подписания перемирия они не будут.

Глядя на соцдемов, прогрессисты и центристы тоже выдвинули требование отречения кайзера, и даже национал-либералы заявили, что «приветствовали бы подобный шаг с его стороны». Депутат-прогрессист Анонимус заявил в газете «Берлинер Цайтунг ам Миттаг»: «Сейчас Германией невозможно управлять без социал-демократов. Они абсолютно необходимы для образования большинства, иначе революция пойдет не упорядоченным и мирным путем, а по пути большевизма со всеми ужасами гражданской войны». Однако одно туповатое существо в столице таки нашлось — генерал-оберст Александер Адольф Август Карл фон Линзинген, главнокомандующий в Бранденбургской марке и губернатор Берлина. По его приказу 8 ноября были арестованы несколько рабочих активистов, а на крупных заводах организовывались «посты безопасности» с солдатами и полицией. Так что утром 9 ноября СДПГ объявила о всеобщей забастовке.

Бедные-несчастные, или Как стать дерьмом за 15 лет - 6
Александер фон Лизинген

На совещании фракции СДПГ в райхстаге Эберт заявил: «Социал-демократия должна захватить правительство, целиком и полностью, также как в Мюнхене, однако по возможности без кровопролития». Независимцы прижухли и ховались по норам, вопреки крикам Либкнехта, планируя какую-то туманную акцию 11 ноября. Так что хватать власть соцдемам никто не мешал. Один из всего трех батальонов егерей, стоявших в столице — Наумбургский — перешел на сторону СДПГ. Макс фон Баден при этом известии потребовал от кайзера в Спа немедленно отречься. Тот обещал сделать это в 11:00, но когда ничего не случилось, райхсканцлер через полчаса сам распространил сообщение о том, что Вильхельм II отрекся от престола, а кронпринц отказался от прав на него. Одновременно Макс фон Баден сообщил, что «будет оставаться на своем посту столь долго, пока не прояснятся вопросы, связанные с отречением кайзера, отказом кронпринца от престолонаследования и введением регентства. Он заявил, что намерен предложить регенту назначить депутата Эберта райхсканцлером, а также представить проект закона о немедленных всеобщих выборах в конституционное национальное собрание, которое затем окончательно установит государственную форму правления для немецкого народа».

Однако этот финт не прошел — в 12:35 к райхсканцлеру пришла депутация СДПГ во главе с Эбертом и потребовала сдать полномочия. На замечание канцлера о том, что еще необходимо урегулировать вопрос регентства, председатель СДПГ ответил, что теперь для этого уже слишком поздно. Вслед за этим принц Макс выступил с предложением Эберту занять пост рейхсканцлера. Согласно записям принца Макса, Эберт, немного подумав, ответил: «Это тяжелая обязанность, но я возьму ее на себя». Помимо поста райхсканцлера соцдемы хотели сами назначить преемников прусского военного министра и главнокомандующего Бранденбургской марки, которому Берлин был подчинен в военном отношении. После краткого внутреннего совещания между канцлером и статс-секретарями последовала процедура, которую Эберт в своем первом обращении к немецкому народу описал следующим образом: «Бывший райхсканцлер принц Макс фон Баден передал мне с согласия всех статс-секретарей отправление обязанностей райхсканцлера». Легитимность, порядок, закон — всё пошло по 3,14зде, в стране случилась Ноябрьская леворуция.

t.me/Tercios_catrenos

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Битва Россия - Канада это всегда здорово! Мало того, что канадцы точат на нас зубы ...
Приятно видеть, что Культурный минимум становится тем, чем изначально задумывался мною и коллегами - не только возможностью диалога с лидерами общественного мнения федерального уровня, представителями СМИ и власти, но и источником объективной, детальной, взвешенной точки зрения на самые ...
Испытываю стресс, испытываю чувство внутреннего дискомфорта и собственной ничтожности. Мне почти 40 лет, я один и близкого человека мне нет. Вот уже несколько лет в голове у меня крутится одна ситуация. Эта чудовищная ситуация. 5 лет назад я совершенно случайно познакомился с одной ...
Внутренний рынок бензина мониторится на предмет затоваривания, вопрос о возможном снятии запрета на экспорт бензина находится в проработке, сообщил "Интерфаксу и.о. министра энергетики РФ Николай Шульгинов. "Мы постоянно мониторим рынок на предмет принятия мер как в части ...
Администрация Трампа поддержит строительства газопровода Южный газовый коридор, который должен прервать российскую монополию в вопросе обеспеченности Европы газом. На первый взгляд, страшная перспектива для российских корпораций, по факту - лишь пугало для цены на газ. В отличие от ...