­
­

Батальные музы

топ 100 блогов novayagazeta31.03.2023 Год спустя.

1.

Год спустя мир изменился так радикально, что в нем проявились другие эпохи. Сегодняшний день изменил позавчерашний. Стрела времени развернулась из будущего в прошлое, и настоящее рифмуется с давно прошедшим. Так отнюдь не бесконфликтный 2021-й играет тем не менее роль идиллического 1913-го, последнего мирного года перед капитальной катастрофой Первой мировой.

Не случайно такой фурор произвела новая, третья, экранизация книги «На Западном фронте без перемен». Фильм снимался в 21-м, но стал сенсацией в 22-м. Пришедшийся ко времени, он получил самые престижные награды: три «Золотых глобуса», семь призов английского конкурса BAFTA, четыре «Оскара», включая победу в категории «Лучший иностранный фильм», хотя ничего иностранного в нем, в сущности, и не было.

Эта картина, как и знаменитая книга, по которой она поставлена, принципиально космополитическая, как и свойственный ей пафос пацифизма. Третья попытка воссоздать на экране опус Ремарка, как и первые две, рассказывает о глупости, абсурдности войны, которая тоже никого не сделала счастливым. При этом новая экранизация не следует книге и не соревнуется с ней. Она лишь иллюстрирует главный вывод Ремарка:

война ничего не решает и никого не оправдывает, она преступна и напрасна. Именно поэтому ее больше не должно быть.

Свой шедевр батальной прозы Ремарк предваряет многозначительным обращением к читателям: «Эта книга не обвинение и не исповедь. Просто попытка рассказать о поколении, загубленном войной, хотя оно и избежало ее снарядов». И это значит, что книга, вторя роману Хемингуэя «Прощай, оружие», рассказывает о любом «потерянном поколении» — на чьей бы стороне оно ни сражалось.

Только поэтому стал возможным анекдот из жизни старого Голливуда. Первая экранизация Ремарка, которую в 1930-м снял Льюис Майлстоун (он же уроженец Кишинева Лейб Мильштейн), оставила хозяев студии недовольными. Им не понравился мрачный финал без счастливого конца.

Афиша первой экранизации романа Ремарка, которую в 1930-м снял Льюис Майлстоун

Теодор Адорно. Кадр из видео

Юнна Мориц. Фото: википедия

Александр Кабанов. Фото: википедия

Аня Красильщик. Фото: соцсети

Катя Капович. Фото: соцсети

Алексей Цветков. Фото: википедия

Вера Павлова. Фото: artmoskovia.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Несколько дней назад я стала свидетелем родительской дискуссии, развернувшейся вокруг одного вопроса, который может показаться абсурдным: должны ли родители спрашивать разрешение у ребенка, если хотят к нему прикоснуться (обнять, поцеловать, расчесать волосы, смазать прыщик)? До этого ...
У меня дома волшебное окно. У меня вообще всё волшебное, но окно особенно. Потому и поставил письменный стол у окна, чтобы записывать чудеса и потом тебе рассказывать. Ты же меня слушаешь, друг? Ну, тогда слушай и смотри. Яркое солнце, детский смех. Его не слышно, но он точно ...
...
1912. Московская торговая экспедиция в Монголию. Часть 1 1912. Московская торговая экспедиция в Монголию. Часть 2 Для пожертвований Ну вот и настало ...
Современную россиянскую реальность описывают по-разному. Один из способов это указание на теократический характер россиянского государства. Основной постулат Веры этой теократии известен в изложении путинцев как: "Путин есть Россия", в вариантах: "Если не будет Путина, не будет России", ...