Барк «Вега». Первый на северном морском пути.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Барк «Вега». Первый на северном морском пути. Барк «Вега». Первый на северном морском пути.](/images/main/bark-vega-perviy-na-severnom-morskom-puti-3a34cd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2066446/2066446_600.jpg)
«Ве́га» («Vega») — парусно-паровой барк, китобойное судно, на котором шведская арктическая экспедиция Н. А. Э. Норденшельда в 1878—1879 годах впервые прошла Северо-восточным проходом вдоль северного побережья Европы и Азии из Атлантического океана в Тихий и, обогнув Евразию, вернулась в Швецию (с одной зимовкой).
![Барк «Вега». Первый на северном морском пути. Барк «Вега». Первый на северном морском пути.](/images/main/bark-vega-perviy-na-severnom-morskom-puti-4b3e0c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2066913/2066913_600.jpg)
Удивило, что экспедиция шведская, а марка финская, немного покопался и выяснил, что Норденшельд конечно швед, но вот родился в Финляндии, которая на тот момент входила в состав Российской империи и учился в Императорском Александровском (ныне Хельсингском) университете, достиг определённых успехов, под него даже экспедицию на Камчатку готовили, но из-за нескольких политических (точнее националистических) скандалов был вынужден покинуть Российскую империю и отбыть в Швецию. Там он пришёлся ко двору и сумел внести весомый вклад не только в шведскую, но и мировую науку.
![Барк «Вега». Первый на северном морском пути. Барк «Вега». Первый на северном морском пути.](/images/main/bark-vega-perviy-na-severnom-morskom-puti-2f743d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2067026/2067026_600.jpg)
Монетку ему, кстати, тоже финны посвятили, наверное, до сих пор своим считают по месту рождения.
Экспедиция Норденшёльда под руководством Адольфа Эрика Норденшёльда была первой экспедицией, во время которой удалось пройти весь Северный морской путь, известный с середины 1700-х годов как возможный судоходный маршрут между Европой и Азией через Северный Ледовитый океан. Несмотря на многие препятствия и проблемы, возникавшие в пути, экспедиция закончилась успешно и была признана одним из выдающихся достижений шведской науки.
Барк «Вега» был построен в 1872 году как китобойное судно по заказу норвежского судовладельца Педерсена. Первоначальное наименование барка — «Ян-Майен». Судно отличалось большой прочностью и было специально предназначено для условий Арктики.
![Барк «Вега». Первый на северном морском пути. Барк «Вега». Первый на северном морском пути.](/images/main/bark-vega-perviy-na-severnom-morskom-puti-fae1bb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2067347/2067347_600.jpg)
Самая информативная открытка с «Вегой», здесь видно часть парусного вооружения, есть фотография капитана корабля Л. А. Паландера и руководителя экспедиции Н. А. Э. Норденшельда
Основные характеристики
Длина 43 м
Ширина 7,4 м
Осадка 4,6 м
Двигатели Паровая машина
Мощность 60 л. с.
Скорость хода 14 узлов
Автономность плавания 2 года в режиме полярной экспедиции
Экипаж от 21 до 66 человек
Регистровый тоннаж 355 рег. т.
В 1878 году китобоец был приобретён для готовившейся экспедиции Норденшельда и подвергнут переоснащению на королевской военно-морской верфи в Карлскроне. После перестройки экипаж судна был сокращён до 21 человека, командовал судном лейтенант ВМФ Швеции Л. А. Паландер.
![Барк «Вега». Первый на северном морском пути. Барк «Вега». Первый на северном морском пути.](/images/main/bark-vega-perviy-na-severnom-morskom-puti-d46438.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2067520/2067520_600.png)
Во время экспедиции судно не претерпело никаких повреждений, после её окончания было вновь продано китобойной компании и служило в Гренландии до 1903 года, когда «Вега» затонула, затёртая льдами в заливе Мелвилла.
24 апреля 1930 года судну был установлен памятник в Стокгольме, напротив Королевского музея естественной истории.
|
</> |