«Банда» самолетчиков
novayagazeta — 15.06.2020 Полвека назад КГБ провел одну из самых успешных операций: арестованы все пассажиры, намеревавшиеся угнать самолет в Швецию. Что это было?Утром 15 июня 1970 года на аэродроме Смольное у трапа рейса «Ленинград — Приозерск» арестованы все пассажиры. Еще четыре человека — раньше, ночью в лесополосе Приозерска. Сообщается о попытке захвата пассажирского самолета. В тот же день задержаны еще девять человек в Ленинграде, идут обыски в других городах страны.
Позади Шестидневная война на Ближнем Востоке и разрыв
дипломатических отношений СССР — Израиль. Написано секретное
обращение в ЦК Андропова — Громыко с призывом «наряду с другими
мерами возобновить в текущем году выезд советских граждан на
постоянное жительство в Израиль…». Эмиграция из СССР возможна — для
воссоединения разделенных семей. У многих советских евреев в
Израиле родные.
После смерти Сталина и признания фальсификации «дела врачей» кажется, что «за еврейство» в СССР уже не сажают. На деле с 1955 по конец 1969 года арестовано, сидит или уже отсидело несколько десятков человек. Среди обвинений — «антисоветская агитация»: например, обращения в официальные инстанции и частные письма с жалобами на немотивированный отказ в выездной визе (Лилия Онтман, Черновцы). Еще «сионистская пропаганда» — изучение иврита, распространение литературы, декларация желания уехать. Помимо нее, так называемым узникам Сиона вменяют связи с посольством Израиля — семь таких кейсов с 1955 по 1961 год. Контакты с родными в Израиле также криминальны. В 1957 году Иосиф Шнайдер арестован за «попытку похищения крейсера «Молотов» для побега на нем в государство Израиль, а также за попытку убить египетского президента Г.А. Насера». В 1968-м Давиду Бецалелю инкриминируют связи с американской благотворительной еврейской организацией «Джойнт», в 1920–1930-х годах обустраивавшей еврейские сельскохозяйственные поселения на юге Украины и в Крыму.
Кроме того, антирелигиозная кампания 1959 года, по мнению многих, задела иудаизм куда больше иных религий. Кампания по борьбе с хищениями социалистической собственности и теневым предпринимательством тоже воспринимается как антисемитская. А уж публикация в 1963 году Украинской академией наук откровенно антисемитской брошюры Трофима Кичко «Иудаизм без прикрас» вызвала волну протеста в разных странах мира. Возмутился даже лидер Компартии США Гэс Холл. В 1964-м газета «Правда» сообщила, что отдельные положения труда Кичко можно истолковать в духе антисемитизма, а сам труд признан ошибочным.
Со второй половины 1960-х еврейское движение в СССР растет. Одни нацелены на возможность сохранить корни — изучать язык и знать традиции, исповедовать религию, быть в культурном контексте. Другие хотят уехать. И тем и другим живется непросто.
Победа Израиля в Шестидневной войне становится предметом исключительной гордости для советских евреев, приводя одних в подпольный «ульпан» (курсы изучения иврита), а других — в ОВИР за документами на отъезд.
К 1970 году выезд становится достаточно проблематичен. Обращаясь за визой, люди крутятся в бюрократическом колесе до бесконечности. Правила могут измениться в любой момент в каждом конкретном случае. Отказ может случиться на любом этапе процедуры. Обжаловать его бесполезно. Как самих соискателей, так и их родственников, даже не планировавших отъезд, подвергают различным методам прессинга.
Группа арестованных в аэропорту и состоит из отчаявшихся уехать законно.
Вкратце ситуация выглядит так. Летчик Марк Дымшиц, даже не надеясь получить выездную визу, решает организовать группу отказников, выкупить все билеты на рейс «Ленинград — Мурманск» и захватить пассажирский самолет Ту-124. Приземлиться в Швеции, дать пресс-конференцию об антисемитизме в Советском Союзе и потом достичь Земли обетованной.
По многим отзывам, назвать тайной подготовку этой операции нельзя никак — о ней знают даже одноклассники детей будущих самолетчиков.
Операция получает название «Свадьба» (легенда, что все летят на свадьбу). Второй активист предстоящей операции — Эдуард Кузнецов, отсидевший к тому моменту семь лет по антисоветской статье. Начинаются первые проблемы — довольно сложно найти порядка 50 участников. Дымшиц не имеет опыта пилотирования такого самолета, как Ту. Существуют опасения, что оставшимся в СССР евреям впоследствии грозят репрессии. Принимается решение направить запрос в Израиль. Ответ однозначен и категорически отвергает идею захвата самолета. Тогда Дымшиц и Кузнецов принимаются действовать отдельно от прочих, уже вовлеченных в историю. В какой-то момент кажется, что ничего не выйдет. Но тут весьма кстати запускается новый рейс по маршруту «Ленинград — Приозерск» вместимостью всего 12 мест. Поскольку КГБ ведет операцию «Свадьба» с самого начала, ничего удивительного в этом нет. Впоследствии Эдуард Кузнецов скажет, что их целью был вовсе не обязательно успех операции. Арест и громкий процесс над «самолетчиками» должен был привлечь внимание мировой общественности к проблемам советского еврейства.
В окончательном сценарии участвуют 16 человек: Дымшиц с женой и двумя дочерьми, Кузнецов, Сильва Залмансон, ее братья Израиль и Вульф, Иосиф Менделевич, Алексей Мурженко, Юрий Федоров, Анатолий Альтман, Мендель Бодня, Борис Пэнсон, Лейб Хнох, Мэри Менделевич.
Зная, что их «пасут», Кузнецов предлагает неевреям Мурженко и Федорову, которых сам привлек, повернуть назад: зачем подставлять себя ради проблемы эмиграции в Израиль? Те подтверждают свое участие.
План такой. После посадки, связав летчиков, положить их в спальные мешки под тент, взять четырех ждущих в Приозерске и — курс на шведский Буден. Стараться избегать насилия.
У КГБ были все возможности предотвращения акции заранее, но предпочли взять угонщиков с поличным.
Суд будет в декабре. Кузнецова и Дымшица приговорят к смертной казни. Остальные получат от 4 до 15 лет лишения свободы. По всему миру пройдут протесты. В итоге смертные приговоры заменят на 15 лет, остальным участникам несколько снизят сроки. В последующие годы пройдет еще несколько судебных процессов против еврейских активистов.
С 1974 года «самолетчиков» начнут выпускать. В основном — в порядке обмена на арестованных в разных странах советских разведчиков. Последними освободят Федорова и Мурженко в 1984 году. Все «самолетчики» покинут СССР. Большинство уедет в Израиль.
Впоследствии руководство страны все же увеличит число выездных виз.
Но регулирование эмиграции останется прерогативой власти, многим
евреям предстоит сидеть «в отказе» годами.
Нателла Болтянская
журналист
|
</> |