Бабуля, Алеся и паспорт.

Так получилось, что Алеся Петровна приезжала в Калининград с выступлением 14 ноября, а 15 ноября моей бабушке исполнялось 90 лет. В астрономии событие, когда две планеты твоей солнечной системы проходят рядом друг с другом на небе жизни, называется соединением. Алеся до этого три раза выступала в Калининграде, у моей бабушки до этого было 89 Дней рождений, и никогда они не проходили так близко друг к другу. А тут такая возможность посмотреть на это уникальное соединение из первого ряда. Алеся - крестная мама моего живого журнала. Она так писала про свою жизнь в ЖЖ - про Олю Селезневу, про берёзу, про водителя автобуса, иногда смешно до слез, иногда до слез трогательно, что мне захотелось писать про свою. И вот я уже 15 лет пишу. Ее журнал у меня весь распечатан, стоит в папке на полке рядом с ее книгой. И я был бы очень рад увидеть ее один раз вживую, а не в этих кружочках в телеграме. А с бабушкой просто рядом побыть, вдохновиться примером долголетия, погладить ее седые, мягкие волосы. Мне почему-то всегда казалось, что седина должна быть жесткой, как проволока... Может, у всех других жесткая, а у моей бабушки нет. Женщина в доме престарелых сказала, что бабуля за последнее время сильно ослабла, почти не встает с кровати. Возможно, это будет последний раз, когда я увижу ее живой. У нее во Владивостоке живет сестра Валя, ей первого декабря исполнится 86 лет. Я хотел позвонить ей и дать бабушкам возможность еще раз услышать голоса друг друга. В последний раз они виделись в 2011-м году, тогда баба Валя прилетала в Калининград на несколько дней. Мне еще внутренний паспорт нужно было поменять, девушка в Гвардейском МФЦ летом сказала, что они это могут сделать быстро. Интересно, успеют ли они за два дня?
Когда идея съездить в Калининград в ноябре только родилась, я заглянул в семейное расписание: так, пропускаю свой футбол, пропускаю Яшин футбол - это, конечно, минус, пропускаю работу - о, это плюс! Никаких других важных событий запланировано не было. Но все равно я еще долго сомневался, никому не говорил о своих планах. Вообще, трудно представить, что через месяц тебе нужно в определенное время быть в определенных точках, чтобы никуда не опоздать и на одном самолетe, двух поездах и трех автобусах прибыть в пункт назначения. Столько вопросов появляется. На чем рано утром можно добраться в аэропорт? Ходят ли рейсовые автобусы между Гданьском и Калининградом? Где спать? Шапку брать или не брать? Оказалось, что в нынешней ситуации в мире между Гданьском и Калининградом автобусы ходят три раза в день туда и обратно, и на границе их по восемь часов не держат, как нас на машине. И перед отлетом на Мальту я решился, рассказал своим про планы, взял на работе три дня выходных, отправил сообщение брату "покупай билеты на Алесю, я приезжаю". Димка купил билет на шестой ряд, пятнадцатое место, потому что 6 умножить на 15 будет.... правильно - 90. Две недели я мониторил билеты на самолет, как цена на них со 150 евро поднималась до 220 и опять опускалась, по ночам зря вставал, чтобы дешевые купить: самая низкая цена на билеты в WizzAir - в воскресенье утром. Расспросил знакомую, где и как лучше подавать документы на замену паспорта, сделал в Бреде в передвижной фотостудии на колесах - небольшом фургончике - фото на российский внутренний паспорт на белом фоне за две минуты, подал заявку на замену паспорта на госуслугах, позвонил в Гвардейский отдел по вопросам миграции МВД, объяснил ситуацию. "Четверг у нас - неприёмный день, но вы приносите документы в четвёртый кабинет, мы постараемся вам помочь," - сказали мне по телефону. Брат предложил остановиться у него в полутора комнатах с маленьким ребенком, купил мне билеты на автобус - я же ничего в России отсюда оплатить не могу. Везде мне дул попутный ветер. Я взял на четыре дня носков, трусов и футболок, книгу Алеси "Режиссер сказал: одевайся теплее, тут холодно", последовал его совету - прихватил шапку и в среду рано утром отправился в путь.
В последнее время путешествовать стало намного легче. Когда у тебя машина и мотоцикл, прогресса этого не замечаешь, но эволюция из обезьяны сделала человека, а общественный транспорт из игры для знатоков "Что? Где? Когда?" превратила в удовольствие. В гугл картах вводишь место назначения, и тебе показывает каким автобусом или поездом ехать, с какой платформы, сколько остановок, не надо ничего искать. Билеты покупать заранее тоже не надо, подносишь телефон к считывателю на входе и на выходе - и все оплачено. Я, может быть, какие-то банальности рассказываю, но я так ехал в первый раз. Когда кондуктор подошел ко мне в поезде, я запаниковал - как я ему докажу, что оплатил проезд, что мне ему показать? Начал что-то говорить - пык-мык... А он протянул свой аппарат к моему телефону колящим шпагой движением мушкетера - тот пропищал, смерил меня оценивающим взглядом - "ты откуда такой нервный взялся?", пожелал хорошего дня и пошел дальше. В Польше тоже гугл карты и считыватель в автобусе - и я в солнечном, безлюдном, прекрасном Гданьске. Добрался до Калининграда вообще без проблем, меня брат встретил, накормил, спать уложил и утром отвез в Гвардейск.
В этом городе я прожил свои первые 17 лет, каждый уголок его мне знаком, в нем можно бесконечно играть в Якоря. Пока МВД был закрыт - я перепутал время и приехал на час раньше, прогулялся по центру. Спустился к Дейме, к бывшей тюрьме, а теперь будущему историческому парку, постоял на стадионе, где началась моя футбольная карьера, зашел во двор, где жила моя первая любовь. Вроде бы город всё тот же, но сколько в нем изменилось к лучшему! Даже появилось целых пять туристических маршрутов! К четвертому кабинету я подошел вместе с его хозяйкой. Документы у меня приняли, но фотографию забраковали - голландский белый фон оказался с голубым оттенком. Ближайшую фотостудию я бы никогда не нашел сам, эта комната два на три метра на входе в административное здание была похожа на уголок школьной вахтерши с бабушкой - божьим одуванчиком внутри. Такой серьезный одуван. Она фотографировала меня маленьким фотиком на фоне стены с окнами - нужно было поднять правое плечо, опустить подбородок, наклонить голову влево, податься вперед, замереть на тридцать секунд, потом полчаса обрабатывала изображение в фотошопе. "У вас там за две минуты фотографии любители делают, вот их и не принимают, - объясняла бабушка, - а мы работаем профессионально." Когда уже паспорт мне пообещали сделать к завтрашнему вечеру, выяснилось, что моя двоюродная сестра работает в МВД в бухгалтерии, может девочек попросить.... Вот что значит приезжий в своем городе - узнаешь обо всём в последний момент!
В тот день я еще много чего успел - съездил с отцом в деревню, вместе с ним и дядей Сашей мы поехали к бабушке, посидели там полчаса, потом я зашел в Академию, повидал своего старого друга-декана Игоря Михайловича, посетил музей Канта в Кафедральном соборе, и с каждой минутой становился все ближе и ближе к встрече с Алесей Петровной. Я шел к ней через весь город пешком, а на самом деле я шел к этому моменту 15 лет. Она должна была меня немножко помнить. У меня есть подруга Наташа, бескорыстный ангел. Когда пару лет назад Алеся приезжала в Калининград с программой про ледокол, Наташа после концерта попросила ее подписать мне открытку. Она сказала, что у нее есть друг, зовут Костя Прачковский, живет в Голландии. И воду с Северного полюса мне взяла - "И Косте дайте", в такой маленкой пробирке. А Алеся сказала, что знает меня, помнит и всё такое! На открытке написала "Костя, я вас всё время вижу!" Представляете! И перед концертом Наташа мне все это передала. Я сидел, слушал выступление Алеси, не хохотал с каждого его слова, как моя соседка, но млел от удовольствия. Многие ее рассказы были мне знакомы из ЖЖ и телеграм-канала, но это было не важно. Алеся могла стоять на голове, плясать гопака, просто молчать. Я давно понял, что она всё делает не так, как хочет кто-то, а так, как хочет она. Я это как-то принял и с тех пор люблю ее не за то, что и как она делает, а просто за то, что она есть. Родной же человек почти! Убегая с подружками домой после концерта, Наташа жалела, что не увидит мою с Алесей встречу. "Она обязательно выйдет, три С свои сделает сейчас и вернется."
Так вот, Наташа, Алеся не вышла! Ее Верочка-ассистентка собрала книги, отнесла за кулисы и вернула подписанными. Потом собрала во второй раз, я сунул твою открытку между страниц, так и отдал. Я думал, что если она увидит эту открытку, то сразу вспомнит и прибежит ко мне обниматься. Но она не прибежала, Верочка вернула книгу, там было написано "Костя, я вас снова вижу!" Конечно, разве она помнит, что там два года назад было! Написала просто "снова вижу", ну, а что еще написать? Я вышел на улицу разочарованный, как будто мне показали моё место - Алеся вон там, за кулисами, среди звезд, а я - перед высокой сценой, глубоко под слоем земной коры, около ядра, плаваю в магме, и она меня сжигает заживо. Я забрал последним свою куртку в гардеробе, вышел медленно на улицу, постоял у ворот, глядя в никуда... Мимо проезжали машины, увозившие зрителей с концерта. В парке, где расположен Дворец Культуры Железнодорожников, становилось все тише и тише. И это всё?!?!?!? Так эта история и закончится?.. Не может такого быть!!! Я вернулся, подождал перед входом в ДКЖ полчаса, и когда все уже разъехались, почти никого не осталось, Алеся вышла. Я сказал - я Костя Прачковский из Голландии, а она сказала - конечно, я вас знаю, захожу иногда на ваши странички, читаю про жену, футбол... Потом я что-то еще лепетал суперважное, а она просто так говорит - можно я вас обниму. Я ей подарил пластинку моей самой любимой сейчас группы HIQPY, потому что это уникальный голландский сувенир, который было легко привезти (и увезти) в самолете. Мы очень тепло пообщались и попрощались. Нет небес и подземелий в этой жизни, все мы ходим по одной земле и иногда, случайно или нет, сходимся в одной точке в одно время.
К бабушке в дом престарелых я приезжал три раза. Сначала с отцом и дядей Сашей - с деревенскими хризантемами и вареньями-соленьями, свежими булочками с фруктовой начинкой от Иры, отца подруги. Бабушка любит сладкое. "Будешь, - говорю, - булочку:" "Конечно, буду," - отвечает моя бабуля. А рядом с нами в инвалидном кресле сидела, слушала и смотрела на нас еще одна бабушка, худющая, неподвижная, но глаза живые. И как будто это был ее последний шанс, она сказала: "Я тоже буду!" Так мы булочку и ели по очереди - я надкусывал те части, где больше теста было, а бабушкам подсовывал те, что посочнее. В День рождения мы приехали с Димой, Таней и Аней, привезли цветы и два пирога (а не один, как в прошлый раз) на всех. Я бабе Вале заранее позвонил, предупредил, что она сегодня сможет поговорить с сестрой. Но в таком возрасте мир, который люди понимают, становится все меньше и меньше. Она рассказывает, что ходит с палочкой, что быстро устает, что Андрей (сын) приносит ей еду, поздравляет и желает счастья, когда я говорю про День рождения, но кто, откуда и зачем с ней говорит - это за пределами ее сознания. Моя бабуля уже тоже только отвечает на вопросы короткими, привычными фразами. Когда я позвонил бабе Вале рядом с бабушкой по громкой связи и сказал, что они могут поговорить друг с другом, они замолчали. Никто их ничего не спрашивал, и они не отвечали. Они уже живут в разных мирах, между которыми нет связи. Я начал задавать бабе Вале вопросы, чтобы она что-то рассказывала, а бабушка слушала ее голос, молчала и слушала, пока речь не зашла про их родное село Рождественское в Воронежской области. Тогда бабуля сказала: "Воронеж - хрен догонишь." На прощание бабушка так же привычно целует в щеку, как целовала всегда, с шестнадцатимесячной Аней они машут друг друг ручками. Вечером мы приехали еще раз с Димкой и нашей мамой. Бабушка ела банан, я гладил ее мягкие волосы, и от прикосновения она на секунду улыбалась такой знакомой и такой дорогой мне улыбкой.
Паспорт мы с братом в тот же день забрали. Всё, что я планировал, о чем переживал и в чём сомневался - получилось всё и даже немножко больше! Появилось такое приятное чувство, как будто я всё могу исполнить, что задумываю, пусть для этого надо проехать хоть полторы тысячи километров. Я много времени провел вместе с Димкой, Таней и Аней, мы поздно ложились, рано вставали, ели роллы палочками, гуляли по зоопарку. У брата квартира с видом на рассвет. Я с Аней встречал восход солнца! Когда ты с кем-то встречаешь восход солнца, когда человек тебе говорит "бодя-бодя-бодя", показывает, где у тебя нос, и разрешает сделать ей море - зажать между коленками и и туда-сюда мотать в волнах - это навсегда. В магазине мобильной связи мне разъясняла тонкости тарифного плана девушка с раскрашенным под какого-то зверя лицо, не мяукала, не гавкала, нормально разговаривала. Хоть живого квадробера встретил, а то только читаешь про них глупости всякие в интернете. На вокзал перед отъездом в последний момент забежала повидаться Катя из круга друзей "Нового Наблюдателя", принесла тыквенного кекса в дорогу. В автобусе в Гданьск попался в кои-то веки интересный попутчик - француженка из Парижа, почти идеально говорящая на русском, которая выучила язык и переехала жить в Москву. Польский пограничник проверял документы, на ее паспорт показал - самый лучший, говорит. А я в хостеле в центре Гданьска ночевал, потому что мой самолет улетал рано утром в шесть часов. Так вот, там в коридоре во всю стену были наклеены фотообои с двумя самыми лучшими паспортами - моими российскими заграничным и внутренним. Я их еще из кармана достал, чтобы сверить - как две капли воды.... Я не знаю, бывают ли такие совпадения в астрономии, но если в вашей жизни присутствует Алеся Петровна Казанцева - самый известный в стране второй режиссер, то они случаются.
Вылет из Эйндховена в Гданьск.

Когда в пути встречаются сердечки - всегда приятно.



Солнечный и почти безлюдный Гданьск.













Утренний, полусонный Гвардейск.

5 туристических маршрутов в Гвардейске. Этот стенд стоит рядом с домом-музеем художника Ловиса Коринта.

Замок Тапиау, бывшая тюрьма.

Улица Горная.

Центральная площадь.

Музыкальная школа.

Парк рядом с бывшим кинотеатром.

Стадион "Олимп". Сколько я здесь времени провел....

Кошка Ася в деревне.

С отцом и дядей Сашей у бабушки.

Пешком по Калининграду. Опять сел не в ту маршрутку и уехал на Московский проспект.

В музее Канта был жарко, батареи стояли раскаленные.

Я экспонаты рассматривал, а все мысли сразу испарялись.


Призрак Канта еще бродит по Кенигсбергу.

2022-й год, Наташа подписывает у Алеси открытку для меня.
И вода с Северного полюса.

Алеся на сцене ДКЖ.

И ее надпись 2024-го года в книге.

С Димой, Таней и Аней у бабушки.

С нашей мамой.

У меня очень мало видео с бабушкой. Пусть это видео, как она есть банан и на 1:42 улыбается, сохранится здесь.

На голландской фотографии на мне была черная футболка, а на этой, сделанной в Гвардейске - рубашка под цвет паспорта. Как будто так и надо было.

Это называется - нашли общий язык.


У входа в зоопарк - Уля, малышка хомлин на улитке.

Снова мотоциклисты в зоопарке

Аня и жираф, который такой большой, что трудно увидеть.

А слон издалека кажется маленьким.

Питон-альбинос Зоя.

Смарагдовый сцинк.

Африканский паук-птицеед.

Мексиканский красноногий паук-птицеед.

Дальневосточный леопард.

Черный гриф тянется к людям.

Филин с мышкой.

И прочие млекопитающиеся.

С Катей на вокзале.

В гданьском хостеле.

Рассвет над облаками.


Француженка сказала, что Париж зимой - это тропики по сравнению с Москвой. Зимой везде солнца больше, чем в Москве. А это наши голландские субтропики.

Автор благодарит всех действующих лиц этого приключения.
|
</> |