АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: РОСА

топ 100 блогов nikonova_alina07.08.2023
Игорь Грабарь. В утренней росе. 1907
Игорь Грабарь. В утренней росе. 1907

Ктоьне бегал летом рано утром по мягкой траве, покрытойкапоями прохладной росы, тот, наверное, никогда не испытывал это невероятное чувство радости от ожидания чего-то нового и чудесного, что непременно принесет этот зарождающийся день. Вероятно, эти эмоции люди испытывали и в древности, и они стали основой для утверждения символического значения росы как особого природного явления.
И в искусстве роса, появляющаяся на листьях деревьев, траве и цветах перед рассветом, традиционно предвещает наступление нового дня с его планами и надеждами и символизирует чистоту, свет, омоложение и даже бессмертие. Не случайно в алхимии рома считалась зародышем философского камня и одним из символов первоматерии.

Фридрих Дистельбарт. Эрса. Фрагмент горельефа Артемиды-Селены на фронтоне дворца Розенштайн в Штутгарте. 1830
Фридрих Дистельбарт. Эрса. Фрагмент горельефа Артемиды-Селены на фронтоне дворца Розенштайн в Штутгарте. 1830

В Древней Греции существовала даже богиня росы. Ее звали Эрса, и она была дочерью Зевса и Селены, богини луны. Эрса изливала на землю влагу, которая питала растения. Известно только одно изображение Эрсы в искусстве, - это фрагмент горельефа, выполненный в 1830 году скульптором Фридрихом Дистельбартом по проекту художника Иоганна Фридриха Дитриха на фронтоне главного входа дворца Розенштайн в Штутгарте. Эрса представлена в образе прекрасной юной девушки, парящей позади своей матери Селены (которой, собственно, и посвящен горельеф) и окропляющей землю живительной росой, разбрызгивая её из раковины.

Ощущение свежести, прохлады и новизны, которое привносит в нашу жизнь утренняя роса, прекрасно передано в картине Игоря Грабаря "В утренней росе" (1907), где представлены бело-голубые флоксы, покрытые серебристой влагой, которая вот-вот исчезнет с первыми лучами солнца.
Изображение капель росы в натюрмортах с одной стороны с одной стороны было призвано продемонстрировать мастерство живописца, безупречно владеющего техникой создания обманок, но с другой имело и более глубокий смысл, указывая на недолговечность и эфемерность человеческой жизни и на иллюзорность многих ее проявлений. В этом отношении очень показателен небольшой акварельный натюрморт Федора Толстого "Цветок, бабочка и мухи" (1817), где бабочке и белому цветку, символизирующим невинную человеческую душу противостоят мухи, обозначающие смерть, зло и грех. При этом коварные насекомые топчут своими грязными ногами капли росы, что может указывать на крах человеческих надежд. Впечатление дополняет и мрачноватый депрессивный серо-голубой фон бумаги, вероятно не случайно использованной художником.

Федор Толстой. Цветок, бабочка и мухи. 1817
Федор Толстой. Цветок, бабочка и мухи. 1817

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вообще, столица Казахстана – Астана последнее время стала радовать своими многочисленными изменениями. Административный ресурс стал развивать разные сферы деятельности. Вкладывать огромные деньги в привлекательность столицы. Вот, к примеру, взять тот же государственный театр оперы и ...
Tweet ...
Случай Медведева необычайно интересен. Истории известно множество случаев падения в бездну, но чтобы с такой скоростью и с таким грохотом? Ну, не знаю. Как я уже говорил, эта война открыла совершенно невероятный простор для изучения человеческой природы и с той, и с другой стороны. ...
Западничество как явление гораздо шире конкретной идеологии (скажем, либерализма). Преклонение перед всем, что пришло из Запада, насаждалось в России столетиями со времён Петра ...
Имя Сергея Рахманинова для русского человека стоит в одном ряду с П.Чайковским и Ф. Шаляпиным, А. Рублевым и М. Нестеровым, С. Есениным и А. Чеховым… Его музыка до боли родная, живая, настоящая, о русской природе, душе, о ее величии и сомнениях, о терзаниях и любви. Глубина и ...