АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: РОСА
nikonova_alina — 07.08.2023Ктоьне бегал летом рано утром по мягкой траве, покрытойкапоями
прохладной росы, тот, наверное, никогда не испытывал это
невероятное чувство радости от ожидания чего-то нового и чудесного,
что непременно принесет этот зарождающийся день. Вероятно, эти
эмоции люди испытывали и в древности, и они стали основой для
утверждения символического значения росы как особого природного
явления.
И в искусстве роса, появляющаяся на листьях деревьев, траве и
цветах перед рассветом, традиционно предвещает наступление нового
дня с его планами и надеждами и символизирует чистоту, свет,
омоложение и даже бессмертие. Не случайно в алхимии рома считалась
зародышем философского камня и одним из символов первоматерии.
В Древней Греции существовала даже богиня росы. Ее звали Эрса, и она была дочерью Зевса и Селены, богини луны. Эрса изливала на землю влагу, которая питала растения. Известно только одно изображение Эрсы в искусстве, - это фрагмент горельефа, выполненный в 1830 году скульптором Фридрихом Дистельбартом по проекту художника Иоганна Фридриха Дитриха на фронтоне главного входа дворца Розенштайн в Штутгарте. Эрса представлена в образе прекрасной юной девушки, парящей позади своей матери Селены (которой, собственно, и посвящен горельеф) и окропляющей землю живительной росой, разбрызгивая её из раковины.
Ощущение свежести, прохлады и новизны, которое привносит в нашу
жизнь утренняя роса, прекрасно передано в картине Игоря Грабаря "В
утренней росе" (1907), где представлены бело-голубые флоксы,
покрытые серебристой влагой, которая вот-вот исчезнет с первыми
лучами солнца.
Изображение капель росы в натюрмортах с одной стороны с одной
стороны было призвано продемонстрировать мастерство живописца,
безупречно владеющего техникой создания обманок, но с другой имело
и более глубокий смысл, указывая на недолговечность и эфемерность
человеческой жизни и на иллюзорность многих ее проявлений. В этом
отношении очень показателен небольшой акварельный натюрморт Федора
Толстого "Цветок, бабочка и мухи" (1817), где бабочке и белому
цветку, символизирующим невинную человеческую душу противостоят
мухи, обозначающие смерть, зло и грех. При этом коварные насекомые
топчут своими грязными ногами капли росы, что может указывать на
крах человеческих надежд. Впечатление дополняет и мрачноватый
депрессивный серо-голубой фон бумаги, вероятно не случайно
использованной художником.