НА ЗЛОБУ ДНЯ: НГХМ ВЫСТАВКА "ХУДОЖНИК И СКАЗКА"
nikonova_alina — 31.07.2023Отпуск мой неизбежно близится к финалу, радости дикой природы и
первобытной жизни в ней как-то немного приелись, и потому у меня
возникла неодолимая потребность к культурному отдыху. И вот, дабы
подвести время с пользой и удовольствием я и выбралась в ближайший
большой город Нижний Новгород и посетила выставку "Художник и
сказка" в местном художественном музее.
На самом деле лично я узнала об этом проекте почти случайно, был
какой-то короткий репортаж на местном ТВ, которое я вообще никогда
не смотрю. Впрочем, публики на выставке было достаточно, даже
очередь стояла на входе. Причём сначала пускали как
привилегированный класс обладателей электронных билетов, потом
ветеранов и инвалидов, далее прорвались три дамы с воплями: "мы -
музейные сотрудники, нам бесплатно!", ну а потом благополучно
запустили всех остальных, пришедших к открытию, в том числе и
меня.
Я не вникала в организационные детали, но судя по всему, а особенно
по базовой принадлежности экспонатов, выставку делал Русский музей,
на него приходится процентов 50-60 всего, что там поедставлено.
Несколько меньше дала Третьяковка, из НГХМ знаковый васнецовский
"Ковер-самолет", а остальное видимо собирали по мелочи из
театральных музеев, коллекции фарфора ЛФЗ и т.п.
В общем, экспозиция заняла весь второй этаж, всего там было
много, на любой вкус, и кое-что меня очень удивило и
заинтересовало. Собственно, дальше речь и пойдёт о моих личных
впечатлениях. Фотографии тоже мои, заранее прошу прошения за
качество. Освещение и размещение экспонатов таково, что адекватные
снимки телефоном сделать очень сложно и не с моим дилетантским
опытом.
Итак, начну по порядку.
Я всегда могла отличить работы Дмитрия Стеллецкого. Он был
другом и протеже Константина Коровина, очень интересовался,
древнерусской историей, дохристианской Русью, язычеством и т.п. У
него сложился очень узнаваемый и своеобразный стиль, графичный, с
цветовой гаммой, где преобладают сдержанные тёплые тона, и
стилизованными славянскими мотивами. Очень интересный художник,
картины которого в количестве одной-двух штук можно увидеть во
многих наших музеях. Но я никогда не видела его работы в таком
количестве сразу и в одном месте.
На выставке представлены эскизы его декораций для театральных
постановок.
В общем, впечатляет.
Следующим приятным сюрпризом для меня оказались иллюстрации Алексея Афанасьева к "Коньку-горбунку" Ершова. Это очень известный графический цикл, который много раз воспроизводился в альбомах и на открытках, но вот в подлиннике мне его видеть довелось в первый раз. Графику вообще выставляют не очень часто, поскольку с ней нужно соблюсти гораздо больше всевозможных условий для сохранности и правильного показа. А здесь представили около десятка листов. Исключительное событие!
И, наконец, две очень любопытные картины Врубеля: "Тридцать три богатыря" и эскиз к "Царевне-Лебедь". "Богатырей" я раньше не видела, хотя вещь очень врублевская и по теме, и по стилю. А вот "Царевна-Лебедь" очень интересна. Это совсем небольшая работа, почти монохромная и выполнена уже на грани с абстракцией, когда фигура модели как бы распадается на отдельные мазки.
И, наконец, вишенкой на торте для меня оказалась картина Надежды
Бенуа, точнее Надежды Леонтьевны Бенуа-Устиновой. Честно говоря, я
вообще не имела никакого представления о существовании этой
художницы. Она, как выяснилось, была племянницей Александра Бенуа,
после революции в 1920 году оказалась с мужем, журналистом Ионой
Устиновым в Англии, где и прожила всю оставшуюся жизнь. Через год
после переезда за границу она родила сына Петю, который много позже
стал известнейшим английским актёром и режиссером Питером
Устиновым.
Надежда Бенуа начинала как импрессионист, затем много работала для
театра и кино, была художницей в нескольких фильмах своего
сына.
А эта работа, которая называется "Сказочный мотив" явно отдает
сюрреализмом. У меня она вызвана ассоциации с картинами Хоана
Миро.
Эта небольшая подборка фотографий , надеюсь, дает предстааление
о том, что еще было на выставке помимо живописи и графики: фарфор и
керамика, несколько театральных костюмов (те, что на снимке - для
постановки "Сказки о царе Салтане" Михайловского театра в
Петербурге), палехская роспись и ещё много всего любопытного.
Знаковые сказочные вещи тоже были: "Садко в подводном царстве" Ильи
Репина, васнецовские "Царевна-лягушка", "Витязь на распутье",
авторское повторение "Ивана царевича на Сером волке" и романтичная
"Снегурочка".
В общем, выставка получилась более, чем достойной.