АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: ГВОЗДИКА


Согласно античной легенде, первые гвоздики выросли из глаз юного
пастушка, в гневе убитого богиней Артемидой за то, что тот, по ее
мнению, распугал ее дичь своим пением. В христианстве эта концепция
трансформировалась, и гвоздики стали восприниматься как цветок,
выросший у подножия Распятия на Голгофе, в тех местах, куда упали
слезы Богоматери, оплакивающей своего Сына.
Поэтому гвоздика часто встречается в композициях, представляющих
Богоматерь с Младенцем, означая материнскую, милосердную и
жертвенную любовь, а также грядущую утрату, как, например, в
картине Леонардо да Винчи "Мадонна с гвоздикой".
В европейской живописи гвоздика также является символом любви и
обручения. Версий, объясняющих эту традицию, несколько. Возможно,
гвоздика, уже будучи цветком, связанным с образом Богоматери, стала
обозначать супружеские узы в напоминание о ее брачном союзе с
Иосифом.
По другой версии эта традиция восходит к романтической истории
графини Маргариты Ронсекко, которая сразу после обручения
рассталась со своим женихом графом Орландо, поскольку он отправился
в Крестовый поход. Графиня подарила своему любимому на счастье
цветок белой гвоздики. Орландо погиб в бою, и его друзья привезли
Маргарите локон его белокурых волос и засохшую гвоздику, которую
рыцарь сжимал в руке перед смертью. Кровь крестоносца пропитала
цветок, и его лепестки стали красными. Позднее семейству Ронсекко
былотплзволено включить в свой герб гвоздику в память об этой
истории.
По еще одной версии в живописи получил отражение старинный
фламандский свадебный обряд, по которому жених должен был подарить
невесте букетик гвоздик в знак своей любви.
В любом случае, если на портрете гвоздику держит в руках мужчина
или женщина, то это указание на недавнюю помолвку.
