АЗБУКА ИКОНОГРАФИИ: АИСТ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ð®Ð·ÐµÑ Ð¥ÐµÐ»Ð¼Ð¾Ð½ÑÑкий. ÐиÑÑÑ. 1900 Ð®Ð·ÐµÑ Ð¥ÐµÐ»Ð¼Ð¾Ð½ÑÑкий. ÐиÑÑÑ. 1900](/images/main/azbuka-ikonografii-aist-125d6c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3995954/3995954_1000.jpg)
Символизирует почтительность к родителям, поскольку согласно
древнеегипетским, древнегреческим и древнеримским верованиям,
перекочевавшим в средневековые бестиарии, аист кормит своих
родителей, когда те уже не могут заботиться сами о себе. В Древнем
Риме существовал даже так называемый «Закон Аиста», обязывающий
детей и внуков заботиться о престарелых родителях. В геральдике
означает патриотизм и сыновнюю почтительность.
По легенде, распространенной в Северной Европе и Германии, аист
(Störche (нем.), stork (шв.)), был назван так, потому что своим
криком «Styrca!» (Крепись!) подбадривал Иисуса Христа во время
распятия. Поэтому в христианстве он символизирует чистоту,
целомудрие, благочестие и бдительность.
Кроме того, в Северной и Восточной Европе распространено поверье,
согласно которому новорожденных детей семьям приносит именно аист.
Так полагали, поскольку по языческим скандинавским легендам души
еще нерожденных младенцев обитают в болотистой местности, именно
там, где живут и аисты. Поэтому на картине аист, несущий младенца,
является символом крестин.
В композициях на темы античной мифологии аист может везти упряжку
Меркурия или топтать и убивать змею.
Польский художник Юзеф Хелмоньский был стопроцентным реалистом.
В основном он писал пейзажи и охотничьи сцены, много работал на
родине, в Польше, но также путешествовал по Европе и Украине в
поисках вдохновения.
"Аисты" - одна из самых известных его работ, и некоторый символизм
в ней легко считываться, хотя, возможно, он был привнесен туда
автором неосознанно. В картине однозначно присутствует тема
преемственности поколений, а также и некоторая отсылка к понятиям
чистоты и благочестия, поскольку крестьяне часто воспринимались
именно как люди неиспорченные и потому глубоко верающие из-за своей
близости к природе.
Картина была написана в селе Кукловка в Мазовии, где у художника
было небольшое имение. Там Хелмоньский жил с 1889 года и создал
изрядное количество картин с изображением местных крестьян за
работой и пейзажей, представляющих окрестные поля с дикими
птицами.
После представления "Аистов" широкой публике в галерее Захента в
Варшаве в 1901 году, критики отмечали, что "автору удалось передать
уникальную атмосферу, характерную для местного сельского
пейзажа".
Сюжет картины прост и понятен: тёплый весенний день. На поле
пахарь, прервав работу, сидит на зелёном цветущем лугу с котелком и
ложкой в руках. Мальчик, его сын, который принес ему еду, стоит
рядом. Оба героя завороженно смотрят в небо, по которому летит стая
аистов. На заднем плане картины справа можно заметить вспаханный
участок поля с упряжкой волов, а слева виден ряд сельских хижин с
соломенными крышами, тополь и гнездо аиста.
Очевидно, что полет птиц должен символизировать для героев картины
и приход весны, и надежду на что-то лучшее впереди, и вообще
олицетворять будущее.