А.УЛИТИН О РАСЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

топ 100 блогов m_kalashnikov18.01.2010 Новый смелый мир

(пара предложений на будущее)

Эпизод 1

Да здравствуют исследования, а не зубрежка.

Я, видимо, пишу банальность, но это надо повторять снова и снова. Даже школьные программы по многим предметам надо кардинально менять. Нет, я не про литературу с русским языком и математике говорю. Я говорю про такие предметы, которые на выходе дают исследователей физика, химия, информатика. Возможно придется делать их особым учебным блоком. И не в коем случае не загонять в рамки учебников. С завистью смотрю на распечатку чикагского трофея. Знаете, что там в школьном курсе по информатике? Думаете определение алгоритма, или о судьбе девушки, том, в честь которой назван язык программирования, как в наших? А вот фиг вам! Одни главы чего стоят: программируем робота-шестинога, программируем движение лунохода по поверхности Луны по закрытому каналу. Бдь! (Там не стесняясь пишут и обсуждают алгоритмы, которые применяли на НАШЕМ луноходе, с разбором как недочетов, так и прорывов, а для наших школьников это темный лес) Нехилое задание и на дом (это тот же учебный блок, но уже физика): рассчитайте скорость лунохода, с которой он должен двигаться, чтобы не свалиться в расщелену, если угол обзора камеры по вертикали составляет Там уже не уделяют столь пристальное внимание, как у нас, на термины и определения. Во главу угла результат. Главное, чтобы соображалка работала, а уж теорию он прочитает и без нас, чтобы двигаться дальше (Это моя знакомая, преподающая русский в чикагской школе, которую мы бы назвали базовой, хвалится)

А у нас Мрак полнейший! Вот базовая школа (преподаю по совместительству в ней). Главный упор определения и глупейший расчет, сколько битов в 100 гигабайтах. Как в песенке поется, так проще, так легче сжимаются ночи. Учителям оценки легче ставить: знаешь, что такое шина данных пять, можешь сказать чье письмо (гоблинов или орков) занимает больший объем память, если в их алфавитах столько-то и столько-то знаков пять, а не знаешь два! Помню реакцию остальных преподавателей, когда я пытался ввести чуть более интересные задания, чем банальные расчет уравнений Угадали, покручивание пальца у виска. Зачем, мол, тебе это, ведь если вводить больше задач, то надо ставить оценки исходя не только из правильности алгоритма, а из рациональности использования памяти и машинного времени А на обучение этому надо тратить учебное время и напрягать извилины, отвечая на те дополнительные вопросы, которые возникнут у ребят. Некоторым учителям, пришедшим не по призванию, а для высиживания стажа это в большую тягость! Тут мы отстали (спасибо демократам) на двадцать лет и нам надо бы бежать быстро, ан нет! Не сбалансированность и не стыковка школьной и университетской программ подчас напоминает пошлый анекдот. К примеру, несмотря на некоторые препоны я успеваю объяснить одиннадцатиклассникам объектно-ориентированный подход к программированию, а на первом курсе едва касаюсь функционального (на два порядка ниже) уровня. То есть, в развитии первокурсники (за редким исключением программистских специальностей) ничего нового для себя не открывают, если не деградируют по сравнению со школой. предстоит критически перерабатывать все учебники, а то куча времени тратиться впустую.

Что можно сделать, кроме переработки учебников? Первое, можно ввести надбавки не только за стаж, но и за проектные работы. Например, то же участие в инновационных юношеских конкурсах, за победы и призы на гонках роботов и надежности исполнения команд в экстремальных ситуациях.

Второе, не стесняться подключать такие команды для решения государственных задач. Пусть они пишут элементарные блоки систем мониторинга для своих кружков. К примеру, пусть моделируют последствия лесного пожара или наводнения для тренировок МЧС, пусть пишут гипотетические алгоритмы для управления гипотетическим реактором межзвездного корабля. Предложим фантастическую реальность вместо реальности фантазии авторов он-лайн игр! Сделаем их учебу так похожей на игру, что они играя будут постигать необходимые им знания, а в дальнейшем мысль стать членами реальной экспедиции им не будет казаться дикой или нереальной. И, разумеется, непременно будем соревнования в прямом эфире телевидения и Интернета.

Убьем сразу нескольких зайцев. Проведем еще один отбор и, самое главное, увлечем их восприимчивые души ввысь, к новым свершениям, устремим их помыслы в прекрасное будущее. Выбьем дух обыденности, скуки и усталости от жизни, которую я наблюдая в глазах многих из них. Опять вспомню одну перестроечную песню, они думают о том, как бы поскорее постареть. Смотрю на них, и слезы на глаза наворачиваются. Мне уже двадцать восемь, но (черт возьми!) я мечтаю о том, как я буду присутствовать на крещении моей правнучки (или правнука), которое произойдет в маленькой церквушке, спрятанной под титановыми куполами исследовательской базы "Иосиф Сталин" на Луне

Алексей Улитин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
опубликованно на сайте "Абон" Продолжение, начало тут . Ч.2  Себестоимость «Чуда». Политические решения, как правило, определяют основные направления, в которых развивается экономика. Но и политическая воля должна быть подкреплена реальной экономическо ...
На СамИздате был довольно интересный чувак, который еще летом советовал мне подкорректировать момент "Символа", когда слепой террорист выслушивал визитера, придерживая взведенную гранату. На всякий случай, чтобы не даться живым и унести, если что, визитера с собой на тот свет. ...
239 ...
Так получается, что я не особо люблю весну. Её мощная генезисная энергия подавляет мой авитаминозный к тому времени организм. И только в самом конце мая наступает блаженство цветущего равновесия. До него ещё требуется дожить. Зато январь всякий раз оказыватся настоящим обновлением. После ...
Что же касается личных воспоминаний моих знакомых о Махно и махновщине, у меня есть следующие воспоминания …. Дед моей университетской подруги и однокурсницы был хлеботорговцем, жил в большом украинском селе, звали его Соломон, у него было 4 сына. Старший сын был анархистом, покушался ...