Армянский октоих часть 11

топ 100 блогов ortheos06.10.2023 О музыкальных хазах

Сразу скажу. .что тут комментариев почти не будет - тут надо знать то, чего не знает почти никто.
В.: Что такое хаз в музыке?
О.: Это некая музыкальная черточка, которая при искусном применении придает форму славословиям.
В.: Каков их внешний вид?
О.: Они имеют самый разный вид, например, форму меча,сабли, буквы, ветки, кольца, клюва и т. д.
В.: А для чего они изобретены?
О.: Для украшения напева и особенно для прославления Господа с помощью многознающего и благомыслящего посредника.
В .: Кем они были изобретены?
О.: Древними певцами философами или мудрецами, но главным образом они были упрощены и упорядочены святыми
отцами.


Текст несколько туманный , можно сказать вкратце , что хазы - это армянские аналоги византийских невм и славянских знамен-крюков, т.е. музыкальные  "иероглифы" , обозначающие не звуки, а музыкальные понятия.

Вопрос их изобретения крайне спорный, поскольку без сомнения в дохристианские времена музыка записывалась в Греции некими знаками, однако византийские невмы отличаются от них даже по самому виду. Более того, ладовая структура древнегреческого пения (типа дорийского миксолидийского и прочих ладов) хотя и связаны с системой октоиха, однако в принципе разные системы.

Что касается армянских хазов то ничего не остается, как поверить автору.

В.: Имеют ли они какое-либо воздействие?
О.: Да, имеют, ибо членя гармоничный сладкозвучный напев,  они логически распределяют повышения (sest),  понижения (but '),
чередования  повышений  и  понижений  (paroyk),  волнообразные  (olomk) и другие звучания. Поэтому наука о хазах желанна и весьма  полезна для всех музыкантов. < ... >

То есть хаз обозначает не конкретный тон, как в европейской нотации ,а его движение, изменение. Европейскую ноту можно сравнить инструкцией для   синтезатора, которому в любой момент времени задается набор математических параметров - длительность, частота, амплитуда, а невму/хаз/крюк - письменностью человека, где передается конечный результат , который должен быть достигнут ,а человек уже сам воспроизводит его по внутреннему опыту и ощущениям выстраивая свой речевой аппарат . Разница существенная - именно поэтому европейские ноты производят клонов-исполнителей, а невмы-знамена-крюки исполняются часто одним и тем же певцом по-разному в зависимости как от необходимости , особенности момента так и его душевного состояния, при этом оставаясь в границах канона.

Здесь не только исполнительская разница, но и глубокие коренные сдвиги в цивилизациях даже. Европейская нота - это кандалы, которые заставляют раба механически исполнять предписание. Рано или поздно эти кандалы ломаются и раб начинает в свободе потерявшей границы творить дичь.

Невменная нотация (к которой относятся и хазы и крюки) - это указание пути, по которому ты можешь идти свободно - один или в группе (клиросе) . Она сочетает границы, переходить которые опасно и разрушительно для ограниченного человеческого естества -  и свободу. Именно поэтому при одних и тех же крюках современный "кутузовский извод" отличается от "калашникова" и синодальных "топориков" , соловецкий распев от валаамского и Тройце-Сергиевой Лавры.

Проще сказать , европейская нотация - это музыкальный Талмуд, а невмы/хазы/крюки - музыкальное Евангелие. По тому же принципу, Евангелие описывая одни и те же события, разделяется на четыре отличающихся друг от друга - иногда сильно, иногда незначительно ,при этом оставаясь цельным , истинным .

О разъяснении хазов
В.: Что такое разъяснение хазов?
О.:  Это разъяснение того, сколько их.
В.: Сколько же их, наших армянских хазов, которыми сос­тавляются напевы?
о. :  Четырнадцать, что по-гречески te-ga de-sara ,  из них восемь восходящих и высокого звучания. Шесть - нисходящие и  низкого звучания.
Примечание редактора: В греческом написании - δεκατεσσερα
В знаменном распеве разных крюков значительно больше, даже не считая фит и разновидностей "стрел"

В.: Имеются ли телесные и бестелесные хазы? ·
О.: Да, существуют телесные и бестелесные хазы.
В.: Сколько телесных и сколько бестелесных?
О.:  Из четырнадцати хазов семь - телесные и четыре - бестелесные.  А среди остальных одни связывают дыхание, другие
изобретены позже и т. д. < ... >
Примечание редактора: Деление хазов на «телесные» и «бестелесные» заимствовано из визан­тийской теории, где с помощью «телесных» невм (σωματα) обозначались ходы на одну ступень вверх или вниз,  а с  помощью «бестелесных» или «духовных» невм (πνευματα)- ходы на более широкие интервалы. Не су­ 0ществует никаких доказательств в пользу того, что данная классификация невм применима к армянским хазам .

Насколько мне известно , традиция пения по древним или хотя бы средневековым армянским хазам утеряна гораздо в большей степени, чем у нас традиция пения по крюкам. В знаменном распеве тоже я не помню деления на телесные и духовные , возможно потому, что вариации , которые пометы (дополнительные знаки) могут делать со знаменами (основными знаками) могут  делать достаточно сильные изменения и превращать их из "телесных" в "бестелесные". Но для подробного разбора надо глубже знать теорию византийских невм, возможно к этому еще придется вернуться.

О наименованиях хазов
В.: Что такое наименования хазов?
О.: То, как называется каждый из них. По порядку они тако­вы:
erkar
sur,
oloгak,
benkorc,
zark,
cnkner,
cunk,
t 'ur,
р ' us,
erkp 'us,
xunc,
pekorc,
рагоуk,
nerk 'naxal.

Fus roh daaa 
Извините, не удержался.
И еще много других, разнообразные  наименования которых узришь по порядку в следующей главе. < ... >


О том, сколько звуков имеет каждый из них
В.: Сколько звуков имеет каждый хаз?
О.: Каждый из них имеет свое звуковое вещество, которое  распределяется следующим образом с помощью звукового орудия,  каковым является человек:
erkar - 1,
sur - 1, 
oloгak - 1,
benkorc - 1,
zark- 1,
cnkner-2,
cunk-4,
p'us - 1,
erkp'us- 2,
xunc -
2,
paroyk- 2,
nerk'naxal-4


Тут может возникнуть недоумение - если хаз обозначает не тон, а мелодию в движении, то почему большая их часть имеет один звук, т.е. один тон?
Исходя из аналогичного явления в знаменном распеве - когда и крюк, и стопица , и палица(палка) и стрела могут обозначать одну и ту же ноту одной и той  же длительности и даже одного и того же тона, можно предположить, что речь идет   о разном исполнении каждого хаза (например, спокойно или мягко, или наоборот с усиленным выделением). Таким образом вместо дополнительных слов в итальянской нотации, которые обозначают изменение способа исполнения мелодии начиная с некоторого момента, в хазах (знаменах и невмах) каждый знак имеет неизменный свойственный ему характер, и при написании мелодии ее характер показывается самим хазом, без дополнительных слов. Это требует больше времени на обучение самим хазам, но меньше на изучение мелодии. В самом деле - даже церковные вещи в итальянской нотации никогда не читаются с листа - их предварительно изучают на спевках именно чтобы соединить в сознании ноты и способ их пения с дополнительными знаками и словами, а в церковной традиции обычно все читается с листа, и времени на осознание нет.

Это можно сравнить со старинным пороховым оружием, когда стрелок перед выстрелом должен был засыпать порох, потом заслать шомполом пулю , и только потом , соединив три компонента - оружие, порох и пулю - сделать выстрел.
В современном огнестрельном оружии пуля, порох и оружие соединены в единое целое, и стрелку надо только нажать на спусковой крючок - и время от времени менять магазин.

Так же и хаз/крюк/невма  - в нем все необходимое для пения собрано и соединено в одно. В итальянской нотации - разложено и разобрано.
 Естественно, при таком подходе  есть необходимость в нескольких знаках для одних и тех же нот и мелодических фрагментов, исполняемых по-разному.

Второй важный аспект - это внутренняя логика, видимый но не произносимый смысл, который зависит от соединения с текстом и места знака в составе гимна.

пример: В знаменном распеве есть т.н. "параклит", который поется абсолютно точно так же , как и "статья" (как целая нота)  и на слух воспринимается одинаково - и никто, кроме читающего крюки не понимает различия. Он ставится только в начале стихиры/тропаря и  существует только в тексте и только для певца - не для слушателей.

Это также взято из церковного обычая что проповеднику открыто больше чем слушателю, а святителю больше чем освящаемым, и по  заповеди апостола Павла , что труждающемуся первому подобает вкусить от плода. Параклит - это благословение Божие на певца за то, что он поет. И видит это благословение только певец.

Помимо этого есть и другие логические различия в знаменах - например, крюк и стопица абсолютно одинаково поются (без дополнительных помет типа крюка с подчашием, которое превращает его из одной половинной ноты  в мелодию)  , однако крюк означает  опорный, самостоятельный элемент в попевке, а стопица - это всегда продолжение речетатива, повторения одной и той же ноты до следующего изменения в мелодии.

Поэтому очевидно, что хотя хаз определяется как изменение в мелодии, при этом может иметь всего один тон, одну ноту - это не противоречие, а глубокая особенность.

Что касается структуры в хазах, то она , по-видимому отличается от знаменного распева, где знамена делятся на протяжные , однозвучные , двухзвучные, многозвучные , стрелы и фиты.

О том, какие звучания имеют хазы
В.: Каким образом озвучивается каждый из хазов?
О.: Хазы имеют самые различные звучания соответственно  тому,  насколько изобретательно сочинено то  или иное из  созда­
ваемых денно и нощно святословий. По возможности кратко можно  сказать следующие:
erkar [«долгий»] имеет высокое и ликующее, но  и  царственное  звучание;
sur  [«меч»] - ударное;
olorak  [«зави­ток>] - витиеватое;
benkorc - в зависимости от места звучит как ουρανισμα (византийская невма)
 zark  [«удар»] - ударное;
cnkner·  [«колени»]  звучит наподобие танцевального; 

скорее всего имеется в виду ритмическая синкопа

cunk  [«колено»] - как  будто сердито встает на колено;
t 'иг [«сабля»] имеет воинственное звуча­ние, словно напев выступает как бы вооруженным;
р ' us  [«колюч­ка»] - колючее;
erkp'us (двойной p 'us]- игривое;
хипс [«улитка»]  имеет различные звучания согласно месту, что скрыто от общего
учения о хазах;
реkогс [ в виде армянской буквы р] всегда ставится  внизу и следует за другими [знаками];
paroyk  [в  форме вопроси­ тельного знака армянской системы пунктуации] - вопросительное;
nak'naxal [нижняя трель] - прерывистое дыхание.<. .. >

Из всех этих описаний я вижу аналогию разве что в "меч" - "палка" - последнее знамя также описывается как "ударить голосом".

Вообще, видимо названия знамен очень сильно привязаны к характеру народа.
Хазы имеют очень воинственные брутальное название, предполагает что это дескать Могучие Воины Поют Грубыми Голосами Воинственные Песни.

Однако у подлиинно воинственных народов (русский, немецкий, японский, израильский) в культурных символах очень мало отсылок к военному делу.
У нас знаменный распев имеет бытовые , домашние, уютные названия - "двое в челну", "чаша", "скамеица", "мережа", а из боевых только "стрела", да и та символизирует не убивство, а полет.

Если вспомнить о японской культуре, то музыкальная терминология там предельно нейтральна (с точки зрения войны), зато сами названия боевых приемов заимствованы из природы - "лист ивы", "ручей в камнях" , "взмах рукавом" и т.д.

Это вполне логично, поскольку подлинно воинственному человеку хватает войны на работе, а дома хочется отвлечься и чего-то спокойного и мирного.

Наоборот, далекий от военного дела человек часто компенсирует свое миролюбие военными хобби и занятиями, носит без всякого повода милитари-стиль, коллекционирует оружие и т.д. В этом нет ничего постыдного, это особенность, которую надо учитывать.

И действительно, в истории армянского народа мы видим не столько воинственность, сколько политическое и торговое мастерство. Ну почему бы им не иметь в хазах воинские названия для поддержания баланса?

Давайте в конце  посмотрим на вид хазов.

Армянский октоих часть 11

Вот для примера несколько крюков знаменного распева
Армянский октоих часть 11
Армянский октоих часть 11
Армянский октоих часть 11
Армянский октоих часть 11

И немного византийских основных невм

Армянский октоих часть 11

Можно отметить, что базовые знамена одной ноты во всех трех системах по начертанию близки, а составные , сложные , представляющие развитые мелодии, имеют сильное отличие и даже разную систему , разную психику пения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Если кто не знает, лепатата - тсванское название предмета, хоть и недавно, но надолго вошедшего в наш обиход, а именно, зулусской вувузелы:  http://ru.wikipedia.org/wiki/ВувузелаОказывается, вувузела издавна отражена в  песнях и стихах, просто мы ...
Коллеги из блога bmpd опубликовали интервью с Полом Робинсоном — редактором книги ЦАСТ "Военная разведка". Среди прочего есть там такие строки: Цитата: – А какая [разведка] самая современная? – Любая разведка – структура консервативная, а где-то даже и косная. А военная ...
Очередной смешной кейс про cancel culture (которой якобы не существует): в США нынче завернули 27-летнюю кандидатку на пост главреда журнала Teen Woke Vogue. Из-за того, что 10 лет тому назад, когда ей было 17, она написала пару твитов про азиатов. Твиты и впрямь ужасающе ...
В best_3_0 уже было два конкурса - на лучшее гадание и на лучшую чашку. Поэтому совершенно логично будет теперь организовать гадание по чашкам, идею которого предложила korkitwo здесь: http://i-cherski.livejournal.com/1310827.html?thread=29616747#t29616747 Правила очень ...
В Лондоне ученица начальной школы написала письмо капитану Джеку Воробью с просьбой помочь ей и ее друзьям в организации бунта против учителей. "Мы — команда многообещающих молодых пиратов. Мы собираемся устроить бунт против наших учителей. ...