Архангельск. Усадьба Плотниковой и музеи в ней.


Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.
Полюбовавшись на архитектуру современную, мы попали в сохранившийся уголок старого Архангельска.

Точнее, квартал старого Архангельска, в котором широко жил
партизан Поросюк жила одна весьма предприимчивая дама.
Дом №72 по набережной Северной Двины или Усадебный дом Плотниковой.




Усадьба признана памятником архитектуры конца XVIII – начала XX вв. и носит официальное название «Жилой дом с магазинами», входивший в градостроительный ансамбль «Городская купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых».
Усадьба Е. К. Плотниковой – это единственная усадьба, представляющая собой исторический уголок старого города и дошедшая до наших дней в полном объеме. В комплекс усадьбы входила электростанция, каретный сарай и торговый дом.
Купеческий дом Шингарёвых-Плотниковых занимает особое место в истории архитектуры Архангельска. Он протянулся вдоль Набережной Северной Двины до улицы Поморской.
Строительство Усадебного дома началось в 1794 г. Строение представляло собой два каменных двухэтажных дома, которые принадлежали двум владельцам, но имели один главный фасад, разделённый брандмауэром. С 1894 г. у них один хозяин — Павла Михайловна Шингарева. Она начинает перестройку домов в единый объем. Свой теперешний вид здания получило в начале XX в., когда его владелицей стала Екатерина Кирилловна Плотникова.
В функциональном отношении он обычен для практики строительства купеческих домов в дореволюционной России: первый этаж отводился под магазины и лавки, второй всегда был жилым.
Но вытянутость его главного фасада вдоль улицы, от угла до угла, – необычное явление для Архангельска. Здесь купеческие дома всегда ставили к улице узкой стороной, а длинной – в глубь квартала.



Планировка второго этажа анфиладная с претензией на «дворцовость», если можно так выразиться — анфилада комнат и высокие двустворчатые двери, включая и некогда роскошные рисунчатые паркетные полы.
Всю эту роскошь дополняет ещё и коллекция хорошо сохранившихся изразцовых печей. Все они изготовлены на знаменитых заводах фарфоровых дел мастера М.С. Кузнецова в Або (Великое княжество Финляндское), а паркетные полы – на фабрике Е. М. Цыганова в Казани. По внешнему виду печи абсолютно разные. Одна, например, прекрасная печь, в стиле модерн. Столь же восторженно можно сказать о каждой – в стиле классицизма, ренессанса и других. Эти печи свидетельствуют о строительных возможностях конца XIX в. и вкусах и амбициях бывшей владелицы дома Екатерины Плотниковой. Сейчас это выглядит так (все фотографии покрадены в интернете — в самом музее мы не были — рейд упущенных возможностей):











В начале 20-х годов XX в. здание было национализировано у владельцев, купцов Шингаревых-Плотниковых, и передано под советские учреждения. В доме расположился Октябрьский райисполком города Архангельска.
В 1994 г. здание было передано Архангельскому музею изобразительных искусств (с 1994 года — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»)
С этого времени Музейное объединение деятельно занимается восстановлением и музеефикацией здания.
В 2000 г. в еще не отреставрированном усадебном доме купцов Шингарёвых-Плотниковых открылась выставка «Тайны старого дома», положившая начало экспозициям, посвященным городской художественной культуре. В этом здании после реставрации решили разместить и экспозицию русского классического искусства, так как по своему внутреннему убранству оно более всего соответствовало коллекции.
25 июня 2010 г., в год пятидесятилетия Архангельского музея изобразительных искусств, в отреставрированных залах усадебного дома открылась новая экспозиция русского искусства XVIII – начала XX в. Картины русских художников разместились в анфиладе залов с паркетными полами, изразцовыми печами, расписными потолками и лепными украшениями, погружающими зрителя в атмосферу ушедшей красоты. Партнерами в создании экспозиции музея стали художники-дизайнеры петербургской фирмы «Архи» (руководитель В.П. Наливайко, дизайнер Л.А. Жукова).
Гордость экспозиции русского искусства живописные произведения Карла Брюллова, Владимира Боровиковского, Фёдора Рокотова, Ильи Репина, Михаила Клодта, Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова, Карла Лемоха, Ивана Крамского, Михаила Нестерова, Валентина Серова и др. Ну, и Степана Писахова, конечно — как же в Архангельске без него.
Подробнее про этот музей можно почитать здесь и здесь.
Следующее здание у нас не менее примечательное.
Дом №3 по улице Поморская, он же Торговый дом Плотниковой, он же Музей художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова.

Здание построено в 1890 — 1900 гг. в модном тогда кирпичном стиле. Архитектор мне не известен. Заказчиком строительства выступила владелица соседней усадьбы, о которой я писал выше — купчиха Е. К. Плотникова.
Сейчас здание занимает Музей художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова. Музей интереснейший, но мы в нём, к сожалению, тоже не были — рейд упущенных возможностей. Так что привожу найденные в интернете чужие фотографии интерьеров.






Музей носит имя Александра Борисова — первого художника-полярника пейзажиста. Музей открылся в 2008 г.
Основу фондов составляет коллекция работ Александра Борисова, насчитывающей свыше 400 произведений. Филиал Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В экспозиции музея представлено творчество народов Скандинавии и Арктики.
Целью создания музея было сохранение уникального природного и историко-культурного наследия Арктики и эффективное использование этно-культурных связей для научных исследований и туризма.
А дальше нас ждали монастырские подворья.
Продолжение следует.