Архангельск. Площадь Профсоюзов.

Обследовав проспект Чумбарова-Лучинского, мы решили прогуляться по городу в стиле «куда глаза глядят», но так, чтобы выйти к Северному морскому музею на набережной. Сказано-сделано.

Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.
И вынесло нас, через рыбный магазин, на площадь Профсоюзов. К знакомому уже Подворью Сурского монастыря.


Иоанно-Богословский Сурский женский монастырь был основан в 1900 г. св. Иоанном Кронштадтским на его родине — в селе Сура, Архангельской губернии.
А через семь лет — в 1907 г. в центре Архангельска по проекту архитектора В. Д. Ермолина было построено новое здание подворья Сурского монастыря. Церковь подворья освятили в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Иоанн Кронштадский принял самое действенное участие в строительстве подворья и как организатор, и как меценат.
Здание, расположенное на площади у Северной Двины, было построено в стиле эклектики, базирующейся на неорусском стиле, и выглядело весьма живописно. Оно было завершено тремя куполами — большим в центре и двумя малыми по сторонам. На фоне красных кирпичных стен выделялись украшавшие их белые кресты.

В 1920 г. власти приняли решение передать здание Сурского подворья под Дворец труда — профсоюзную организацию. Площадь перед подворьем получила название площади Профсоюзов. 4 июля в здание подворья прибыла комиссия, которая, не смотря на противостояние со стороны прихожан церкви, арестовала насельниц и реквизировала имущество. В помещении церкви был устроен актовый зал, а само здание обезличено: уничтожены купола, от колокольни остался только фрагмент, выложенные из кирпича кресты на фасаде частично сбиты, частично закрыты штукатуркой (два прямоугольных оштукатуренных выступа, расположенные симметрично на втором этаже — это бывшие кресты).
Сейчас в здании располагается военкомат и военная прокуратура.
Ещё на площади находится памятник «Доблестным защитникам Советского Севера».

Изначально был установлен 5 ноября 1985 г. на площади Профсоюзов в городе Архангельске, как дань памяти павшим и участвовавшим в боях против интервентов на севере России в годы Гражданской войны. Сейчас памятник перенесён и заново установлен на новом месте, перед архангельским Дворцом спорта Профсоюзов в пределах той же площади, что вызывает справедливое возмущение архангелогородцев.
Авторы проекта: Ю. Н. Лоховнин, М. В. Чернов.
Памятник нынче расположен явно не на месте, но на его месте теперь стоит наш следующий герой — Михайло-Архангельский кафедральный собор. Вопрос — что мешало поставить памятник на островке посреди довольно большой площади, сохранив идею авторов проекта? Или красноармейцы не за Россию умирали, чтобы их в угол задвинуть?
Михайло-Архангельский кафедральный собор.


Собор построен в, затрудняюсь определить, в нео-неорусском стиле с примесью капрома, по проекту архангельского архитектора Д. С. Яскорского. Однако, были использованы и элементы первоначального проекта, разработанного архитектором В. М. Кирибеевым. Высота здания до креста — почти 65 метров. Имеет три придела: верхний — для проведения служб в выходные и праздничные дни, нижний — для служб в будни и крестильный с двумя купелями для взрослых и детей.
Основной объём наоса — четырёхстолпный двухъярусный четверик, к которому примыкает четырёхугольная главная двухъярусная алтарная апсида и две полукруглых. К северному и южному фасаду пристроены два двухъярусных притвора, а к западному — крытая паперть с шатровым крыльцом.
Высота храма до креста на главном куполе – 64,5 м. Вместимость — 3 тысячи человек. На колокольнях собора установлены новые колокола. Самый большой – Благовестник – весит 6 т 200 кг, его высота 2 м 30 см, а вес языка более 200 кг.


Снаружи собор весьма неплох. Хотя, видно, конечно, что это не
просто храм, а чисто-конкретно храмЪ. Навроде храма Лужка
Христа Спасителя в Москве. Там тоже, внешне воссоздав творение
Константина Тона, нагородили капромной отсебятины внутри и снаружи.
Так и здесь, хотя вкуса и скромности проявлено побольше. Словом,
получился действительно хороший образец неорусского стиля. Но
внутри... Однако, об этом чуть позже. Начнём с дверей.





Как пишут в этих ваших энторнетах, внутреннее убранство нового собора выполнено в академическом стиле XIX столетия по проекту архитектора Ю. Л. Синкина. Ну, в целом, да. Вот только с чувством меры то ли у заказчика, то ли у архитектора, то ли у обоих не очень — капром бьёт изо всех щелей. Особенно в нижнем храме — слишком низок он для отделки под мрамор. Скромнее надо быть. Вот для примера нижний храм Спасо-Преображенского собора на Валааме:

Чувствуете разницу? То-то и оно.
Вот в верхнем храме объём делает своё дело и помпезность смотрится вполне органично.



Деревянный пятиярусный иконостас покрыт сусальным золотом и украшен глубокой резьбой, он вмещает более 60 икон. Высота конструкции — 14 метров, это работа курских мастеров.
Фрески выполнены силикатными красками, которые более долговечны и устойчивы по сравнению с масляными. Алтарь украшают орнаментальные композиции и изображения на евангельские темы «Моление о Чаше», «Снятие со Креста», «Новозаветная Троица». В барабане главного купола собора по традиции изобразили Святую Троицу. Лестницы и полы главного храма выполнены в мраморе различных цветов и происхождения. Храм расписывают в академическом стиле православной иконописи, а не в каноническом письме: изображения на иконах при этом более реалистичны. Такой выбор сделали, так как сам собор построен в русском стиле с большим количеством академических приёмов.
Кстати, о лестницах и полах. Они подавляют. Но поразили меня в самое сердце дорохо-бохато оформленный лифт и машина-полотёр. Последняя точно такая же, на каких рассекают по метро и торговым центрам незаменимые загорелые инфраструктурные специалисты. Опрделения «святой лифт» и «святой полотёр» родились сразу, помимо воли. Богохульство, конечно, но скромнее надо быть. Понимаю, что и лифт нужен в здании такого масштаба, но в отделке чувство меры не помешает. И полотёр на током футбольном поле не лишний, но не надо его так нагло парковать под лестницей, а?
Кстати, именно из-за полотёра нас в наос верхнего храма и не пустили — пол ещё мокрый ©. Так что вот ещё несколько фотографий, покраденных мной в интернете:




Ну, а, в целом, собор мне понравился. Наверное, мой сарказм вызван тем, что храм слишком новый — строительство закончено в 2022 г. Нет в нём ещё ощущения намоленности.
Выбравшись из собора, мы кивнули лежащему за заборчиком фонтану. Как рассказала нам экскурсовод во время обзорной экскурсии, это, наверное, самый кочевой фонтан в стране.

Экскурсовод рассказала нам следующую историю: «Фонтан, который сейчас ржавеет в Архангельске на площади Профсоюзов, первоначально был установлен на площади Ленина и занимал место памятника Ленину. Поначалу фонтан очень не понравился нашей интеллигенции, и поэт Вадим Беднов написал об этом архитектурном сооружении злые стихотворные строки. Позвонил по телефону приятелю – журналисту и поэту Семену Лебензону, прочитал свою новую вещь.
– Ну как?
– Хорошо, старик. Только очень длинно, – буркнул Семен Яковлевич.
Вадим Анатольевич несколько обиделся и сказал:
– Тогда сам сочини.
– Сочиню. Позвони минут через десять.
Через десять минут Беднов услышал:
"Стоит чугунная уродина,
И вся в цепях – как наша Родина."
Прошло время, и то ли горожане присмотрелись к фонтану, то ли оценили некоторые его достоинства, но полюбили бывать около него на площади. Особенно много мамочек с колясками туда приходило.
С возведением фонтана архитектурный ансамбль центральной площади города стал законченным. Работу отметили на конкурсе Союза архитекторов СССР высшей премией и медалью. Затем следовало выдвижение на Госпремию СССР – был такой порядок. Но требовалось еще получить «добро» бюро обкома КПСС, точнее «хозяина» области Петра Телепнева.
Уже были готовы все документы, и в субботу главный архитектор области Вадим Кибирев улетел бы с этими документами в Москву: в понедельник его ждали в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР. Победа была бы верной, так как все конкуренты сняли свои работы, зная об «архангельской теме». Но в пятницу вечером Кибиреву позвонили из обкома: выдвижение откладывается, потому что принято решение о завершении площади по первоначальному проекту – с памятником Ленину, так что сдавайте билет на самолет.
– Странно вроде бы, что на главной площади появился фонтан, а не памятник вождю. Где, в каком областном центре было что-то подобное? Везде же стояли Ильичи. Но при тогдашнем первом секретаре обкома КПСС Б. В. Попове поставили совершенно нетипичный для площадей фонтан. Почему? Люди, хорошо знавшие Попова, вспоминают, что Борис Вениаминович сказал: рядом, у драмтеатра, уже есть памятник Ленину; если еще один поставим, то площадь станет слишком официальной. И тогда мы, проектировщики, предложили вариант с фонтаном, чтобы площадь не казалась пустой, – рассказал о той истории заслуженный архитектор России Вадим Михайлович Кибирев».
При П. М. Телепневе в августе 1988 г. фонтан перенесли к областному драматическому театру, а на его месте установили памятник Ленину. В 2010 г. фонтан опять «переехал» – на площадь Профсоюзов. Площадь затеяли реконструировать, и фонтану, похоже, опять пора в путь — рассматриваются три варианта: оставить его на площади Профсоюзов или разместить в другом месте. причём, потенциальных мест два. Ну, и ремарка напоследок — интеллигенция — слово ругательное, а приведённый выше стишок это прекрасно показывает.
Продолжение следует.