Архангельск. Набережная и немного истории города.
flackelf — 20.07.2024 Немного истории.1942 год. Немецкий аэрофотоснимок Архангельска.
Город похож на бумеранг по своей форме. В центре которого мыс Пур-Наволок на восточном берегу Двины - место откуда и пошел город в конце XVII века. С востока старый город ограничивал повторяющий его форму - Обводный канал.
Во второй половине века XX-го, все пространство восточнее Обводного канала начало осушаться и застраиваться многоэтажными советскими домами. При этом к городу добавилось добрых полтора километра новых кварталов, которые заканчиваются у нынешней жд станции и вокзала Архангельск-Город, которая появилась в 1965 году, после постройки моста через Двину.
Оттого и впечатления по прибытии поездом - а где собственно старый центр? Что за брежневские спальники нас встречают прямо у вокзала? Здание вокзала - хрущевской стекляшки только усиливают это впечатление. А город просто отодвинулся восточнее старого центра в середине прошлого века, да и вокзал тот построили по меркам истории совсем недавно.
Интересные дореволюционные карты города и здешнего края. Кстати весь южный берег Двинской губы Белого моря имеет название - Летний берег. На нем и возник в XX веке город Северодвинск. На рукаве дельты - Никольское устье. Нёнокса тоже стоит на Летнем берегу.
Серьезный морской город просто не мог не возникнуть в этом месте благодаря здешней географии. Мыс на незатопляемом паводками выступающем восточном берегу крупной полноводной реки, у самого начала дельты, где река распадается на множество рукавов. С этой точки контролируется все судоходство по Северной Двине. Причем возможен также и свободный заход любых морских судов.
Тут же - рукой подать до выхода в Белое море, а по нему всего каких-то 300 километров и вы в Северном (как тогда его называли) океане, причем в точке куда добивает Гольфстрим. Неплохое место для выхода во внешний мир, для страны лишенной других удобных мест например на Балтике или на морях южных.
Но в 1703 году возникает на отвоеванной у Швеции земле другой морской город - Санкт-Петербург, что сильно южнее и ближе к центру страны, который находится в Москве. Он то и станет главным нашим западным портом на долгое время а еще и столицей. А Архангельск во многом потеряет свое значение.
Но к Архангельску и освоению здешних земель основательно вернутся уже при СССР в XX веке. Все таки прямой выход в океан это вещь очень ценная для европейской части России. Страна начнет строить океанский военный и гражданский флот, которые не зависит от иностранных проливов, да и освоение Северного морского пути тоже сыграло свою роль. Появится город спутник - Северодвинск со своими гигантскими верфями, да и сам Архангельск подрастет до города с 400-тысячным населением к 1990 году. Сейчас к сожалению уже 300 тысяч.
А все началось с монастыря Михаила Архангела, который возник на этом месте еще в начале XV века. Тогда на эти места часто осуществляли набеги норвежцы.
В 1553 году морской путь сюда открыли англичане, но самого города к этому моменту еще не было. В связи с угрозой нападения Швеции в 1583 году, Иваном Грозным был подписан указ, предписывавший построить на мысе Пур-Наволок крепость. В 1584 году при монастыре и крепости появляется слобода, что и считается основанием города на этом месте.
Образовавшееся поселение получило название Новохолмогоры. Но уже в XVI веке по названию монастыря поселение получает имя - Архангельск. Город Святого Архангела Михаила. До появления Санкт-Петербурга город был единственными воротами в Европу из России и поэтому начал бурно развиваться. Появился порт, флотилия, каменные постройки, верфи. Была построена Новодвинская крепость в дельте Северной Двины. Губерния была образована в 1708 году. Тогда же Петр I после основания Санкт-Петербурга, сильно ограничил Архангельск в морской торговле. Эти ограничения были сняты при Екатерине.
В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. В 1916 году у него появился порт и город конкурент - Романов на Мурмане. А вот полноценная железная дорога с широкой колеей пришла сюда совсем поздно, перед самой революцией фактически. До этого 15 лет от самого Ярославля была только узкоколейка. Все таки отставало сильно развитие этого северного края при поздней Российской империи, это факт.
Город также стал важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути еще в царское время.
Набережная в Архангельске - парадная часть города, его фасад, которым он обращен к Двине. Имеет длину - 6 километров. Нигде не встречал подобное в других российских городах. Это самое красивое и атмосферное место в городе. Все важные достопримечательности размещены так или иначе вдоль неё. Виртуально прогуляемся по ней с севера на юг, не все конечно 6 километров, но большую часть.
1. Начнем с памятника адмиралу флота Кузнецову. Оцените ширину Северной Двины в этом месте, перед тем как она начнет распадаться на рукава своей дельты.
С виду вполне сопоставимо с Амуром в Хабаровске.
2. Виден остров Мосеев.
3. Верхняя часть набережной.
4. Сталинский дом 1951 года.
5. Воссозданная на своем изначальном месте Успенская церковь (2007 год).
Оригинальная была построена в 1740 году. В 1752 году к церкви с западной стороны была пристроена высокая многоярусная каменная колокольня, которая служила прибывающим в Архангельск кораблям ещё и в качестве маяка.
6. Боровиковская пристань.
7.
8. Лучший вид на воссозданную Успенскую церковь.
9. Отливы в Белом море настолько сильные, что ощущаются даже здесь еще на реке, в 35 километров от устья.
10. Областная научная библиотека.
11. Памятник писателю и краеведу Фёдору Абрамову.
12.
13. Дом был построен в 1851 году зажиточным купцом и промышленником того времени А. Ю. Сурковым, который владел пивоваренным заводом неподалёку.
Не так давно прошел капитальную реставрацию.
14.
15. Виден тот самый бывший пивоваренный завод. 1913.
16. Очень грустный памятник Соловецким юнгам.
17.
18. Лютеранская кирха Святой Екатерины. Построена вместо деревянной в 1763 году, немцами и голландцами, постоянно проживающими в этом портовом городе, в котором всегда было очень много купцов и моряков, прибывавших по морю из Западной Европы. При СССР была закрыта, сейчас в здании филармония.
19. Очень сильный памятник Арктическим конвоям. Мы помним моряков из Америки, Канады и Великобритании, которые погибли во время опасных переходов в Советскую Россию через Арктику. Установлен в 2015.
20.
21.
22. Площадь Мира. На ней стоит мемориал Великой Отечественной.
23. Привет Перми из Архангельска! В Перми есть нечто похожее.
24. В войну город голодал. Памятник тюленю - кормильцу.
Для улучшения продовольственного снабжения были организованы промысловые экспедиции с целью охоты на тюленя в Белом и Баренцевом морях.
25. "Портовые грузчики".
26.
27. Архитектурный комплекс "Архангельский Гостиный двор". Постройка XVIII века. Как раз к концу подходит реставрация.
28. Приближаемся к мысу Пар-Наволок - историческому месту где был основан город и геометрическому центру всей набережной, где берег делает изгиб на юго-восток.
29. Памятник основанию города.
30. Информация о истории и административном делении города, с описанием всех районов, которых немало.
Город при своих скромных 300 тысячах населения, разбросан на очень большой территории в дельте Северной Двины.
31.
32.
33.
34. Памятник Петру I. Кстати типовой.
35. Воскресенский ковш. В наше время порт практически Морской выведен из центра города, но в старые временя было не так.
36.
37. "400 лет основания лоцманской службы в России."
38.
39.
40. Этот удаленный северный город помнит о доковидном поезде Минск - Архангельск, который был из-за ковида отменен и не возвращен на место после 2021 года.
41.
42.
43. "Подобие оригинальной беседки, возведённой в конце XIX века. Беседку называют именем Грина, потому что принято считать, что в ней русский писатель-романтик Александр Грин любил проводить время в 1910–1912 годах, когда отбывал здесь ссылку."
44. Ресторан стилизованный под северный деревянный барак.
45. "Фонарщик".
46. Памятник жертвам интервенции. 1918-19 годов.
47. Административно-офисное здание у набережной. 1953 года постройки.
Продолжение следует.
В очередной раз имеют место быть перебои с основной работой. Прошу поддержать автора.
Буду рад даже самым скромным переводам. Карта СБ:
2202 2053 3621 5600
|
</> |