Северодвинск. Кудемская узкоколейка. Станция Водогон.
flackelf — 11.07.2024 Вот эта Северодвинская пассажирская узкоколейка это ведь не просто вид транспорта. Это своего рода культурное явление, образцов которого не так много по стране осталось.Рельсовый путь в глухие @беня, прочь от побережья, на котором стоит это город корабелов, туда где глухой лес, болота и тучи комаров, туда где нет вообще никаких дорог. Но ехать то надо и не так уж мало таких людей я увидел.
Дорога эта живет своей жизнью. Кто все это держит и обслуживает не совсем понятно.
Открыли ее в очень далеком 1949 году для вывоза древесины из глубины Архангельских лесов. Она сразу же стала одновременно пассажирской и сильно разветвленной. К настоящему времени сохранился только вот этот 35-километровый (плюс еще 20 км) участок, что на карте, при этом движение единственного поезда есть только до станции Белое Озеро. Это главная станция дороги, там находится ее депо. Дальше Белого Озера поезд не ходит, но еще можно проехать на "пионерке" около 20 километров и на этом все.
Первоначально дорога относилась к Северодвинскому леспромхозу. К 2005 году леспромхоз исчез, но дорога продолжила функционировать как пассажирская. Впрочем это не точно.
Известно, что город Северодвинск в 2013 году приобрел в Камбарке новый вагон для поезда узкоколейки, а в 2021 году и новый тепловоз ТУ8. Значит получается - город её каким-то образом содержит.
Карта дороги на текущий момент.
1. Станция Водогон - единственная за юго-западной окраиной Северодвинска. Здесь заканчивается эта дорога. Городской транспорт сюда ходит не слишком часто, а от последнего микрорайона города где много транспорта, пешком идти километра три.
Такое ощущение, что в этих гаражах хранятся те самые "пионерки". Но о них чуть ниже.
2. А вот с этим явлением я вообще познакомился впервые в жизни. Честное слово! И я немного офигел от увиденного.
Самодельные мотодрезины под названием "пионерки" (или "бешенные табуретки"). Оказывается это частное средство передвижения по узкоколейным линиям. Легкое, чтобы можно было быстро снять с путей. Все "пионерки" - самодельные и абсолютно разные, кто во что горазд. Да еще и перевозят пассажиров! Что такое техника безопасности, или вообще какие либо правила движения - здесь не слышали. Все держится на уровне неведомых мне неместному, понятий и частных устных договоренностей. При этом нужно знать когда по линии идет собственно поезд, чтобы убрать свой драндулет с путей и банально не столкнуться. Еще часто происходят встречи на пути с такими же "пионерками" и надо убрать одну с пути, чтобы пропустить другую.
Не представлял себе, что такое вообще возможно в современных условиях в России. Правда по всей видимости в основном вдали от слишком крупных городов.
3.
4. "Пионерка" снята с путей и увозится в сторону.
5.
6. Еще одна, с пассажирами. Тут на меня стали ругаться, что я снимаю.
7. Пишут, что главный бич пассажиров этих "пионерок", это ветки деревьев. А вообще я не представляю - как можно выдержать такую езду на участке хотя бы в 15 километров.
8. Из глубины лесной прибывает еще одна мотодрезина. Скоро и поезд прибудет.
9.
10. Вот он, долгожданный, ползет в лесном коридоре.
11. Платформа для высадки пассажиров.
12.
13. Поезд привел старый ТУ8.
14. А вот от этой картины у меня просто челюсть отвисла. Впервые вижу такую перевозку людей.
15. Немного напоминает страны третьего мира.
16. Самый новый вагон 2013 года, прицеплен последним.
17.
18. Народ бодро высыпал из поезда и рванул кто к остановке, кто к автомобилям.
19.
20.
21.
22.
23. На остановке образовалась толпа, которая быстро забила первый приехавший автобус.
24. Поезд пересек автодорогу и прибыл на станцию Водогон. Тут локомотив должен отцепиться, пройти через стрелки и второй путь, чтобы прицепиться с другой стороны. После этого он отправляется опять на Белое озеро.
25. А ну вот кажется и организация, которая все это содержит.
26. Проезд тут не дорогой. Мне сказали, что всего 100 рублей до Белого озера.
Видимо там много дачников живет летом.
27. Вагон 2013 года. В хорошем состоянии.
28. А это более старый.
29. Пассажирский полувагон. Второй полувагон был отцеплен - людей много уже не будет, потому вечер воскресенье.
30. Все, поезд готов ехать в обратную сторону.
31. В Северодвинске частенько у мужичков видел вот эти железные ящики. Что это, откуда их берут? Это как-то связано с местными заводами?
32. Вышли из забитого автобуса на самой окраине города, где уже есть другой транспорт.
Морской проспект. Очень красивый кораблик на въезде в городе с юго-западной стороны.
33. Это где приходит шоссе от города Онега, который стоит южнее на Онежской губе Белого моря. Это самая новая часть Северодвинска, которая застраивалась в последние десятилетия.
34.
35. Морской проспект.
36.
37. Тут же недалеко на юго-западной окраине, находится платформа "Морской проспект". Это ветка Северодвинск - Нёнокса. Стыковой путь, на деревянных шпалах, причем от самого Архангельска.
Почему так, ведь дорога важная. На фото - новые дома на окраине Северодвинска.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44. Скульптурно-монументальная композиция «Мир и Труд» (Памятник корабелам). Композиция установлена по заказу ПО «Севмаш» в честь 50-летия г. Северодвинска — Города трудовой доблести и славы. Открыта 7 августа 1988 г. Снял из автобуса Сергей Сигачёв.
Видео. Снято после высадки большей части пассажиров, при пересечении автодороги.
|
</> |