Ареццо
vladimir101 — 12.06.2012Одна из площадей Ареццо
Пьеро делла Франческа
Если я начинаю долго думать об истории, то сразу хочется встретиться (читай «выпить») с друзьями, у которых хорошая память и которые обожают рассказывать и сопоставлять.
Историк обязан иметь хорошую память. Изучая, например, историю Киевской Руси, нужно четко представлять, что творилось в это время в других областях Европы. Иначе получается слишком слащаво или наоборот - брутально. С моей дырявой памятью лучше быть в точных науках.
К чему это самобичевание?
Я собирался писать про город Ареццо. Этот город связан с двумя величайшими именами: поэт Петрарка и живописец Пьеро делла Франческа. Я хотел славить последнего как математика, открывателя законов перспективы, основателя научного подхода к живописи. Он это все сделал задолго до Леонардо, который или переоткрыл эти законы, или взял основные идеи у Франческа.
Но мой пыл остановило временное просветление памяти. Я вспомнил, что недавно читал статью об изучении прибора, который являлся точным календарем, показывал фазы луны, положение планет на небе и еще что-то. Там было много бронзовых шестеренок и прибор напоминал часы, века так 18-го или более позднего.
Но найдены часы были на затонувшем римском корабле и были изготовлены, судя по всему, в древней Греции!
У Франческа есть две знаменитые картины. Одна из них (в музее Перуджи) - это часть алтаря и изображает, помимо религиозного сюжета, идеальную колоннаду, уходящую почти за горизонт. Вторая картина называется «Идеальный город» - она во дворце города Урбино. Там весьма современные здания, тоже идеальная перспектива и т.п.
Мы видели эти картины «живьем». Они впечатляют. Но, вспомнив про часы на утонувшем корабле, я подумал, что если бы показать эти картины любому древнегреческому архитектору или инженеру-строителю, то они возможно бы пожали плечами и сходу нарисовали пару аналогичных эскизов, назвав их только не картинами, а строительными чертежами. И с перспективой у них было бы все нормально. И было бы это не в 15-м веке, а задолго до начала нашей эры.
Я люблю Пьеро делла Франческа не за математические расчеты. Мне нравятся люди на его картинах. Они живые, порой смешные (как спящий стражник во время воскрешения Христа - это автопортрет мастера), порой грустные, порой трагичные. И все это на фоне пейзажей любимых им Апеннинских гор.
В Ареццо надо ехать, если вы любите этого художника. Там есть собор с расписанным им алтарем. Фотографировать в соборе нельзя. Мне удалось снять только кусок стены с остатками фресок, но они другого мастера. Просто поверьте, что в соборе Святого Франческо очень хорошо. Хорошо, несмотря на покосившиеся стены, несмотря на драконовские меры по поддержанию порядка. Там чувствуешь прошедшее время.
Дом Петрарки
Дом, где родился Петрарка, находится в тихом переулке в двух шагах от центральной площади. На карте он был нарисован огромным, казалось он занимает два квартала. Мы спрашивали у проходящих мимо местных старшеклассников про дом Петрарки. Они пожимали плечами, высказывали различные предположения, но никто не знал, где это. И это при том, что они учат стихи Петрарки.
Как мы его нашли - я не помню. Вроде случайно. Шли, шли и увидели объявление, что в доме Петрарки проводится какое-то литературное мероприятие. Оказалось, что объявление висит рядом с дверью, которую мы искали.
Дверь вела в уютный дворик с лоджией, все вокруг прилизано и не верилось, что это постройка конца тринадцатого века. Вот в доме Рафаэля в Урбино все было натурально, чувствовалась подлинность каждого серого камня, каждой стертой ступеньки. Тут такого чувства не было.
На главной площади
В Ареццо мы влюбились в главную площадь. Она красавица! И храм Санта Марии с его многоярусной колоннадой, которая гудит во время сильного ветра, и аркада, и простор, и золотистые здания, и отсутствие туристов...
Мы обедали в ресторане на площади и смотрели на колонны храма Марии. Одна из колонн была как-то странно преломлена. В путеводителях об этом ничего не было сказано.
- Что это? - спросили мы официанта.
- Это символизирует беременность Марии! - уверенно сказал официант и показал на свой живот.
Я хотел спросить, а что тогда символизируют остальные прямые колонны, но решил не выпендриваться.
Главная площадь в Ареццо
Коллонада с преломленной колонной храма Святой Марии в Ареццо
Ланч на главной площади
Он и она
Дворик дома Петрарки
Ой, а что это?!
В храме Святого Франциско
Он и она - 2
Вид с балкона. Это уже Тоскана.