Спелло
vladimir101 — 03.06.2012Все старые улицы кажутся таинственными
Кепка бронзового нищего несмотря на малочисленных прохожих, не пустовала. Потерев лысину на денежное щастье, кинула ему рупь. Долго он не пролежал. Его прикарманила подошедшая цыганка.
------- Из блога Жанны Самойловой о путешествии в Челябинск.
Я думаю, что императора Августа здорово припекло умбрийское солнышко, когда он, проезжая мимо крутого горного склона, где приютились домишки древних умбрийцев, решил, что в этой деревне надо сделать что-то типа санатория для ветеранов войн. Войн было много, и ветеранов, которые не могли больше махать мечами, тоже было немало. Многие из них были калеками, и выбор крутого горного склона для нового римского города Hispellum (сейчас Спелло) был не самым гениальным решением великого императора.
Но нам, смертным, не понять глубину императорских мыслей. Когда я дошел до середины города и понял, что мне еще столько же подниматься выше, то решил, что тут инвалидами становятся все, кто решился на такую прогулку. Может в этом и была главная задумка великого Августа? Вот кто-то ерепенится, строит козни, а добрый император не отрубает ему голову, а посылает в Спелло, объявляя его инвалидом. И он таковым быстро становится, побегав вверх и вниз по главной улице.
Вот такие мысль бродила у меня в голове, когда мы доплелись до площади, где стоял главный собор города: церковь Santa Maria Maggiore. У меня была и вторая мысль насчет выпить и покушать, но она была настолько постоянной, что была уже не мыслью, а неким мыслительным фоном, на поверхности которого мелькали новые мыслишки.
Я не случайно привел итальянское название этой церкви. Его стоит запомнить. Если судьба забросит путешественника в этот город бывших августовских инвалидов, то надо дойти до этой церкви, подойти к алтарю, повернуть голову налево, потом направо, потом оглянуться, обалдеть от того, что церковь пустая, и уйти, затаив дыхание.
Около алтаря стоят на подставках две картины Перуджино. От них щемит сердце и не хватает воздуха. Это его поздний стиль, таких картин у него немного. На одной Мадонна держит на руках младенца, на другой она держит мертвое тело Христа (этот сюжет называется «Пиета»). И все это на фоне светлых умбрийских пейзажей.
Чтобы лучше понять мое впечатление от посещения этой церкви, представьте маленькую деревеньку в российской глуши, пустую церковь, и там на гвоздике висит картина Андрея Рублева «Троица».
Раньше я читал и перечитывал книгу Владимира Солоухина «Черные доски». Я даже сам хотел поездить по русскому северу и, если не купить, то хоть посмотреть на старые иконы. Потом мне объяснили, что дело это денежное, подсудное и занимаются этим не любители старины, а крутые и ловкие ребята. На север я не поехал, но интерес к религиозной живописи остался.
У католиков нет икон, но зато есть фрески и картины. Фантастические работы старых мастеров разбросаны по всему миру, но их настоящее место вот в таких маленьких соборах в старинных городках на склонах Апеннин. Там они смотрятся естественно, на их фоне проходят воскресные службы, свадьбы, сюда заходят просто так, чтобы в тишине и прохладе собора побыть наедине с Богом. Эти фрески и картины помогают настроиться и сосредоточиться.
Эти старые изображения впитали в себя много людского горя и радостей. У этих картин и фресок другая энергетика, какой нет в музеях с кондиционированным воздухом и контролируемой влажностью. Они не отделены от людей пуленепробиваемыми стеклами, около них нет охраны. Они охраняют сами себя.
Можно еще много рассказывать о Спелло. О древних римских арках, о цветах, которыми заполонены каменные улочки, о ресторанах с видом на синие умбрийские горы, о толстых крепостных стенах и древних воротах, о фресках Пинтуриккио. Но это все можно увидеть на фотографиях. Вот только фотографии не передают того, что чувствуешь, когда находишься среди камней с тысячелетней историей, когда видишь работы старых мастеров, когда можешь коснуться их. Я попытался немного написать об этом. Но даже слова тут мало что передают. Но все же это лучше, чем ничего.
Главные ворота в Спелло. Виден автор блога.
На велике еще труднее
Это не цветочный магазин, это просто жилая улица.
Свадьба 1
Свадьба 2
Странная личность в соборе
Собор после свадьбы. Около алтаря две картины Перуджино.
Итальянки не умеют разговаривать без рук.
Очень тяжелый телефон
На городской стене
В ресторане
Римская арка
Вид на умбрийскую долину.