
Спелло


Все старые улицы кажутся таинственными
Кепка бронзового нищего несмотря на малочисленных прохожих, не пустовала. Потерев лысину на денежное щастье, кинула ему рупь. Долго он не пролежал. Его прикарманила подошедшая цыганка.
------- Из блога Жанны Самойловой о путешествии в Челябинск.
Я думаю, что императора Августа здорово припекло умбрийское солнышко, когда он, проезжая мимо крутого горного склона, где приютились домишки древних умбрийцев, решил, что в этой деревне надо сделать что-то типа санатория для ветеранов войн. Войн было много, и ветеранов, которые не могли больше махать мечами, тоже было немало. Многие из них были калеками, и выбор крутого горного склона для нового римского города Hispellum (сейчас Спелло) был не самым гениальным решением великого императора.
Но нам, смертным, не понять глубину императорских мыслей. Когда я дошел до середины города и понял, что мне еще столько же подниматься выше, то решил, что тут инвалидами становятся все, кто решился на такую прогулку. Может в этом и была главная задумка великого Августа? Вот кто-то ерепенится, строит козни, а добрый император не отрубает ему голову, а посылает в Спелло, объявляя его инвалидом. И он таковым быстро становится, побегав вверх и вниз по главной улице.
Вот такие мысль бродила у меня в голове, когда мы доплелись до площади, где стоял главный собор города: церковь Santa Maria Maggiore. У меня была и вторая мысль насчет выпить и покушать, но она была настолько постоянной, что была уже не мыслью, а неким мыслительным фоном, на поверхности которого мелькали новые мыслишки.
Я не случайно привел итальянское название этой церкви. Его стоит запомнить. Если судьба забросит путешественника в этот город бывших августовских инвалидов, то надо дойти до этой церкви, подойти к алтарю, повернуть голову налево, потом направо, потом оглянуться, обалдеть от того, что церковь пустая, и уйти, затаив дыхание.
Около алтаря стоят на подставках две картины Перуджино. От них щемит сердце и не хватает воздуха. Это его поздний стиль, таких картин у него немного. На одной Мадонна держит на руках младенца, на другой она держит мертвое тело Христа (этот сюжет называется «Пиета»). И все это на фоне светлых умбрийских пейзажей.
Чтобы лучше понять мое впечатление от посещения этой церкви, представьте маленькую деревеньку в российской глуши, пустую церковь, и там на гвоздике висит картина Андрея Рублева «Троица».
Раньше я читал и перечитывал книгу Владимира Солоухина «Черные доски». Я даже сам хотел поездить по русскому северу и, если не купить, то хоть посмотреть на старые иконы. Потом мне объяснили, что дело это денежное, подсудное и занимаются этим не любители старины, а крутые и ловкие ребята. На север я не поехал, но интерес к религиозной живописи остался.
У католиков нет икон, но зато есть фрески и картины. Фантастические работы старых мастеров разбросаны по всему миру, но их настоящее место вот в таких маленьких соборах в старинных городках на склонах Апеннин. Там они смотрятся естественно, на их фоне проходят воскресные службы, свадьбы, сюда заходят просто так, чтобы в тишине и прохладе собора побыть наедине с Богом. Эти фрески и картины помогают настроиться и сосредоточиться.
Эти старые изображения впитали в себя много людского горя и радостей. У этих картин и фресок другая энергетика, какой нет в музеях с кондиционированным воздухом и контролируемой влажностью. Они не отделены от людей пуленепробиваемыми стеклами, около них нет охраны. Они охраняют сами себя.
Можно еще много рассказывать о Спелло. О древних римских арках, о цветах, которыми заполонены каменные улочки, о ресторанах с видом на синие умбрийские горы, о толстых крепостных стенах и древних воротах, о фресках Пинтуриккио. Но это все можно увидеть на фотографиях. Вот только фотографии не передают того, что чувствуешь, когда находишься среди камней с тысячелетней историей, когда видишь работы старых мастеров, когда можешь коснуться их. Я попытался немного написать об этом. Но даже слова тут мало что передают. Но все же это лучше, чем ничего.

Главные ворота в Спелло. Виден автор блога.

На велике еще труднее

Это не цветочный магазин, это просто жилая улица.

Свадьба 1

Свадьба 2

Странная личность в соборе

Собор после свадьбы. Около алтаря две картины Перуджино.

Итальянки не умеют разговаривать без рук.

Очень тяжелый телефон

На городской стене

В ресторане

Римская арка

Вид на умбрийскую долину.