Арбатско-Покровская линия(часть 3)

топ 100 блогов ruslanviktorov24.04.2023 Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Продолжаем поездку по синей ветке, начнем со станции метро «Арбатская» - расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.



Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метрополитена — участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской». В составе ответвления было три станции — «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». В 1937 году ответвление продлили до «Киевской».

13 марта 1938 года была открыта вторая по хронологии линия метро — Арбатско-Покровская. Был построен участок «Улица Коминтерна» — «Курская» и соединён с ответвлением первой линии. Поезда проследовали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская».

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. Арбатский радиус глубокого заложения строился в спешке и в тайне (строительство заняло два года), и его открытие стало неожиданностью для москвичей.

Станция была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская» пятой очереди строительства, после открытия которого (и одновременного закрытия участка «Улица Коминтерна» — «Киевская») в Московском метрополитене стало 38 станций. Тогда же был открыт переход на станцию «Библиотека имени Ленина». В 1958 году Арбатский радиус мелкого заложения был вновь открыт в составе Арбатско-Филёвской линии, и «Арбатская» получила переход на станцию «Калининская» (ныне «Александровский сад»).

В 1980-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ). Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки. В 1986 году был сооружён переход из центра зала на станцию «Боровицкая».

В 1991 году станцию предлагалось переименовать в «Воздвиженка».

С 18 мая 2006 года по 3 сентября 2007 года вестибюль был закрыт на реконструкцию и замену эскалаторов. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор». 

Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками.

Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.

Станция «Арбатская» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и одноимённой серии видеоигр. Согласно книге, станция принадлежит так называемому Полису, который состоит из четверного пересадочного узла. Полис — культурная и духовная столица метрополитена, и в его сохранности заинтересованы все обитатели метро.

В 1976 году на станции «Арбатская» был снят один из первых клипов Аллы Пугачёвой на песню «Арлекино».

В 1996 году на станции был снят клип на песню «42 минуты» Валерия Сюткина.

В фильме «Обитель зла: Возмездие» фигурируют две вымышленных станции «Арбатская». Дизайн интерьера первой станции с прямыми колоннами похож на станцию «Арбатская» на Филёвской линии, а пересадочный указатель соответствует станции «Арбатская» на Арбатско-Покровской линии. Наземный вестибюль второй станции похож на вестибюль станции на Филёвской линии, а интерьер соответствует станции на Арбатско-Покровской линии.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

«Смоленская» — расположена в районе Арбат (ЦАО) под Смоленской площадью, по которой и получила своё название. Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Архитекторы: И. Е. Рожин, Г. К. Яковлев. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Станция открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская», после открытия которого (и одновременного закрытия участка «Калининская» — «Киевская») в Московском метрополитене стало 38 станций.

Станция стала самой первой, где в августе 2010 года были заменены турникеты на входе, в вестибюле.

С 22 февраля 2020 по 9 июля 2021 года станция была закрыта на капитальный ремонт и замену эскалаторов. Вестибюлю был возвращён исторический облик.

Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен чёрным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу — чёрным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Барельеф на торцевой стене (скульптор Г. И. Мотовилов) посвящён защитникам Родины.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

В отдалённой перспективе будет организована пересадка на планируемую станцию «Плющиха» Калининско-Солнцевской линии.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

«Киевская» — связана пересадками с двумя одноимёнными станциями, одна из которых располагается на Филёвской линии, другая — на Кольцевой. Расположена в районе Дорогомилово (ЗАО); названа по Киевскому вокзалу. Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Являлась конечной на протяжении 50 лет — с 1953 по 2003 год.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Станция открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская», после открытия которого (и одновременного закрытия участка «Калининская» — «Киевская») в Московском метрополитене стало 38 станций.

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, боковых залов — 8,5 метра.

Оформление посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Станция украшена большим количеством живописных полотен. Архитектурная целостность станции достигается применением светло-серого мрамора «коелга» для отделки пилонов как центрального зала, так и боковых нефов, а также путевых стен. Пилоны дополнительно украшены цветным керамическим карнизом; керамический фриз, антаблементом венчающий пилоны, декорирован украинскими орнаментальными мотивами с элементами классики. Пол, выстланный серым янцевским гранитом, подчёркивает ощущение сдержанной целостности, по периметру пилонов вместо гранита используется и мрамор «салиети», благодаря чему усиливается ритм пилонов. Освещение — люстры авторского исполнения из гранённого хрусталя с лампами накаливания, впоследствии неоднократно применявшиеся на других станциях (например, на старой станции «Первомайская» (в депо «Измайлово») и на «ВДНХ»).

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески, изображающие трудящихся Советской Украины. Со стороны платформ также размещены фрески, преимущественно с изображениями фантастических растений. В западном торце станции находится крупное панно, изображающее народные гуляния на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией. Авторы живописных произведений — большой творческий коллектив художников: В. А. Коновалов, В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, Л. А. Карнаухов, Т. В. Коновалова, А. К. Ширяева, К. П. Аксёнов, И. В. Радоман, Г. И. Опрышко.

Панно «Народные гуляния в Киеве», расположенное в западном торце станции, почти полностью (около 10 м²) обрушилось утром 2 октября 2010 года, в результате протечки грунтовых вод. Реставрация проводилась с 2012 года художниками-реставраторами ООО «Творческие мастерские „Китеж“» М. Симагиным и В. Ивановым. Восстановление фрески заняло почти три года, официальная церемония её открытия состоялась 22 августа 2013 года, хотя к тому времени она уже некоторое время была открыта для обзора. При восстановлении росписи были использованы краски на стеклянной основе, которые обычно применяются при художественной отделке фасадов. Отличия от панно образца 2010 года объясняются Мосгорнаследием тем, что реставрация производилась по фотографии из архивов музея имени Щусева, запечатлевшей оригинальный вид панно, изменившийся при предыдущих реставрациях. Несмотря на то, что воссоздание данной работы было задекларировано «в первоначальном виде», на изображении красного знамени с овальным портретом, присутствующего на панно, был воспроизведён профиль не Сталина, а Ленина.

После инцидента с обрушением панно было принято решение о реставрации всех фресок на станции, к работам приступили в 2014 году. В ходе реставрации также был восстановлен оригинальный облик фресок образца 1954 года, что вызвало критику, связанную с изменением ряда деталей, привычных по фрескам до начала их восстановления. Данные изменения в первоначальный вид фресок были внесены в ходе предшествующих реставраций. На фреске с изображением студентов на книгу, которую держит в руках девушка, в ходе реконструкции была возвращена надпись «I. СТАЛIН»

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Глубина залегания станции составляет 38 метров. Высота над уровнем моря — 89 метров. За станцией расположено два тупика, использовавшихся для оборота составов, когда станция была конечной. В настоящее время, после продления линии в Митино, оборот составов за «Киевской» производится редко (в основном в случае экстренных нештатных ситуаций). Также тупики используются для ночного отстоя. Ранее они использовались для технического обслуживания поездов, в настоящее время всё это производится в оборотных тупиках за станциями «Молодёжная» и «Строгино». Однако эти тупики активно использовались 15—16 августа 2009 года, когда участок от станции «Строгино» до станции «Киевская» был закрыт на реконструкцию по установке АЛС-АРС. (Участок «Кунцевская» — «Крылатское» был не оборудован АЛС-АРС.)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Станция появляется в романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и упоминается в одноимённой игре.

— Киевская? Я про эту станцию нехорошие вещи слышал...

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

«Парк Победы» — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Арбатско-Покровской и Солнцевской линиях. Расположена в районе Дорогомилово (ЗАО); названа по одноимённому парку. Открыта 6 мая 2003 года в составе участка «Киевская» — «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии, 31 января 2014 года в составе участка «Деловой центр» — «Парк Победы» на Солнцевской линии (челночное движение) и 16 марта 2017 года в составе участка «Парк Победы» — «Раменки» на Солнцевской линии. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой в каждом из залов. До открытия станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии являлась самой глубокой станцией в Московском метрополитене.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Изначально один из путей в каждом из залов станции предназначался для Арбатско-Покровской линии, другой — для хорды Митино — Бутово, на которую планировалась кросс-платформенная пересадка. Поскольку оба зала, в отличие от станций «Третьяковская» и «Петровско-Разумовская», строились одновременно и поскольку степень их готовности на момент приостановки строительства в 1990-х годах являлась очень высокой, то весь намеченный объём работ было решено завершить в полном объёме.

Оба зала станции начали функционировать 6 мая 2003 года в ходе продления Арбатско-Покровской линии на один перегон от станции «Киевская». «Парк Победы» стал 165-й станцией Московского метрополитена.

31 января 2014 года один из неиспользуемых путей, нумеруемый на Солнцевской линии как второй, был задействован для второго участка — нового радиуса Солнцевской линии с открытием движения до станции «Деловой центр». Одновременно с этим «Парк Победы» стал считаться как две станции.

Ввиду низкого пассажиропотока перегон обслуживался трёхвагонным поездом-челноком, хотя обе станции способны принимать пятивагонные составы типа «Русич». В феврале 2016 года челночное движение Солнцевской линии было перенесено на первый путь. Станция заработала в полноценном режиме 16 марта 2017 года после продления Солнцевской линии на юго-запад, до станции «Раменки».

26 февраля 2018 года был открыт первый участок Большой кольцевой линии с организацией вилочного движения, вследствие чего поезда Солнцевской линии через двухпутную служебную соединительную ветвь между станциями «Парк Победы» и «Шелепиха» следовали до станции «Петровский парк», а после продления линии — до станции «Савёловская» и обратно.

В июле 2018 года, во время чемпионата мира по футболу, иностранные болельщики озвучили список самых красивых станций метрополитена. Станцию «Парк Победы» посчитали самой красивой станцией Арбатско-Покровской линии.

С 12 декабря 2020 года совместное функционирование Солнцевской линии и БКЛ было прекращено, что сказалось на «Парке Победы»: движение в сторону «Шелепихи» было отменено, а в сторону «Делового центра», ввиду повторного открытия станции после строительства оборотного тупика, возобновилось.

Арбатско-Покровская линия(часть 3)

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту из монолитного бетона по новой технологии с опережающим возведением пилонов и фундаментов путевых стен. Отделка из монолитного бетона, нагнетаемого за предварительно сваренные листы металлической опалубки. Станция состоит из двух независимых залов, соединённых двумя переходами. До конца 2013 года в каждом из залов один путь не использовался, а на самих путях в декоративных целях были уложены рельсы, которые до марта 2013 года не имели никакой связи с остальными путями станции — дальше существовали только очень короткие отрезки, заканчивающиеся тупиками.

Тема оформления — Великая Отечественная война и Отечественная война 1812 года. Великой Отечественной войне было посвящено панно в западном торце северного зала (демонтировано в 2015 году в связи со строительством второго выхода и передано в Центр профессионального художественного творчества Российской академии художеств), а Отечественной войне 1812 года посвящено аналогичное панно в восточном торце южного зала (автор обоих — З. К. Церетели). Оба панно выполнены в технике сложной перегородчатой эмали. Историческая достоверность изображённых костюмов, орденов и флагов критикуется специалистами. Восточный торец северного зала облицован серым и чёрным мрамором.

Расцветка двух залов «зеркальна» — в одном из них белые пилоны и коричневые путевые стены, в другом — наоборот. Расцветка пола в двух залах тоже различна: в северном зале использован полированный гранит красного и серого цветов, в южном — чёрного и серого. Оба зала освещаются скрытыми за карнизом светильниками.

На стене одного из переходов изображены ордена — Красной Звезды и Отечественной войны — и медали — «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Японией», «Золотая Звезда», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За боевые заслуги».

В официальных источниках фигурирует разная глубина заложения станции: 74 метра, 80 метров, 84 метра, 90 метров. Однако сумма высот платформы, эскалаторов и лестничных маршей вестибюля не подтверждает эти цифры. Согласно данным, опубликованным эскалаторной службой метрополитена, высота основного эскалаторного наклона станции составляет 63,4 метра, а высота малого наклона в вестибюле — 3,6 метра. Турникетный вестибюль соединён с поверхностью лестницей и лифтом с высотой подъёма 4,94 метра. Высота пассажирской платформы от уровня головок рельсов составляет 1,1 метра. Таким образом, глубина заложения станции составляет ≈ 73 метра, что подтверждается официальным сайтом комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

Так или иначе, станция является самой глубокой в Москве и одной из самых глубоких среди метрополитенов бывшего СССР.

За станцией в сторону «Славянского бульвара» были построены пошёрстный и противошёрстный съезды для оборота поездов на время, пока станция являлась конечной до 7 января 2008 года, когда было открыто движение до «Строгино». Впоследствии противошёрстный съезд был разобран. Оборотные тупики за станцией отсутствуют. Также в западной горловине станции имеются пошёрстные съезды на пути Солнцевской линии в сторону «Минской».

Станция была одним из долгостроев московского метро: работы по строительству были начаты в 1990 году, спустя несколько лет заморожены из-за отсутствия финансирования. На протяжении всех 1990-х годов станция обозначалась на схемах как строящаяся, хотя реально работы не велись до начала 2000-х. Станция и большая часть перегонных тоннелей построена силами ОАО «Трансинжстрой» и была открыта 6 мая 2003 года.

В 2006 году ОАО «Метрогипротранс» был представлен проект по продлению одного из этих путей в один из неиспользуемых залов станции «Деловой центр» для создания дополнительной связи ММДЦ «Москва-Сити» с метрополитеном. Работы начаты в 2011 году и завершены в 2014 году. Участок стал частью Солнцевской линии. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 мая 2012 года № 194-ПП, открытие участка было запланировано на 2013 год, но сроки были сорваны негабаритностью платформы одной из двух станций участка, и в итоге участок был открыт 31 января 2014 года.

21 марта 2013 года тупик в южном зале станции был соединён со строящимся тоннелем Солнцевской линии, укладка путей завершилась в декабре 2013 года.

31 октября 2013 года щит «София» марки Robbins, изготовленный в США в 2012 году, закончил проходку левого перегонного тоннеля на участке Солнцевской линии между станциями «Деловой центр» и «Парк Победы». За 10 месяцев щит преодолел расстояние в 1888 метров. Трасса линии прошла под Третьим транспортным кольцом, Малым кольцом МЖД, Москвой-рекой, Кутузовским проспектом, а также под действующей Арбатско-Покровской линией метро. Проходка велась на глубине 86-88 метров, в том числе в твёрдых скальных породах. При проходке на данном участке впервые в Москве был использован уникальный способ выдачи грунта на поверхность — с помощью вертикального конвейера.

В 2013—2014 годах было начато строительство второго эскалаторного наклона из западного торца северного зала. 16 марта 2017 года была открыта вторая половина подземного вестибюля с наклонным ходом, соединяющим вестибюль со вторым залом станции, и выходом к улице Генерала Ермолова.

15 июля 2014 года у строившегося съезда с первого пути Арбатско-Покровской линии на Солнцевскую линию произошла крупнейшая техногенная авария в Московском метрополитене — поезд сошёл с рельсов, столкнувшись с тюбингом, что привело к гибели 24 человек.

В 2021 году был полностью закрыт северный вестибюль для наладочных работ на станционном оборудовании. Вестибюль был вновь открыт 13 января 2022 года.

На сегодня все, продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие сообщники из России в частности, очень надеюсь на вашу отзывчивость. Ситуация такова: мой хороший друг (гражданин России) в одном из дружественных посольств в Лондоне оформляет шенгенскую визу для важной поездки "на континент". Визу ...
Да, такие вопросы тоже частенько прилетают в бот. Такое было написано в "Одесские вопросы ( https://t.me/L0HMATIY/12770 )", ну а я продолжаю давать ответы. Чаще всего, разрушенный ...
Появились новые фото отдыха Йоркских в Вербье. Семьи Беатрис и Евгении вместе с Сарой отпраздновали Новый год в роскошном шале герцога Йоркского с видом на эксклюзивный курорт, стоимостью 17 миллионов фунтов стерлингов, которое как считалось было выставлено на продажу в начале этого ...
По сообщению правозащитной организации «Мы, мигранты» — наше дорогое московское ГИБДД разработало новую схему «работы». А именно — водителя (трудового мигранта) останавливают, говорят, что он будет оштрафован за незначительное правонарушение (например, за отсутствие ремня). В ...
Несколько дней назад в журнале Science Advances опубликована статья "Human dispersals out of Africa via the Levant", которая была широко освещена в околонаучных новостях. Ниже скриншот из поисковика на некоторую долю этих комментариев. ...