Апрельские заметки. Часть 5. Церкви Арзамаса и школа живописи

«Город был похож на монастырь: стояло в нём около тридцати церквей да четыре монашеских обители. Много у нас в городе было чудотворных святых икон. Пожалуй, даже чудотворных больше, чем простых...» А.Гайдар. Школа
Город Арзамас и сейчас похож на монастырь. Приглашаю вас прогуляться и посмотреть церковную архитектуру.

19.04.23г. Апрель радует тёплой погодой. Утром +5, днём до +20. Всю неделю перед Пасхой работала над проектом, теперь небольшие выходные. Можно прокатиться до города за покупками. Заодно и прогулка, и фотосессия церквей, раз уж пасхальная неделя. В прошлый раз ездили в Дивеево, сегодня в Арзамас.
Сейчас идёт реставрация на Соборной площади и на главной пешеходной улице Карла Маркса. Так что пока этот маршрут закрыт. Сегодня маршрут такой:

Приехав, я оставила машину на автостоянке на площади Сергия Страгородского. Белая красивая Благовещенская церковь с колокольней. Это одна из старейших церквей, была заложена в XVII веке. По инициативе Ивана Булгакова, потомка арзамасского воеводы Тимофея Булгакова, в 1775 году начали возводить новую белокаменную церковь с колокольней в 12 сажен. Самая высокая колокольня в городе. Именно с этой церкви и началось строительство церквей в «золотой век» Арзамаса.



1. Далее пешком по Монастырскому склону мимо Спасо-Преображенского мужского монастыря и Церкви Входа в Иерусалим, они на горе. В монастыре пока тоже реставрационные работы.
Рисунки нижегородской художницы Елены Кузовлёвой.


2. Спускаемся к улице Ленина до ансамбля Рождественского храма и Смоленской церкви. Храм был построен на деньги богатого и доброго арзамасского купца Заяшникова в 1852 году. У него умерла дочь Авдотья, и деньги 50 тысяч рублей, скопленные для приданого, безутешный отец вложил в строительство храма.




Стиль русско-византийский. Основан на интерпретации форм русского и византийского зодчества. Проект был создан известным архитектором Константином Андреевичем Тоном (его работы - Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве). В советские времена в храме был хлебобулочный комбинат, потом реставрационные мастерские. Сейчас здесь Арзамасское подворье Дивеевского монастыря.
3. По улице Ленина до автостанции, это Владимирская церковь. Сначала она была деревянной, потом сгорела во время пожара, и в 1802 году построена из камня. В советское время здесь был один из цехов хлебозавода. На самом деле все церкви попадают в кадр, настолько густо расположены. Видна и Благовещенская, и мужской монастырь.

По улице Торговые ряды поднимаемся вверх, к Соборной площади.
По пути заходим в магазины.



Скоро вся площадь будет такой аккуратной. А пока только фрагмент Воскресенского собора.
4. Обошла его с солнечной стороны сфотографировать зимнюю церковь Живоносного источника и колокольней. Эта церковь построена в виде корабля – прямоугольник с полукруглым выступом на месте алтаря. Ранее на колокольне были городские часы. Из воспоминаний арзамасца А.С. Потехина: «...циферблата они не имели, но производили бой в разные колокола, отбивая минуты, четверти часа и часы… Этот бой далеко был слышен в городе. Жаль, что теперь такие часы не восстановят. За соборными часами наблюдал соборный сторож, известный под именем Елизарыч, по торжественным праздникам важно шествовавший по городу с медалью на шее, всегда одетый в длиннополый, черный сюртук».


5. Далее по ул.Советской до Сквера Горького, ещё кадр. На самом деле церкви очень похожи друг на друга. Это Казанская церковь. С мозаикой в окнах. Здесь находилась особо почитаемая древняя Казанская икона Божией Матери. Ежегодно в честь этой иконы совершался крестный ход. В советское время здесь был дом пионеров.


6. Ну, и почти пришли к конечной точке маршрута. Площадь Гагарина. Здесь две церкви. Храм Сошествия святого духа. Новая штукатурка уже местами отлетает. Раньше в ней была городская типография. И Знаменская церковь, бывший планетарий.




…Мне это место хорошо знакомо с детства. Из турбазы были частые экскурсии в Арзамас: парк Гайдара – планетарий - кафе «Голубая чашка» (вместо которого сейчас замок «Де Санти»). В кафе заказывали лимонад и мороженое. В металлических креманках. Мороженое шариками с вишнёвым сиропом и жареным арахисом…Сейчас мы дойдём вон до того здания администрации, у них хороший буфет, и посидим в сквере Ступина, расскажу, кто этот замечательный человек. Купила сок и пироженку.

Ступинская школа живописи в Арзамасе
Арзамасец Александр Васильевич Ступин открыл здесь первую в России провинциальную школу живописи в 1802 году, из которой вышло много художников и архитекторов. Обучение в школе было платным. Принимались все желающие, в том числе и крепостные, которых отдавали учиться их владельцы. Помещики желали иметь в своём штате живописцев, оформляющих залы особняков. Было модным составлять семейные портреты, делать копии известных картин.
Развивалось в школе и иконописное мастерство. Такое количество построенных церквей в Арзамасе ведь нужно было украсить и внутри и снаружи. Воспитанники ступинской школы расписывали церкви, храмы и иконостасы. За 59 лет существования школы из её стен вышло 150 художников и архитекторов. Самые известные – художник Василий Перов и архитектор Михаил Коринфский.
Перов стал одним из основателей общества художников –передвижников, и возвращался в Арзамас со своими коллегами за сюжетами для своих картин.


Коринфский после учебы в Арзамасской ступинской школе поступил в Петербургскую академию художеств в архитектурный класс А.Н.Воронихина. И принимал участие в построении Казанского собора в Питере и Строгановского дворца. Затем вернулся в Арзамас и спроектировал Воскресенский собор, потом много других церквей не только в Нижегородской губернии, но и в Симбирской и Пензенской. Вот такие арзамасцы - ученики Ступина. И проектировали здания, и расписывали!


Возвращаемся к исходной точке маршрута. Всем спасибо за прогулку!
|
</> |