
Апокалиптическое

Завтра конец света. У меня уже есть представление, как он произойдёт, но сегодняшний пост не об этом.
Наблюдая за тем, с какой частотой современное общество развлекает себя идеями об апокалипсисе, я решил описать психологическую природу этого феномена. Вполне очевидно, что идеи судного дня являются нашей потребностью. Обыватель запасается провиантом и строит укреплённые бункеры, политики иронизируют по этому поводу с телеэкранов (их бункеры уже построены).
Начну с самого очевидного фактора – окружающего мира и положения человека в нём. Любой организм стремится к равновесию. Все мы начинаем с потребности – возбуждения, которое преобразуется в динамику – действия в отношении интересующего. И вот, когда мы творчески направляя эти действия, тратим энергию и достигаем результат, мы можем почувствовать подлинное удовлетворение. По идее, эта потребность должна быть простой, яркой, эмоциональной...
Население крупных городов проводит время своей жизни, манипулируя абстрактными символами и знаками. Энергия тратится на перемещение курсора по монитору, нажатие на клавиши и поддержание правильной сидячей позы.
Но даже эти, лишённые энергии функции, выполняются не для того, чтобы реализовать свои внутренние устремления, а для того чтобы получить бумажку подтверждающую абстрактный статус и некоторое количество абстрактных денежных единиц, которые дадут возможность этот статус опредметить.
Кстати, деньги всё больше становятся тем, что нельзя пощупать. Делая ничто, мы получаем ничто. Идея о пустотности всех вещей становится вполне осязаемой.
Какая часть человечества в настоящий момент занимается чем-то действительно необходимым для выживания?
Похоже, мы накрепко забыли о своей энергичной и деятельной сущности. Произошла подмена. Логичным завершением любого действия, является обладание наиболее дорогим предметом роскоши, социальным статусом и как можно более просторным помещением.
Правила подведения в обществе, встающие на защиту вышеуказанных благ гипертрофированы – боязнь потревожить личное пространство, приравнивается к вторжению в фамильный замок. Мир и безопасность – вполне разумные приоритеты, становятся пластиковой оболочкой доведённой до абсурда.
Чем мы восхищаемся?
Шаблонами, придуманными небольшой группой людей, которых мы никогда не видели. Женщине становится стыдно выходить в свет без силиконовой груди, а мужчине не иметь «толстого» счёта в банке. Политики играют в строго продуманные игры, которые удовлетворят электорат, и не дай бог возникнут общественные волнения. Больше трёх не собираться!
Эта ситуация повторяется и в семье: У нас идеальная семья. Мама с папой никогда не ругались. Они вообще никогда не выражали свои чувства (а кроме того, после моего рождения не разговаривали и не трахались), но сделали главное - сохранили семью.
Вместо того, чтобы сделать что-то конкретное и понятное для себя, но неудобное для других (что сродни подвигу), мы пытаемся сделать это в общепринятых рамках. Выгнать из дома мужа, коллекционирующего любовниц? Нет. Пусть загладит свою вину новеньким «Лексусом».
Так или иначе, мир, которым окружил себя современный человек, не может дать никаких сильных ощущений и удовлетворения. Взяв для себя главными приоритетами комфорт и спокойствие, он постоянно бежит от контакта и фрустрирует. Оставляя себя один на один с той энергией, которая, так или иначе, выделяется для достижения и разрядки.
И тогда единственное, что нам остаётся - выразить её в сферах, за которые мы не понесём наказания – убийстве животных, безудержном пожирании пищи, потребности в доминировании, неразборчивом сексе, приобретении роскоши. Но, даже в этом мы не можем достичь удовлетворения…
За нас это делают герои на киноэкранах. Получая наслаждение от созерцания того как они хладнокровно отрезают головы своих врагов, мы имеем возможность мысленно присоединиться к содеянному и тогда, пусть на мгновение, чувствуем в их энергичных движениях подлинную жизнь.
Человек вбирает внутрь себя внешние отношения (с родителями, окружением) и делает внутренними. После чего, начинает проигрывать их во внешней среде. Суть этих механизмов контроль и запрет. Так, внешнее стерильно безопасное и основанное на потреблении общество, становится нашей частью.
В рамках этой модели, вся жизнь современного человека превращается в садо-мазохистическую игру. Её суть запрещение и сдерживание актуального, бегство к доступному, обжорство без удовлетворения (т.к. удовлетворят подходящее, а не подмена) и, наконец, удовлетворение от ощущений обладающих подлинной силой – вины, спазма, боли. Запрет простого и понятного и движение к мёртвому и навязанному вызывает тревогу, агрессию и шок.
Вот почему Апокалипсис является таким социально желаемым. Фигуры всадников несущихся к нам на злых конях, это отражение садо-мазохистической природы современного общества. Её коллективное бессознательное.
Парадоксально, но в своём стремлении к комфорту мы сделали невозможной индивидуальность. Будучи в обществе, мы забываем о том, что ответственность всегда персональна – если в настоящем мы не разрушаем то, что создали в прошлом, наша агрессия оборачивается против нас самих.
Права человека переоценены, т.к. мы сами поставили себя в подчинённое положение по отношению к стерильным помещениям и инструментам, которыми мы пытаемся манипулировать «настоящей» жизнью.
На этой сцене просто обязано появиться НЕЧТО могучее и неотвратимое, то, что поставит человека на место, покажет настоящую цену вещей.
Давление, которое человек оказывает сам на себя, должно быть разрушено кем-то более сильным. В глубине души, каждый член общества потребления понимает, что несёт личную ответственность за всё это, и надеется на скорый приход палача.
В заключении я хочу написать вот о чём. Проблема человечества не в том, что идеи апокалипсиса угнетают его, а в том, что в апокалипсис по-настоящему никто не верит. Все уверены в собственном бессмертии. Если бы вы просто поверили, что завтрашний день – последний, масса мёртвых, лишённых желания и энергии дел вашей жизни отлетела бы прочь.
Каждый бы попытался сделать хоть что-то в направлении своих сдержанных желаний.
Все бы сбросили маски, перестали убивать себя и других и прожили последний день своей жизни именно так, как мечтали.
Тогда, как это ни странно, полярная идея – царствия небесного, стала бы вполне реальной – здесь и сейчас.
Завтрашний день - последний. Просто поверьте в это.

|
</> |