Андрей Сахаров: "Демократизация Китая - вопрос судьбы человечества"

топ 100 блогов philologist17.03.2018 Ниже размещена первая часть беседы академика АН СССР, лауреата Нобелевской премии мира за 1975 год Андрея Сахарова (1921-1989) с Григорием Цитриняком. Текст приводится по изданию: Сахаров А.Д. Тревога и надежда. — 2-е изд. — М.: «Интер-Версо», 1991.

Г. Цитриняк: Перед беседой с народным депутатом СССР академиком А.Д. Сахаровым мне хотелось сделать особый снимок: не в обиду нашим славным генералам будь сказано, его зовут ”генеральским” - со всеми орденами и медалями, а главное – с тремя Золотыми Звездами Героя Социалистического Труда, которых он был так постыдно лишен во время такой постыдной семилетней ссылки в Горький. Мне казалось, читателям будет приятно узнать, что кривда кончилась, что правда торжествует.

Андрей Сахаров: Демократизация Китая - вопрос судьбы человечества

- Мне их не вернули... - ответил Андрей Дмитриевич.

- Как ”не вернули”? Как это может быть?

- Вот так. Мне позвонили из Президиума Верховного Совета и сказали, что вопрос рассматривается. Я ответил, что возвращение мне наград - это вопрос о реабилитации, и я не считаю себя вправе принять обратно награды, пока не реабилитированы другие узники совести.

- Другие? Вы имеете в виду...

- Вообще - всех, кто так или иначе пострадал от репрессий за убеждения в застойные годы.

- Дай Бог, чтоб всем вам пришлось ждать не очень долго...

Начинать разговор, ради которого я пришел, уже было как-то не совсем удобно. Но и молчать...

- Андрей Дмитриевич, в свое время вы пожертвовали деньги на строительство Онкологического центра...

- В 1969 году я пожертвовал деньги на строительство Онкоцентра и Красному Кресту в равных долях.

- В равных - от какой суммы?

- 139 тысяч рублей. И получил от Красного Креста благодарность. Правда, я хотел разделить на три части - третью отдать детским учреждениям, но мне не удалось - почему-то не оформили, сказали, что возникли какие-то юридические вещи. Вот почему тогда не получилось.

- А еще какие-то благотворительные акции связаны с вашим именем? Расскажите - о них ведь не знают.

- Ну, у меня уже не было возможности...

- Почему? - возразила только вернувшаяся с покупками Елена Георгиевна, жена Андрея Дмитриевича. - Ты же в 1974 году получил международную премию Чино дель Дука...

- А, правда, - отозвался Сахаров, - я забыл.

- ...и поручил мне основать на нее фонд помощи детям политзаключенных. Что я и сделала.

- Какова была сумма премии?

- 25 тысяч долларов. Несмотря на то, что брали большие налоги, - продолжала Елена Георгиевна, - мы все равно посылали деньги: до ссылки в Горький - всегда, и даже из Горького - в Чехословакию и Польшу.

- С 1974-го? Хорошо понимая, что посылаете из нашей страны...

- Не из нашей - эти деньги, я к ним не прикасалась.

- Она их в руках не держала, - сказал Сахаров. - Она только заполняла большие такие банковские листы. Вся финансовая часть шла помимо нас - мы только давали адреса. Время шло, пора было начинать разговор...

”МЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ...”

- Андрей Дмитриевич, общая оценка Съезда народных депутатов изложена в вашем выступлении на последнем заседании?

- Не полностью - я не успел сказать все. В целом я считаю, что Съезд стал очень важным событием. Он очень политизировал общество. Процесс политизации начался еще во время выборов. Люди проснулись к активной политической жизни, почувствовали себя не бесправными винтиками и показали, что они что-то хотят сделать для страны. Процесс политизации очень усилился в результате 12 дней прямой телетрансляции заседаний, когда было видно, что такое большинство, когда стало ясно, что в зале есть те, кто может предложить реальные альтернативы, западающие в умы. А кроме того, Съезд показал всю трагичность положения во всех регионах с большей ясностью, чем могла сделать наша пресса на протяжении всего периода гласности.

Мы как бы перешли на новый уровень понимания самих себя. В этом самая главная роль Съезда. Но я говорил и о том, что Съезд, на мой взгляд, не выполнил той основной задачи, которая исторически стояла перед ним и выражена в лозунге ”Вся власть Советам!” . Он, может быть, и не мог этого сделать в силу своего состава, но хорошо, что, во всяком случае, поставил такую задачу. Власть - ключевой момент, без власти невозможно решить все проблемы, стоящие перед страной: ни экономические, ни социальные, ни другие. Без власти Советов не преодолеть диктат ведомств - никоим образом. Невозможно создать подлинно самоуправляемые свободные предприятия. Нельзя осуществить земельную реформу и вообще вести такую аграрную политику, которая отличалась бы от бессмысленных, как я говорил, реанимационных вливаний в нерентабельные, разваливающиеся колхозы.

И уж, конечно, невозможно решение экономических задач: их следует решать Советам всех уровней, для чего они должны быть независимы. Съезд не решил также и необычайно острые национальные проблемы. Мы получили в наследство от сталинизма имперскую систему с имперской идеологией, с имперской политикой "разделяй и властвуй” . Систему угнетения малых республик и малых национальных образований, входящих в состав союзных республик, которые таким образом сами превращались в империи меньшего масштаба. Подобная система угнетала и большие народы, в особенности - русский, который стал одной из главных жертв. На его плечи легла основная тяжесть всего нашего исторического пути, всех имперских амбиций, догматизма, авантюризма во внешней, во внутренней политике - за все пришлось расплачиваться народу.

- У вас есть какие-то конкретные предложения в этом плане?

- Я предлагаю конфедерацию. Всем республикам - союзным и автономным, автономным областям, национальным округам надо предоставить равные права с сохранением нынешних территориальных границ. Все они должны получить максимальную степень независимости. Их суверенитет должен быть минимально ограничен вопросами совместной обороны и внешней политики, транспорта, связи... может быть, еще чего-то. Главный пункт: во всем остальном они полностью независимы и на такой основе вступают в отношения союзного договора.

- Похожий проект переустройства выдвигают народные фронты Прибалтики.

- Он мне кажется совершенно правильным. Я его только дополняю тем, что включаю не одни союзные республики, а все существующие ныне национальные образования. Так, например, Якутия, Чувашия, Башкирия, Татария, Коми АССР приобретают такие же права, как Украина или Эстония.

- Это очень разные образования, у многих из них нет внешних границ...

- В США тоже есть штаты разного размера, что не приводит ни к каким затруднениям. Несущественно также, что многие национальные образования не имеют внешних границ. В каждой такой республике будут жить, конечно, люди разных национальностей, и они должны иметь - в пределах данной республики - абсолютно одинаковые права. За этим может и должен следить Совет Национальностей Верховного Совета СССР, который со временем будет, вероятно, проводить корректировку границ, изменение состава конфедерации и т.п. Почему необходима такая глубокая степень самостоятельности? Потому что мы отталкиваемся от имперского насильственного объединения и не можем его... не можем...

- Демонтировать?..

- ...да, демонтировать частично. Надо - полностью, а затем уже из кусков сложить некое новое целое. Составляющие такого целого вначале будут слабо связаны, связи должны развиваться от нуля, естественно, сами собой. Потом возникнут более тесные связи - экономические, политические, культурные, но - потом. А начинать надо, повторяю, с полного демонтажа имперской структуры. Только так можно решить национальную проблему в малых империях, которыми по существу являются союзные республики - например, Грузия, включающая в свой состав Абхазию, Осетию и другие национальные образования. Если же начать с Грузии, а в РСФСР не сделать того же самого, возникнут очень большие трудности. Они возникнут в любом случае, но если переустройство на основе конфедерации произойдет сразу во всей огромной стране, будет легче. Станет ясно, что избран некий общий для всех принцип, в конечном счете справедливый. В том смысле, что большая нация, стремящаяся к свободе и независимости, признает те же права за всеми.

В предлагаемой системе должны быть только республики. Бывшие автономные области тоже превращаются в республики. Например, республика Нагорный Карабах не будет принадлежать ни Армении, ни Азербайджану - она будет сама по себе и получит право вступать в экономические и другие отношения с теми, с кем сама захочет. От такого решения выиграют все граждане страны. И только на таком пути, как мне представляется, можно добиться решения национального вопроса. Как известно, национальный вопрос будет обсуждаться на очередном Пленуме ЦК партии. Мне хотелось бы, чтобы эта точка зрения - она не является моей личной, а разделяется большим числом людей, в частности в Прибалтийских и некоторых других республиках, - тоже могла бы послужить неким отправным пунктом для дискуссии. Ну, я более-менее закончил свою вводку... У вас есть вопросы?

- И много... На Съезде вы говорили, что собираетесь предложить альтернативную Конституцию?

- Это я сказал, когда обсуждался вопрос о моем включении в комиссию по разработке проекта Конституции. Я сказал, что уверен, что по принципиальным вопросам останусь в меньшинстве или в одиночестве и поэтому могу принять участие в работе только для составления альтернативных проектов - Конституции или отдельных статей; во всяком случае, чтобы высказать альтернативные мнения. Но не для того, чтобы присоединиться к основному проекту. Вот такое было мое суждение.

- А вы еще не знаете первой статьи Конституции, которую бы предложили? Вы для себя ее не формулировали?

- Я могу сказать... ”Мы, представители... нижепоименованных республик, заявляем, что вступаем в отношения союзного договора...” Формулировки, конечно, пока нет, но...

- Идея такая?

- Идея такая.

- Она похожа на ту, что когда-то была положена в основу Конституции США: ” Мы, народ Соединенных Штатов...” ?

- Да. Идея объединения независимых государств союзным договором. Я думаю, это будет первая же статья. А на ее основе должно разворачиваться все остальное. Будет оговорено, какие права остаются у республик, какие делегируются. Вот так. И, кроме того, одним из пунктов Конституции должно стать провозглашение как основополагающего документа Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году.

- Я хочу уточнить: вы имеете в виду федеративное устройство, как в Соединенных Штатах, или конфедерацию по образцу Швейцарии? Дело в том, что по Конституции США права штатов в известной мере ограничены - скажем, они не имеют права на сецессию - выход из федерации по своему желанию.

- Я имею в виду конфедерацию - пусть вас не смущает упоминание о Конституции США. А право выхода из состава СССР, признаваемое за союзной республикой нынешней Конституцией, надо сохранить и в новой.

- Сохранить и за малочисленными национальными образованиями, где население может насчитывать всего несколько тысяч человек?

- У всех должны быть равные права независимо от численности.

- Вы сказали, что все будущие республики должны быть экономически самостоятельными. Вы считаете, что можно сравнить возможности большой республики и небольшого национального округа?

- Ну, каждая республика, конечно, не производит все виды продукции, нужные для ее существования. Но она может вступать в отношения с другими на основании хозяйственных договоров.

- Как с нынешними союзными республиками - понятно: они большие. А какова все же будет экономическая самостоятельность какого-то национального образования, главное богатство которого - небольшое народонаселение? Потому что есть, скажем так, богатые республики, а есть бедные национальные округа.

- Ну, у них и народа меньше.

- Народа меньше, Андрей Дмитриевич, но и он, как правило, хочет кушать.

- То есть вы хотите сказать, что у них природные условия недостаточно хороши?.. Ну, я думаю, что повсюду, где живут люди, есть достаточная база для их существования. Плюс возможность торговать. Это ведь проблема, которая стоит перед любым маленьким государством - на свете их очень много, и все они прекрасно существуют. На самом деле мы видим, что в маленьких государствах жизнь и лучше, и свободнее, и безопаснее, чем в больших. Как правило... В Исландии, например.

- Спасибо за уточнения. Вопросы вызваны тем, что мне впервые приходится говорить с человеком, предлагающим альтернативную Конституцию СССР. Вернемся к Съезду?

- Да. Выступая, я призывал принять обращение о Китае. Мне кажется, что в Китае произошли события огромного значения для всего мира. Потому что вопрос демократизации самой большой по численности страны на земном шаре - вопрос судьбы человечества. В конечном счете. И мы здесь, в другой великой стране, находящейся рядом, должны исходить из принципов интернационализма и защиты демократии. И не можем ставить в один ряд тех, кто в ходе мирных студенческих и общенародных демонстраций требовал демократизации, свободы печати, борьбы с коррупцией, с теми, кто осуществил над ними кровавую расправу.

Поэтому я поддержал обращение межрегиональной депутатской группы, посвященное событиям в Китае. Оно выражало другую позицию, чем обращение, принятое Съездом без обсуждения - простым голосованием, где даже не было призыва к китайскому правительству прекратить кровопролитие и казни. Развивая мысль обращения межрегиональной группы, я обратился с требованием - отозвать советского посла из Китая, как это сделали многие западные страны; форма - приемлемая для нашего правительства: для консультаций или иначе. Отсутствие подобного шага означало бы, что Советское правительство от имени советского народа якобы поддерживает тех, кто осуществил кровавые акции в Пекине. Это такого же типа расправа, как 9 апреля в Тбилиси...

- В Новочеркасске в 1962-м...

- ...И в других городах нашей страны. Но в Тбилиси - самый трагический момент.

- Вы отказались принять участие в работе комиссии по расследованию обстоятельств кровавого воскресенья в Тбилиси. Почему?

- По двум причинам. Во-первых, прежде я имел сложные, неоднозначные отношения с лидерами неформального движения, что ставило бы меня в ходе работы комиссии в ложное положение.

- С неформалами Грузии?

- Грузии, да, Грузии. Но, с другой стороны, я считаю, что работа комиссии сейчас уже вообще беспредметна. На главный вопрос - кто дал приказ, кто санкционировал именно такую форму действий войск? - комиссия не сможет дать ответ: его должны дать те, кто стоит у власти.

- Анатолий Иванович Лукьянов показал Съезду подлинники телеграмм из Тбилиси, подписанных тогдашним первым секретарем ЦК партии Грузии Патиашвили. В цивилизованном обществе на вопрос полагается давать ответ. Но телеграммы из Москвы оглашены не были. Между тем кто-то ведь дал ’’добро”? Сегодня известно, что расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году санкционировали два члена Политбюро - Ф.Р. Козлов и А.И. Микоян. Логично предположить, что и в 1989 году решение применить войска для разгона мирной демонстрации в Тбилиси принималось на столь же высоком уровне. Я ничего не утверждаю, я только говорю: логично предположить. Так кто же дал ’’добро”?

- Вот это осталось неизвестным. Кстати, один из самых драматичных моментов - выступление на Съезде Патиашвили. Он, было видно, колеблется, что-то хочет сказать. И в тот момент Съезд фактически согнал его с трибуны и не дал договорить. Точнее, не Съезд, а те люди, которые присутствовали, не являясь депутатами, - это в основном их работа.

- Против такой ’’работы” в первый же день Съезда протестовал депутат А.Е. Себенцов из Москвы. Если помните, он предложил добавление к статье 20 Временного регламента: что приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу Съезда, ’’проявляя свое мнение выкриками, аплодисментами и другими способами” . Такое пожелание поддержал Горбачев, добавив, что ’’все депутаты сидят в партере, и, кроме них, никого здесь нет” . ”Да, - возразил Себенцов, - но мы слышали уже выкрики с балкона” . ’’Балкон” ’’работал” и в другие дни, судя по всему. Но мы отвлеклись - итак, Патиашвили ’’захлопали” ...

- Мне кажется, при этом мы упустили возможность узнать что-то очень важное. Патиашвили хотел что-то сказать перед лицом народа Грузии и всей страны. Ему не дали... Мы все видели, как он спустился с трибуны, потом сделал несколько шагов обратно, потом в полной растерянности, с мучительным выражением на лице ушел в зал. А ведь именно Патиашвили знал, кто давал ответ из Москвы. Именно он, единственный человек, кто мог бы сказать. Но уже не скажет. Мог сказать - в тот момент, в той аудитории. Общесоюзной, даже общемировой. Кто ответил, знает он один.

- Сомневаюсь: ответ из Москвы Патиашвили обязан был сообщить секретарям и членам Бюро ЦК партии Грузии. И комиссия может потребовать у них ответа.

- Ну, вот мое мнение: комиссия уже не способна это сделать. Вот почему я отказался.

КЕМ СТАНЕТ НОВОРОЖДЕННЫЙ?

- На Съезде вы говорили и об армии.

- О сокращении срока службы. И еще: сокращение численного состава нашей армии на 500 тыс. человек, которое было объявлено в декабре прошлого года Михаилом Сергеевичем Горбачевым во время выступления в Нью-Йорке и начало осуществляться, - очень важный шаг, но он недостаточно радикален, чтобы коренным образом изменить международную и внутреннюю обстановку. Армия у нас сегодня непомерно велика, больше, чем в любых трех других странах, вместе взятых.

- На Съезде вы назвали только две страны - США и Китай...

- Можно добавить любую - например, ФРГ.

- А какой она должна быть? Странно, никто не спросил министра обороны: какова должна быть численность нашей армии в условиях, когда ”на вооружение” принята новая концепция - оборонительной достаточности? ”От пуза” , как говорили когда-то, можно только есть, держать армию ”от пуза” для народа накладно. Да и ребят жалко - лучшие годы тратят. Должны же быть какие-то научные проработки на этот счет?

- И без таких проработок ясно, что армия непомерно велика. Сейчас нет реальной опасности военного нападения на СССР, и одностороннее сокращение армии, если его сделает наша страна, кардинально изменит всю ситуацию. Возникнет совершенно новая международная обстановка - в духе нового политического мышления, провозглашенного по инициативе СССР. И внутреннее значение будет исключительно велико. Облегчится возвращение к труду наиболее активной части населения, облегчится получение студентами высшего образования. В этой связи важно, чтобы студенты, призванные год назад, не отбывали двухлетнего срока, а были демобилизованы еще до начала учебного года. Надо сократить и срок службы в армии, тогда исчезнет - во всяком случае, колоссально уменьшится - такое явление, как ’’дедовщина” : для него будет гораздо меньше почвы. Мы знаем сейчас такой предельно трагический случай, когда доведенный до отчаяния человек - военнослужащий срочной службы - расстрелял из автомата восемь человек после многих месяцев совершенно нечеловеческих издевательств над ним. Вообще, я думаю, только на основе радикального сокращения армии будет возможна полная ликвидация ядерного оружия. Она нереальна без такого шага.

- Андрей Дмитриевич, я хочу задать вам один вопрос... Ну, хорошо, вот другой: во многих странах военные министры ходят в цивильном платье, они люди вполне штатские. Как вы считаете, целесообразно ли это?

- ...У нас, по-моему, Устинов ходил в гражданском?

- Его сразу сделали маршалом.

- А, да - маршалом. Хотя воинское звание все же было вторичным фактором.

- Но - в принципе?

- Я думаю, что армия не должна быть политической силой ни в одной стране. Всегда существует большая опасность, если армия самостоятельно выходит на политическую арену. Когда военный министр штатский, возможно, такая опасность в какой-то мере и уменьшается. Но главное-то, чтобы была уменьшена вероятность военных переворотов.

- К переворотам мы еще вернемся, а теперь я все же задам вопрос, на который вы, может быть, не захотите отвечать.

- Нет, почему? Пожалуйста.

- Как вы - лауреат Нобелевской премии Мира - могли когда-то быть разработчиком атомной и водородной бомбы?.. Тогда вы думали иначе?.. Не хотите - не отвечайте...

- Нет, я отвечу... Вы задали вопрос, который всегда передо мной стоит... Я не был разработчиком атомного оружия - я вступил в эту систему в 1948 году, когда атомное оружие в нашей стране уже было на выходе; дальнейшая разработка его, конечно, продолжалась, но я в ней не принимал непосредственного участия. Что касается термоядерного, то действительно я играл очень активную роль в этой большой коллективной работе, в которой принимало участие огромное количество людей - и чрезвычайно инициативных, и прилагавших огромные усилия. Я тоже прилагал огромные усилия, потому что считал: это нужно для мирового равновесия. Понимаете, я и другие думали, что только таким путем можно предупредить третью мировую войну. Конечно, с тех пор мои взгляды эволюционировали. Но в этом основном пункте, я считаю, моя позиция - в тот период, в той исторической ситуации - была оправданна. Именно наличие термоядерного оружия у всех стран - СССР, США и у других ядерных держав - стало неким фактором, который удержал мир от сползания в новую мировую войну. Такая опасность возникала неоднократно, и мы совершенно не знаем, как бы развивались события, если бы угрозы взаимного уничтожения не существовало.

Конечно, такое равновесие неустойчиво - на острие ножа. И длительное, неограниченное время сохранять мир на подобной основе невозможно. Поэтому наша работа была исторически оправданна, несмотря на то что мы давали оружие в руки Сталину - Берия. Правда, характер глобального фактора ядерное оружие приобрело позднее, в осень 53-го. Сейчас необходим постепенный и очень осторожный переход к полному запрещению ядерного оружия, хотя я считаю, что этого нельзя сделать без большого числа стратегических и политических условий. Стратегическое условие - равновесие обычных вооружений, причем с постепенным сокращением их до уровня оборонительной достаточности, как теперь принято говорить. А политические условия связаны с большей степенью доверия и большей глубиной перестройки в СССР. Перестройка должна достичь такой стадии, когда она сможет считаться необратимой. Мне кажется, сейчас такой ситуации еще нет. Мы находимся в опасной, противоречивой стадии перестройки. В этих условиях, я думаю, все взаимоотношения с Западом должны строиться с определенной степенью осторожности, особенно это относится к такому ключевому вопросу, как отказ от ядерного оружия.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень выгодное устройство для печати, которое мы имеем дома - это принтер. Выгодное тем, что дома можно печатать реферат в школу, скачать из интернета и распечатать бланки отчетов для бухгалтера и даже на специальных принтерах можно печатать ...
...
Все хотят быть чемпионом, не знающим правил. Этаким Чапаем, которого ни шашка, ни пуля не берёт. Все хотят, но сами понимаете, даже Чапай таким человеком не был, просто речки до поры, до времени мелкие попадались. Такого чемпиона, честно говоря, даже выдумать не просто, не то что быть им! ...
Россия и Китай воспользовались правом вето и блокировали в Совете Безопасности ООН принятие резолюции по Сирии, предусматривавшей санкции в случае продолжения властями подавления выступлений оппозиции в этой стране. ...
*голосом Шуры из "Служебного Романа"*: Товарищи британцы, не расходитесь! Петиция заработала, кто не сдал деньги на юбилей подписал - подпишите : Convicted London rioters should loose all benefits. Any persons convicted of criminal acts during the current London riots should have all financial benefits removed. No tax payer ...