«Амре».Клюква от Казахфильма


Картина вышла в 2018 году, при совместном производстве
Казахстана, США и Латвии. От США надо полагать участвовали
режиссёр, сценарист, композитор, несколько актёров, членов
съёмочной группы и конечно же бабло. От Латвии – один актёр и Рига
в роли Парижа. От Казахстана – пара общих планов мелкосопочника с
юртами, главный герой в халате с балалайкой домброй, ещё
один главный герой – беглый басмач, огромная любовь к родине и
желание лечь под Америку. Да, ещё чистейший казахский, на котором
говорят и русские и французы и американцы. Впрочем, не будем
придираться и отнесем это в «условность кино», хотя с другой
стороны, если главный герой свободно общается с европейцами разных
национальностей, то вероятно он знает как минимум пару европейских
языков, кроме русского, а это не очень вяжется с его образом
народного акына, только что покинувшего родную юрту.


Итак, 1925 год в казахской степи. Только-только кровавые большевики потопили в крови надежду казахского народа на независимость (правда в составе марионеточного Кокандского ханства). Амре Каушибаев – народный певец, молодой, наивный, в юрте. Он одет в засаленный халат и меховую шапку, поёт чистым драматическим тенором, подыгрывая себе на домбре и эти волшебные звуки доносятся до самой Москвы.


Не иначе как что бы поддержать миф о заботе большевиков национальной казахской культурой, Амре решают отправить из юрты прям в Париж, на ЭКСПО -1925, в рамках певческого конкурса. В акции заинтересован сам Феликс Тишинский(!), в надежде поймать на живца беглого басмача Шокая. Феликс даже дарит Амре костюмчик европейского кроя, от которого Амре вздрагивает как от укуса тарантула… но всё же одевает (а костюмчик-то дрянь).
И вот Амре в Париже. В числе прочих в конкурсе участвуют как в том анекдоте: итальянец, немец, русский и казах. Русский кстати, не кто иной как сам Собинов – крайне неприятный, высокомерный тип, к тому же и петь не умеет. Но Феликс обожает Собинова и делает всё для того что бы подрезать казаха. Но не один этот Феликс на конкурсе же. Есть же ещё Гершвин в конце-концов, а с ним целая куча влиятельных западных деятелей.


И вот Гершвин начинает играть дикий например джаз, негритянка
поёт, всё пляшут фокстрот и нашему Амре это похоже дико заходит. А
вот пение Собинова совсем не заходит и несчастный казах даже
загрустил. Но в следующий тур прошёл, потому что играл на
балалайке домбре и все хлопали, а Феликс злился и скрипел
зубами.
Потом Амре пошёл в кафе, где музицировал Гершвин, и они вместе
давали джазу, Гершвин на рояле, а казах на балалайке домбре,
а негритянка пела и виляла задом и все были в восторге. А на Амре
запала подруга Гершвина Эбби Корниш (та самая из фильма Кэнди) и
даже трахнула наивного казаха. А потом они гуляли по Парижу и даже
справили Амре приличный пинджачек, не то что этот безобразный
совдеповский балахон. Возили в Лувр, дразнили контрактом со студией
Коламбия.
Тут как раз появился беглый басмач Шокай. Не то что бы он завербовал Амре зарезать товарища Феликса, но он чисто просто скучает по родным казахам и даже напутствует Амре продвигать народное творчество ибо это очень таки необходимо казахскому народу под игом большевиков(!). Потом ещё письмецо передал на родину, но это чисто-просто братанам привет.


Что характерно не сработал план Феликса «на живца» и письма не
нашли НКВДшники. И от злости стали пытать несчастного акына.
Сначала сам Феликс выбил Амре пару зубов. Потом взялись подручные и
сломали пару рёбер. А ему-то на финальное выступление. А там уже
итальянец спел, Собинов отмучился, а казаха всё нет. Гершвин
понимаешь стал уже переживать. И тут выходит Амре, весь такой в
халате, с балалайкой домброй, и даже вида не подал что рёбра
сломаны. Каааак затянул. И выиграл… второе место. И все радовались,
даже Шокай (он там сбоку сидел), а Феликс опять злился и Шокая
опять не заметил. Все просили Амре остаться, не уезжать, но гордый
казах твёрдо решил вернуться на родину, к своему народу,
угнетенному кровавой гэбнёй.



Небольшое отступление. Ещё бы ему не ехать. В Алма-Ате как раз кровавые большевики открыли первый в истории Казахский драматический театр, а в нём поставили стопицот национальных постановок и опер, почти в каждой из которых наш Амре участвовал на главных ролях. Между тем Мустафа Шокай остался в Европе и с самого 1933 года активно участвовал в организации будущего Иностранного легиона вермахта, под руководством Розенберга. Но об этом картина благоразумно умалчивает.