Американские канонерские лодки (13б)
sergiovillaggio — 13.07.2021Вооруженная яхта «Глостер», вероятно, ведет бой в не установленном пуэрториканкском порту в 1898 г. После Сантьяго «Глостер» участвовал в захвате Понсе и Арройо. Бывшая яхта «Корсар» банкира Джона П. Моргана стала самой знаменитой вооруженной яхтой периода испано-американской войны.
Обнаружив крейсер «Бискайя», выходящий из пролива, «Виксен» устремился в атаку, и тут же рядим с ее кормой разорвался американский снаряд. Носовые орудия правого борта «Бискайи» дали по «Виксену» залп, упавший перелетом. Следом снаряды с испанского крейсера «Кристобаль Колон» поразили «Виксен» и порвали его боевой флаг, развевавшийся на грот-мачте. Блокированный испанским огнем «Виксен» в конце концов в 11:05 открыл огонь по «Бискайе», но прекратил его двумя минутами позже, когда избитый крейсер спустил свой флаг. Затем «Виксен» присоединился к кораблям, преследовавшим уходивший в западном направлении «Кристобаль Колон», но американские броненосцы и крейсера вынудили его сдаться до того, как «Виксен» смог догнать его.
Испанские эсминцы «Плутон» и «Фурор» начали прорыв из Сантьяго в 10:35, привлекая к себе яростный огонь кормовых плутонгов проходивших мимо американских броненосцев. Броненосец «Индиана» поднял сигнал “Вражеские миноносцы уходят”, который командир «Глостера» лейтенант-коммандер Ричард Уэйнрайт ошибочно прочитал как “Канонерским лодкам подойти ближе”.
Ричард Уэйнрайт в 1902 г., когда он в чине коммандера занимал должность суперинтенданта Военно-морской академии в Аннаполисе
Под огнем испанских береговых батарей «Глостер» немедленно устремился на испанские эсминцы на своей максимальной скорости в 17 узлов, подойдя к ним на 6 кабельтовых, скрываясь за огромными белыми столбами от падений снарядов американских броненосцев. Броненосец «Айова» прекратил огонь, что позволило его командиру кэптену Бобу Эвансу наблюдать атаку «Глостера»: “Обе автоматических пушки Кольта палили, быстро очистив палубы [эсминцев]”. Автоматические 37-мм пушки Максима с испанских эсминцев вспарывали воду в 20 ярдах от «Глостера» “как будто сильнейший град”, пока окончательно не замолкли. Тяжело поврежденный «Плутон» в 10:45 выбросился на берег и взорвался. «Глостер» перенес огонь на уматывавший «Фурор». Через пять минут испанский эсминец начал тонуть с объятыми пламенем отсеками. Практически в одиночку «Глостер» потопил два испанских эсминца; кэптен Эванс доложил, что весь бой не длился и восьми минут. Невероятно, но «Глостер» остался нетронутым, что было приписано “точности и скорости его огня, сделавшим работу орудий испанских кораблей невозможной”. После этого Уэйнрайт спусти три шлюпки, которые подобрали 45 уцелевших с эсминцев, чьи экипажи насчитывали 128 человек.
К наступлению сумерек весь флот Серверы был уничтожен ценой одного погибшего у американцев. «Глостер» продолжил спасение испанских моряков с разбитых и тонущих кораблей еще несколько часов. Рискуя своими жизнями, матросы «Глостера» сняли примерно 40 испанцев с горящего и взрывающегося остова крейсера «Окендо». В числе 480 спасенных «Глостером» испанцев оказался и сам адмирал Сервера. Уэйнрайт впоследствии вспоминал: “Когда я увидел доблестного джентльмена в мокром изодранном мундире, я чувствовал себя так, будто был виновным”. Уэйнрайт горячо пожал Сервере руку и поздравил его с “героической битвой”, а лейтенант Гарри Хьюз дал Сервере свежее гражданское платье, чтобы переодеться. Позже «Глостер» передал Серверу и его штаб на броненосец «Айова», а других испанцев сдал на броненосцев «Индиана» и на берег, на попечение американских войск.
|
</> |