
Американские канонерские лодки (10)


Вооруженная яхта "Изабель", флагманский корабль Азиатского флота США, в гавани Манилы в 1930 г.
В течение 1898 года самые маленькие и слабовооруженные яхты американского флота выполняли вспомогательные функции, такие как несение дозоров у портов и патрулирование побережья. Зато основная масса самых крупных и быстроходных яхт служила в составе американских блокадных сил и принимала участие в основных сражениях. Пять оставшихся в строю яхт в 1922 г. получили бортовые номера с префиксом PY (Patrol Yacht).

«Глостер» в 1898 г. Частная яхта финансового магната Джона П. Моргана «Корсар» была приобретена американским флотом в апреле 1898 г. за 225 тысяч долларов. На нее поспешно установили четыре 6-фнт, четыре 3-фнт пушки и два Гатлинга. 16 мая 1898 г. «Корсар» вошел в строй как 786-тонная вооруженная яхта «Глостер». После участия в многочисленных боях у берегов Кубы и Пуэрто-Рико «Глостер» участвовала в Первой мировой войне и была списана 12 августа 1919 г.

Вооруженная яхта «Эйлин» (без номера), запечатленная во время службы в мирное время в 1899 г. Она оснащалась одной 500-сильной паровой машиной тройного расширения. Шаровая боевая окраска «Эйлин» в мирное время была сменена на стандартную для американского флота белую.
В американском флоте термин «яхта» не нашел широкого применения. В 1898 г. американские вооруженные яхты зачастую называли просто канонерками. В «Ежегодном отчете» ВМС США за 1902 г. все вооруженные яхты, участвовавшие в испано-американской войне, проходят как «Канонерские лодки (переоборудованные)», а «яхты» вообще не встречаются. Начиная с 1916 г. ВМС США стали регистрировать частные прогулочные суда и яхты для возможной реквизиции и включения в состав флота в случае объявления войны. Каждому из них присваивался номер с префиксом SP (Section Patrol), который в июле 1920 г. был внесен в систему бортовых номеров. К 1918 году американский флот зарегистрировал таким образом более 4000 судов, хотя большинство из них были транспортами и пароходами, позже получившими номера с префиксом IX («идентификационный»). Тем не менее, несколько сотен были введены в строй в качестве патрульных судов, причем самые маленькие из них были моторными катерами или логгерами водоизмещением всего несколько тонн. Вероятно, лучшим из них была 710-тонная 26-узловая «Изабель» (SP-521) – почти эсминец. В 1920 г. «Изабель» сменила бортовой номер на PY-10 и служила вплоть до списания 11 февраля 1946 г. и отправки на слом спустя 15 дней.

Вооруженная яхта «Изабель» (PY‑10) по состоянию на 1937 г., когда она служила в составе Азиатского флота и несла полностью белую окраску. В дополнение к четырем 76-мм/50 орудиям, в начале карьеры на ней были установлены четыре 533-мм торпедных аппарата. «Изабель» участвовала в боевых действиях против Германии во время Первой мировой войны, против китайских бандитов во время гражданской войны в Китае и против японцев во Вторую мировую войну.
После падения Франции в 1940 г. ВМС США снова начали реквизировать гражданские суда и вводить их в строй в качестве малых боевых кораблей. Первая из 21 патрульных яхт, официально получивших бортовые номера, стала «Силф» (PY-12), вошедшая в строй 1 октября 1940 г., а последней – «Саузерн Сиз» (PY-32), вошедшая в строй 22 декабря 1942 г.
|
</> |