Альтернативный Т-50
yuripasholok — 17.12.2021 Появление Жозефа Яковлевича Котина на должности начальника СКБ-2 Кировского завода в 1937 году запустило крайне интересные процессы. До того возглавляемое О.И. Ивановым КБ, можно сказать, сидело ровно, внедряя спущенные сверху боевые машины. Своих проектов либо не было совсем (в отличие от артиллерийского КБ, которое было как раз очень активным), либо они оказывались слегка так несерьёзными. После прихода Котина ситуация сильно изменилась. Практически сразу началась жесткая конкуренция с опытным заводом №185, который до того по ряду направлений был монополистом. Первым делом посыпалась монополия на танки прорыва. Это в полной мере заслуга Жозефа Яковлевича, в итоге появились сначала СМК-1, а затем КВ. Стоит заменить, что завод №185 хотел сделать свой КВ, звался он 050, но чего-то пошло не так. В результате КВ приняли на вооружение, а 050 даже не построили. В общем-то на этом моменте опытному заводу можно было петь заупокойную.С другой стороны на завод №185 слегка так наступил кованым сапогом завод №174. К 1939-40 годах заводское КБ сделало больше, чем завод №185 за долгое время. Случайно так сложилось, что всё это произошло после появление на заводе №174 С.А. Гинзбурга. На самом деле ни разу не случайно, и у Семена Александровича было четкое понимание развития машины. Проблема только в том, что Т-26 уже давно требовал смены. Совсем очевидно это стало во время советско-финской войны. 4 февраля 1940 года завод №174 получил задание на разработку нового танка сопровождения, эта машина получила обозначение Т-126. Гинзбурга сразу же поставили главным по танку. Также работы над аналогичным Т-126 танком начали на заводе №185 (Т-125, ведущий инженер машины И.И. Агафонов) и в СКБ-2 Кировского завода (Т-211, ведущий инженер А.С. Ермолаев). И если Т-125 быстро "отвалился", то ситуация с Т-211 оказалась совсем иначе. Кировский завод довольно быстро развивал свой проект. 29 апреля 1940 года появились новые тактико-технические требования, в связи с которыми Т-211 и Т-126 существенно доработали. Правда, уже вскоре на Кировский завод свалилась масса других заданий, поэтому работа по Т-211 почти застопорилась. Но из гонки коллектив Котина не вышел.
Осенью 1940 года сложилась ситуация, когда СП-126, новый танк сопровождения пехоты, потребовал существенных доработок. Выяснилось, что он чересчур тесный, а боевая масса оказалась превышенной на пару тонн (а если учитывать исходные ТТТ, то на все четыре тонны). Самое же главное, что появились новые вводные. Теперь башня, по образцу Pz.Kpfw.III, делалась трехместной, а в отделении управления размещался только механик-водитель. 19 ноября 1940 года вышло постановление Комитета Обороны при СНК Союза ССР №427сс, согласно которому завод №174, а также Кировский завод, изготовляли по 2 образца нового танка. Для обоих заводов индекс был одинаковым - Т-50. Новую машину требовалось изготовить в кратчайший срок - к 15 января 1941 года. В результате Кировский завод, к тому моменту явно отстававший со своим Т-211, получил второй шанс. А в программе создания нового танка сопровождения снова обострилась конкуренция.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkaia-alternativa-ot-kirovskogo-zavoda-61b075c5aef7ef1bc243180e
Предыдущие статьи по советским легким танкам 1938-45 гг и машинам на их базе:
История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40
Т-40с, которого не было
Трудный запуск Т-40 в серийное производство, а также большие испытания осени 1940 года, в которых принимали участие и женщины-танкисты
Опытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
К 80-летию принятия на вооружение Красной Армии малого танка Т-30
Популярно о том, почему появление летом 1941 года малого танка Т-60 оказалось единственно верным решением
Т-60 с башнями Т-30
История опытного танка сопровождения Т-126 (СП-126), один экземпляр которого недавно восстановили в парке "Патриот"
Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)
К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26
История разработки огнеметной версии танка сопровождения Т-50
История серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50, или почему неудача с ним оказалась запрограммированной
История легкого танка Т-50, ныне находящегося в парке "Патриот"
История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70
Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. Савина
Зенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производство
История зенитного танка СЗУ, вполне удачной машины на базе Т-60, которому так и не суждено было стать серийным
Опытный образец легкого танка, который первым получил обозначение Т-80
Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70
|
</> |