Чешский средний танк под колпаком СС
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Одной из стран, которой откровенно не повезло со средними танками, стала Чехословакия. MNO (чехословацкое министерство обороны) имело вполне разумный взгляд на средний танк. Предполагалась машина боевой массой около 15-16 тонн, с броней толщиной 32 мм (защита от тогдашних 47-мм танковых пушек), в меру подвижная, с экипажем из 4 человек и 47-мм пушкой. Проблема в том, что Škoda и Tatra, изначально создававшие танки категории III, разработали что-то невразумительное. Поэтому MNO запустило второй конкурс, в котором схлестнулись уже Škoda и ČKD. Далее дело пошло по совместному проекту, который оказался ширмой для нового этапа конкурентной борьбы. В результате к марту 1939 года имелся средний танк V-8-H (ST vz.39) от ČKD и T-21 от Škoda. Оба не серийные, причем танк ČKD по факту приняли весьма сырым.
![Чешский средний танк под колпаком СС Чешский средний танк под колпаком СС](/images/main/cheshskiy-sredniy-tank-pod-kolpakom-ss-4e7276.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuripasholok/765139/21867443/21867443_original.jpg)
После того, как Чехословакия была оккупирована немцами, из двух конкурентов программы создания среднего танка по факту остался один. BMM, бывшая ČKD, ограничилась лишь вторым образцом V-8-H. Что же касается Škodawerke, то она проявила деловую хватку. Для начала, собственный образец танка, T-21 удалось пристроить венграм, которые приняли его на вооружение как 40M Turán. Также шли работы по развитию T-21. Так появились опытные средние танки Pz.Kpfw. Škoda T-22 и T-23. Но и этим дело не ограничилось. В 1941 году директором Škodawerke стал Вильгельм Фосс, почётный штандартенфюрер СС. К тому моменту завод уже оказался включен в программу создания танков разработки Porsche KG. Можно сказать, что эта работа стала взаимовыгодной. С одной стороны, благодаря Škodawerke коллектив из Штутгарта подкачал свои знания по танкостроению. С другой стороны, получившая подряд по ходовой части компания из Пльзени смогла улучшить ситуацию с весьма проблематичным элементом своих боевых машин. В результате на свет появились проекты Škoda T-24 и T-25 (Pz.Kpfw. T-24 и T-25), самые тяжелые и совершенные танки, разработанные в протекторате Богемия и Моравия.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/na-podhvate-u-ferdinanda-porshe-i-pod-kolpakom-ss-61b44787bf15e12aebf6023c
Другие статьи по чехословацким средним танкам и машинам на их базе:
Škoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от Škoda
Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию
История среднего танка Škoda Š-IIс (T-21), который не пригодился чехословацкой армии, но оказался полезен венграм
Pz.Kpfw. Škoda T-22/T-23, последний средний танк разработки Škoda, который был изготовлен в металле
T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии и повоевавший на Голанах
|
</> |