Александра Шевченко: взгляд с другой стороны стола
fem_books — 26.04.2024 Сложнее всего было общаться с родными, особенно с мамой. Ей пришлось объяснить, куда я вдруг денусь на пару месяцев. Я не люблю врать, поэтому сразу сообщила, что решила лечь в психоневрологический стационар. Мы с ней тогда очень эмоционально поговорили, и мама сказала мне фразу, вошедшую в комикс: “Хорошо, как знаешь. Езжай и посмотри, как выглядят настоящие психи”.О приключениях врачей-психиатров в сообществе книга была. Настало время взглянуть на эту отрасль медицины глазами пациентки. Художница-комиксистка Александра Шевченко, как и её героиня Таня, проходила стационарное лечение в психоневрологическом диспансере. И что можно сказать и про героиню, и про её создательницу — ох, и страху они там натерпелись.
...здесь находятся вовсе не «настоящие психи», а обычные люди с непростыми судьбами — как будто бы примирительно разъясняет аннотация. Авторский посыл как будто бы ей противоречит. У самой Тани, пожалуй, судьба действительно непростая. После развода родителей и домогательств дяди она начала страдать приступами сильной тревоги, которые принято сейчас называть паническими атаками. Те пациенты и пациентки, об историях болезни которых она рассказывает... у них не только судьба непростая, у них и диагнозы сложные. Суицидальные попытки, бред преследования, дереализация и деперсонализация, а также многое, многое другое нарисовано в мощной, полной энергии, почти плакатной манере. Впечатлительного зрителя некоторые сюжеты могут выбить из колеи. Нет, персонажи «Стационара», безусловно, не сводятся к ярлыку «псих», который больше говорит о лице, его употребляющем, чем о самом пациенте. Уверена, сведущие специалисты с удовольствием поспорят о том, правильно ли Лизе поставили шизотипическое расстройство, например. Но свежему человеку про этих людей понятны две вещи:
а) им очень плохо, нечеловечески плохо;
б) помочь им могут, но не всем и не всегда.
И ещё что интересно: персонал отделения оказался отчасти за скобками сюжета. Какие-то невнятные белые ангелы, вооружённые шприцами с губительным противоядием или спасительным ядом. Ставят капельницу — а с чем поставили капельницу? И главное, зачем? Как сказал мне, восемнадцатилетней, балагур-психиатр (психиатры и ещё хирурги часто бывают этакими жовиальными балагурами):
— Чем отличается пациент от психиатра? Тем, что сидит с другой стороны стола.
Интервью с художницей: https://vk.com/@-5922689-ya-nachinau-svou-malenkuu-voinu-kazhdyi-raz-kogda-slyshu-kak
Первая глава: https://burninghut.ru/mir-razbivalsya-na-oskolki-kak-chto-to-samo-soboj-razumeyushheesya-istoriya-tani-popavshej-v-psikhonevrologicheskij-stacionar/
|
</> |