Александра Марина. Горький квест. Т.1-2. Антисоветчина в действии
uborshizzza — 07.09.2018 Маринина выпустила новую нравоучительную книгу. Пока вышли 2 тома, 3-го еще нет.Завязка, как всегда, совершенно идиотская. Зацените.
150 лет назад в США жил сумасшедший, ну ладно, эксцентричный миллионер Уайли. У него была жена, страдающая от жутких мигреней. Лечили ее опием, от него женщина и умерла, но успела родить дочь. Уайли нашел молодого ученого, который был готов посвятить жизнь поиску средства от мигрени. Дочь миллионера влюбилась в ученого, но замуж за него не вышла. Уайли отдал ее за своего однофамильца, но не имел ничего против того, чтобы дочь встречалась с ученым. Так в этой семье появились дети от законного мужа и от любовника.
Кроме проблемы мигрени, Уайли интересовался еще проблемами генетики. Его занимал вопрос о том, что больше влияет на человека: генетика или воспитание. Поэтому все свое состояние миллионер завещал тому своему потомку, который через 150 лет напишет отчет, лучше всех обобщающий полученные материалы. А материалы должны были поставлять сами потомки, записывая события своей жизни в дневники, которые 4 раза в год нужно было отправлять в солидную адвокатскую контору «Берлингтон и сын». За это им каждый раз давали некоторую денежную сумму. Уайли был уверен, что всем его детям, внукам и правнукам будет очень интересен его проект и его деньги, и они станут конкурировать за лучший отчет. Оценивать отчеты должна была составленная «Берлингтоном и сыном» комиссия.
Большинство потомков забросило это дело раньше или позже, но осталась одна ветвь семьи, проживающая в СССР, которая все еще вела записки. Дело в том, что один из потомков миллионера стал коммунистом, приехал в советскую Россию и там женился коммунистке. У них родилась дочь Зинаида. Американец рано умер, но его жена знала о долларах, которые можно было получить из США за отправленные туда отчеты, и продолжила его дело. Фамилия жены была Лагутина. В 30-е годы она догадалась сама пойти в органы и объяснить, что готова добывать валюту для государства. Ей разрешили продолжать посылать записки «Берлингтону и сыну». Писала она их, разумеется, под контролем спецслужб.
У Зинаиды было 2-е детей: сын Володя и дочь Ульяна. Володя умер в 26 лет, вроде бы, от сердечного приступа. В 90-е годы вся семья переехала в США. Это были уже старая Зинаида, ее дочь и внук Антон или Энтони на американский лад. Они продолжали кормиться с помощью отчетов. В старые отчеты они внесли некоторые изменения, объяснив, что кое-что были вынуждены скрывать и приукрашивать.
Потом семья встала на ноги, но тут подоспело 150 лет со дня составления завещания сумасшедшего миллионера, и семья рассчитывала получить несколько миллионов долларов, потому что других желающих писать отчет по имеющимся запискам среди родни не было.
Но остался еще один потомок по фамилии Уайли. Та ветвь, от которой он происходил, давно перестала писать отчеты, но по условиям завещания он мог обобщить материл от ветви Лагутиных и принять участие в конкурсе.
Звали этого человека Ричард Уайли. Ему было 76 лет. По профессии он был переводчиком, знал и русский язык.
Деньги Ричарду не были нужны, так как он унаследовал большое состояние от своего отца, да и сам неплохо зарабатывал. Жил он затворником. Дело в том, что Ричард унаследовал мигрень своей прапрапабабки. Мигрень сильно испакостила ему жизнь, но он сумел как-то к ней приспособиться. Каково же было его удивление, когда он узнал, что его дальний родственник, внук Зинаиды, стал биохимиком и разработал лекарство от мигрени! Он захотел получше ознакомиться с экспериментальной разработкой. Энтони пока не получил разрешение на выпуск лекарства, но дал троюродному деду несколько таблеток в надежде, что тот поможет ему с финансированием. Лекарство оказалось эффективным, но Ричард затеял серьезную проверку: уж очень ему не нравились русские родственники. С помощью экспертов он выяснил, что таблетки оказывают опастное побочное действие: через 20 лет они должны были вызывать деменцию.
Ричард понял, что Энтони прекрасно знает об этом, но ему наплевать, что будет с людьми, купившими его таблетки, через 20 лет. Он понимал, как обойти препятствия и получить патент, но для этого были нужны большие деньги.
Поэтому Энтони собрался написать хороший отчет по запискам Лагутиных и получить миллионы своего предка, а уже с их помощью довести разработку до ума и стать знаменитым и очень богатым.
Ричард решил перейти дорогу родственнику и лишить его возможного финансирования.
Он начал изучать материалы. Его заинтересовала ранняя смерть Владимира: если бы он сумел доказать, что Зинаида дала о ней неверные сведения, то шансов получить наследство у Энтони бы не было.
Но как узнать, что случилось с Владимиром на самом деле? Было известно, что он окончил МГИМО, не любил свою работу в МИДе, выпивал. В старших классах он тяжело переболел ангиной, и с тех пор у него были проблемы с сердцем, которым семья не придала должного значения.
Володя тоже писал записки, но не слишком часто. В них он почему-то больше всего занимался анализом творчества Горького, так как мечтал стать школьным учителем и воображал, как бы преподавал Горького школьникам.
У Ричарда возникла "гениальная" мысль восстановить образ мысли Владимира и понять, что с ним произошло. Для этого он приехал в Россию, нанял уйму народу (адвоката, переводчиков, актеров, культурологов, повара, хозяйственника, врача) и устроил что-то вроде квеста, в котором должны были принять участие молодые люди лет 20-ти и чуть старше. Для участников был объявлен конкурс, на котором отобрали 9 человек. Ричард поместил молодых людей в подмосковном поселке, в обстановке советского дома (нашел заброшенный дом, привел его в порядок) и дал им поручение читать Горького. Молодые люди должны были на своей шкуре ощутить реалии 70-х годов 20 века, а также глубокого проанализировать романы и пьесы Максима Горького. Ричард надеялся, что в итоге кто-то из них почти полностью совпадет в своих оценках героев Горького с покойным Владимиром. Потом он или она должны были принять участие в следующем этапе эксперимента.
Мотивы участия в квесте были разные. Кто-то хотел перекантоваться некоторое время, пользуясь бесплатным жильем и питанием, да еще и получить за это зарплату; кто-то думал больше узнать о 70-х годах. Одна девушка хотела забыться от тяготящих ее отношений с мужчиной-нарциссом, а другая собралась охумутать старичка-американца и уехать с ним за границу.
У парней и девушек отобрали все гаджеты и телефоны. Они ели только те блюда, что готовили в 70-е годы, смотрели черно-белое кино, носили одежду того времени. К каждому из них был приставлен взрослый куратор, который объяснял им реалии далекого прошлого, а жили они в квартирах, оставленных ретро-мебелью вместе с кураторами, так как в советское время люди до 30 лет жили с родителями.
Среди участников квеста была девушка, Наташа, которая мечтала жить в 70-х, потому что она любила бардовскую песню и думала, что тогда все люди только и делали, что пели под гитару. Она мечтала уехать с геологами в тайгу и сидеть у костра с мужественным красивым парнем.
Я не буду разбирать судьбы молодых людей, принявших участие в квесте и пытаться выяснить, что случилось с Владимиром.
Мне интересно то, что Маринина рассказывает о 70-х годах. Замечу, что мы с ней ровесницы.
Но, тем не менее, она рассказывает о времени нашей юности просто-таки жуткие вещи.
Начнем с того, что сегодня, оказывается, молодые избалованы психологическим комфортом, и могут жить, где хотят и с кем хотят: пошли и сняли квартиру в любом городе. Если не хватило денег снять квартиру одному, то можно сделать это на пару с кем-то еще. А вот несчастные советские юноши и девушки никак не могли снять квартиру или комнату и вынуждены были коротать свой век с родителями.
Что за бред? Мобильность среди советской молодежи была очень большая: уезжали учиться в другой город, уезжали на комсомольские стройки и просто так. На новом месте жили в общежитии, за копейки. Если были деньги, то могли снять комнату, квартиру, одни или вместе с кем-то.
Что сейчас изменилось? Труднее найти работу с общежитием, если они вообще остались.
Снимать квартиру дорого. Но если есть деньги, то можно. Но ведь и раньше было тоже самое.
2). Раньше были очень плохие ткани, потому что в них не было эластана. Без эластана жизни нет. Одежда 70-х была невыносимо уродская, а туфли шили из синтетики, и носить их было невозможно.
Но ведь это же - неправда. Туфли как раз шили из натуральной кожи, хотя у многих из них колодка была неудобная. Первые туфли из искусственной кожи я купила в 90-е. Была такая марка «Лимонти». Боже, вот это был ужас! Я и не представляла, что туфли могут быть из материала, от которого у меня мгновенно распухали стопы.
3). В советское время невозможно было получить второе высшее образование, потому что очная форма обучения разрешалась только один раз, а вечернее и заочное образование – это очень тяжело. Без образования человек получал копейки, и чтобы продержаться 6 лет на эти копейки, нужно было большое мужество.
Скажите, у Марининой маразм? Она этих таблеток от мигрени наелась? Когда это рабочие, например, получали копейки?
4). Для того, чтобы участники квеста вжились в роль жителей 70-х, им предлагали гипотетические ситуации.
Например, девушка или парень на свидании захотели в туалет. Что делать? Оказывается, сказать парню, что хочешь в туалет, неприлично. Общественных туалетов на улицах нет. Это сейчас их полно, а в 70-х годах не было.
Зайти в кафе, сделать заказ и отлучиться в туалет нельзя, потому что всюду стоят огромные очереди. Зайти в кинотеатр тоже нельзя – нужно ждать нового сеанса. И т.д.
Молодежь представила себе эту жуткую картину и заявила, что люди в 70-х жили, как в концлагере. Правда, парни сказали, что пописали бы в подъезде, но девушки себе такого позволить не могли.
А вы что делали в таких случаях? Ну, во-первых, общественные туалеты все-таки были, причем, в тех же местах, где и сегодня. Также можно было зайти в любую поликлинику, школу, да в любое учреждение и найти там туалет. Вахтеры были не везде, а где были, так с ними можно было договориться, тем более, что обычно это были бабушки-старушки, а не мужики зверского вида, как сегодня.
И в кафе не звери работали, и в парикмахерской. Да даже в квартиру какую могли попроситься зайти – раньше у людей было меньше паранойи по поводу бандитов.
Потом, кустики никто не отменял. Но в принципе, в молодости такие проблемы встречаются редко, разве что у беременных.
5). Сырник – это блинчик с творогом, а не жареная лепешка из творога и муки, как я всегда думала, и как написано во всех кулинарных книгах.
6). Те индийские джинсы, за которыми давились в очередях в 70-е, были очень неудобными и неправильными – слишком жесткие. То ли дело сегодняшние, мягонькие.
То есть, джинсы из настоящего денима, крашеные индиго – это советский отстой?
7). Участница квеста вместе с наставницей идет на речку. Их грабит компания подростков. Девушка потом говорит: «Почему мы не нажали на тревожную кнопку? Вот же она!». Та отвечает: «По условиям квеста мы не можем пользоваться тем, чего не было в 70-е годы. Тревожных кнопок тогда не было».
То есть, теперь тревожные кнопки всюду, включая такие маленькие поселки, куда поселили участников квеста. Я вот тревожную кнопку видела только в метро, а вы? Проблем с преступниками, значит, теперь нет? Вас грабят, а вы нажили на кнопочку - и злодеев повязали.
8). В 1975 году в СССР не существовало средств для чистки ванны, и пользовались стиральным порошком.
Как это не было средств? Я помню, как они выглядели и даже, как они пахли.
9). В 1975 году женщины носили зимние шапки исключительно из кролика.
Я почему-то помню, что все ходили в норке, чернобурке, песце и пр.
10). Сегодня люди не варят курицу – только жарят. Больше не делают салатов из вареной курицы, не обжаривают оставшееся от бульона мясо на второе.
Вот уж новость. Очень похоже на совет Елены Малоховец в книге для молодых хозяек не выбрасывать курицу после варки бульона, а отдать ее людям (прислуге).
11). В 70-е годы считалось неприличным пообедать в гостях, если тебя специально не приглашали. Допустим, зашли вы к однокласснику, а он обедает. Ни в коем случае нельзя было соглашаться съесть тарелку борща: этим вы оставите голодным другого члена этой семьи. Продукты были в дефиците, готовили раз в неделю.
А я-то и не знала. Сколько раз я обедала в гостях, да и сама людей кормила. Раньше, напротив, считалось, неприличным не угостить гостя, вне зависимости от того пришел он просто так или по приглашению.
12). Сегодня человек, приходя в ресторан или на завтрак в отель, просто говорит то, что он хочет съесть – и ему моментально приносят. А в СССР нужно было узнать, что есть в меню. Представляете, какой ужас?
Интересно, в каких ресторанах и отелях сегодня завтракает Маринина? Мы про такие и не слышали и, как последние совки, вначале изучаем меню.
14). И много еще всего такого. Врач, который должен был следить за здоровьем участников квеста, просто не мог себе представить, где он найдет все такое устаревшие, чем пользовались в 70-е.
Да, сегодня всюду все такое современное, сегодня так здорово все вылечивают. Жалко, что половину больниц только закрыли.
15). Больше всего страниц посвящено обсуждению следующей гипотетической ситуации. Участники квеста являются школьными учителями, и ученица задает им на уроке вопрос про то, что такое «птичий грех» (сожительство со снохой) и «детский грех» (онанизм), о которых она прочла в «Деле Артамонова».
Оказывается, советские школьники не должны были ничего знать о сексе. И вот наивная школьница задает вопрос. Если бы учительница ответила ей прямо при всех или наедине («Подойди ко мне после урока»), то девочка бы немедленно рассказала об этом родителям, а они пошли бы жаловаться на учительницу директору школы, и учительницу бы сразу уволили. Уволенная могла бы после этого устроиться работать только в интернат для умственно-отсталых детей, который находился далеко загородом. Бедняга изнемогла бы от непосильной дороги.
То- есть, сегодня все работают рядом с домом, никто не ездит из Подмосковья в Москву. Или это короче, чем наоборот?
Сказать при всех, что она не знает, что это такое или наврать, что «детский грех» – это что-нибудь украсть, а «птичий грех» уж не знаю, что – это проявить непрофессионализм. За это бы тоже уволили.
У учительницы оставался один выход – первой нажаловаться на ученицу, сказать, что та задает ей неприличные вопросы, чтобы сорвать урок. Ученицу бы исключили из комсомола, и она никогда бы не смогла поступить в институт, а без этого нельзя было получать хорошую зарплату.
Опять пошли бредни про то, что рабочие получали копейки.
Мы учились в школе в 70-х – могла бы быть такая ситуация? Учитель был последним человеком, к которому обратился бы любопытный школьник со скользким вопросом. И без учителя было, у кого спросить, хотя бы и у родителей.
Допустим, такой вопрос мог бы задать хулиган, специально, чтобы посмеяться над учителем. Что бы ему сказали? «Петров – вон из класса!». Не унялся бы, отправили бы к директору. Могло бы дойти до исключения из комсомола? Вряд ли. Да и там нужно было сначала дать выговор, дать время для исправления. Правда, не представляю с какими формулировками. За попытку сорвать урок?
Могли бы выгнать из школы учительницу за публичное объяснение про онанизм? Учителя не обсуждали такие темы.
А как быть с сексуальными темами в классических произведениях? У нас в 9-ом классе читали «Яму» Куприна – это повесть из жизни проституток. Никто никаких вопросов не задавал, но мама одной ученицы возмущалась на родительском собрании, что детям дают читать такие книги. Остальные родители ее не поддержали, тем более, что некоторые из них знали, что именно ее дочь уже имела отношения с мужчинами. Но никто ей об этом, конечно, не сказал.
У Марининой одна из участниц квеста, правда, нашла выход из ситуации. Она сказала, что раз такие книги были рекомендованы к прочтению в школе, то для учителей должны были быть рекомендации, как отвечать на скользкие вопросы.
В принципе, она была права. Ну и зачем было тогда морочить людям голову?
К концу второй книги участникам квеста стали зачитывать «Малую землю» и обсуждать съезды КПСС, а также для них организовали очередь по продаже кур. Та девушка, что увлекалась бардами 60-х, поняла, что в советское время жизнь была ужасна, и если бы она тогда жила, то вынуждена была бы не гулять с любимым человеком, а стоять в очереди за вонючими курами, ругаясь с мерзкими людьми (Кстати, в прекрасном настоящем парня у Наташи не было).
Девушка поняла, что 70-е годы в СССР - это концлагерь в чистом виде.
Но разве очереди были смыслом жизни людей в 70-е годы? Любимые барды этой девушки тоже знали про очереди и, возможно, иногда стояли в них, но ведь сочинили песни, которые ей так нравились.
Спрашивается, зачем Маринина написала столько ерунды про 70-е годы? Ее подводит память? Или совесть?
|
</> |