Актрисы старого Голливуда - часть 1
alfare — 13.07.2022 Уже, наверное, год хочу написать такой пост. Но, во-первых, постоянно что-то меняется в моём восприятии.Во-вторых, для хорошего поста надо было готовить материалы заранее: заметки, фото, скрины.
Желание написать его возникает и пропадает, и я снова оказываюсь не готовым.
Пусть будет пробный, что ли. Такой набросок.
Актрисы мне нравятся все очень по-разному, в разных... не знаю, как сказать... смыслах? реализациях? Когда я только-только начинал смотреть голливудское кино середины прошлого века, я был уверен, что французские актрисы - супер, а американские - ну не-е-е... не моё, совсем. Где-то как-то мельком кое-как увидев, был полон самых идиотских предубеждений. Считал, что они на одно лицо. И так далее. Про Мерилин Монро думал, что ну вот уж она-то точно фу-у-у! :)
Самое смешное, что смотреть эти самые старые голливудские фильмы я начал едва ли не именно с фильмов с Монро, ага! И сразу же понял, что был ослом. Да, Мэрилин совсем не та девушка, на которой я бы женился (гы!), просто потому, что я б, грубо говоря, не знал, как к ней вообще подступиться. Но её сексуальная мощь - явление настолько абсолютное, что, кажется, пробивает свинцовую плиту толщиной 10 миллиметров! Антидота от неё нет! И да, кстати, оговорюсь сразу, и это будет касаться голливудских звёзд в целом: там и тогда умели транслировать особого рода эротизм, искусство которого сейчас практически утрачено. Этот эротизм, эта сексуальность практически не требовала какого-то слишком уж неприличного оголения. Монро излучала жёсткое рентгеновское излучение, наверное, в любой степени одетости. Да, конечно, я не избежал соблазна и посмотрел на её фото без одежды - и оказалось, что там нет ничего особенно привлекательного. Её сексуальность лучше работает в прикрытом виде. А ещё - вся та голливудская сексуальность середины века - она вообще как бы не совсем сексуальность. Глядя на этих девушек, не думаешь о том, как бы их раздеть и так далее. Лучи Эроса проникают в какие-то специфические участки мозга, минуя нижние части тела. Они возбуждают не половые органы, а что-то другое, более глубокое, не такое примитивное. Я плохо понимаю, как это описать и пояснить, но... Нет, были в этих фильмах сцены, которые работали по площадям, когда взгляд притягивают именно те места, про которые феминистки начинают кричать: "в глаза смотри!" Были, конечно. Но они в общем урагане сексуальности Голливуда Золотого века - не главные. И Монро здесь оказалась для меня первым и самым поразительным открытием. Нет, я не мечтал о такой девушке, не мечтал её лапать и вот это всё. Но я спинным мозгом чувствовал энергию её излучения. Ничего сравнимого не излучал больше никто. Да, что-то похоже было у Ланы Тернер, но как-то... холоднее, что ли. А "чуть более поздняя версия Монро", Diana Dors, вроде и выглядит сногсшибательно, на экране почему-то такой энергии оказалась лишена.
Не знаю, кто виноват: продюсеры или ещё что. Правда, фильмов с Дианой я почему-то смотрел мало. "Леди Годива снова в седле" - какой-то в принципе проходной, только что девушки красивые. "Белокурую грешницу" я не посмотрел, потому что не нравится тематика. "Победительницу на скачках" не посмотрел, потому что не нашёл нормальной версии, единственное, что находилось с переводом - версия не просто скверного качества, но с почти не различимым хардсабом, а отдельно субтитров или озвучки не нашлось. Почему-то не посмотрел ни "Цена денег", ни "Аллигатор по имени Дэйзи" - скорее всего, не зацепили при пролистывании. Наверное, смотрел или планировал ещё какие-то фильмы с нею, но не помню. В общем, не случилось у красотки Дианы стать второй Монро, а почему - непонятно.
...Тут надо поправиться: Монро была всё-таки не первой актрисой Голливуда, которая меня поразила. Первой оказалась Одри Хепберн в фильме "Римские каникулы". Возможно, это был вообще первый фильм, с которого у меня начался этап более-менее серьёзного знакомства с Золотым веком Голливуда. Первыми были фильмы 50-х - начала 60-х, и первыми актрисами, "зацепившими" меня, оказались Одри, Мэрилин, Натали Вуд и Ширли Маклейн.
Хочу заметить, что именно эротическая "волна" шла только от Монро, остальные из этой четвёрки воспринимались мной совершенно иначе. Не знаю, как объяснить... Их красоты и обаяния мне хватало самих по себе. Впрочем, фильмы с Натали Вуд я помню плохо, как-то она потом растворилась у меня в памяти более яркими актрисами 30...40-х. Фильмы с нею, которые я смотрел: "Пенелопа", "Марджори Морнингстар", "Любовь с подходящим незнакомцем", "Секс и незамужняя женщина" - сюжеты за пару лет практически забылись. Слегка помню "Большие гонки", чисто за счёт большой бузы на экране. Помню "Цыганку", но она мне показалась так себе. Потом, после середины 60-х голливудские фильмы стали мне вообще не интересны, актрисы приспособились носить причёски, совсем мне не нравившиеся. Вот ещё странно: не помню, смотрел ли я "Внутренний мир Дэйзи Кловер"? Вроде собирался, но видимо почему-то пропустил.
С Одри Хепберн всё тоже, в общем, понятно. Наверное, все её видели, все знают. Я сейчас затрудняюсь рассуждать о ней, потому что прошло уже года полтора-два с тех пор, как смотрел самые понравившиеся фильмы. "Римские каникулы" хороши не только самой Одри, но и сюжетом, одним из самых романтических сюжетов в мире: некая "принцесса" сбегает от удушливого бремени своей принцессности и вовсю познаёт настоящий мир. Такая "золушка наоборот". Одри, конечно, в принципе очень принцессная, но сейчас она мне кажется немного не настоящей, как будто нарисованной. Такой хорошо любоваться с экрана, а что у неё внутри на самом деле - не очень понятно.
Фильмов с Одри я посмотрел довольно много, конечно же, "Моя прекрасная леди", "Сабрина", "Любовь после полудня" и другие. Мне кажется, у большинства у них есть вот это свойство "театральности" - происходящее на экране прекрасно и завораживающе, но оно всегда остаётся сценой, постановкой, которую не перепутать с реальностью. Есть между этой картинкой и жизнью прозрачная, но непроницаемая стенка. Поэтому Одри хотя и прекрасна, но всегда несколько не реальна, картинка.
..А вот знаменитую "Войну и мир" я посмотреть не смог. Именно в любовных сценах там меня оттолкнуло ощущение искусственности, пафосности. Усугубленное советским дубляжем, который там временами хорош, но именно в сценах с Одри голоса звучат ужасно фальшиво.
Довольно долго я полагал, что моим идеалом в голливудском кино будет оставаться Ширли Маклейн. Она была такой... даже не знаю, как сказать... живой и весёлой, что ли, в грустных обстоятельствах. Искрящейся. Не столько красивой, сколько обаятельной. И она напрочь рушила мои тогдашние представления именно о "голливудской актрисе". Тогда я посмотрел почти все как-либо переведённые фильмы с нею, до самого конца 60-х, кроме одного, трагического, о котором я писать не буду (о, нет, оказывается, затерядись оставленные "на потом" парочка - "Двое на качелях" и "Пастух", надо же... Срочно посмотреть:)
В основном Ширли так и осталась для меня актрисой лёгких, весёлых, романтических лент, такая феерическая "лисичка". Даже не знаю, какой из фильмов с нею я бы выделил особо. Открыл её, кажется, сам Хичкок, но в его фильме она немножко теряется, растворяется в общем действии. Нет, не знаю, какой фильм с нею я бы назвал лучшим, запомнился больше почему-то "Моя гейша", хотя не думаю, что он лучший, просто экзотический колорит остался в голове. Что-то в ней всегда было такое... чуть-чуть комедийное, даже в таких довольно грустных в целом фильмах, как "Жёлтый роллс-ройс". Ну, или "Квартира" - самая что ни на есть трагикомедия, сплав комического и грустного.
п.с. А ещё, Ширли из вот этих актрис, о которых я сегодня говорил, наверное, самая... натуральная, что ли. Я имею в виду, скорее всего и в жизни она внешне похожа на тот образ, что нам показывают на экране. Внешне, повторюсь. Если Монро или Вуд, или Одри - дома, на улице, без макияжа, грима, освещения, постановки кадра могут оказаться совершенно не такими, как выглядят на экране экрана*, то Ширли кажется именно такой, как на самом деле. Ну, скорее всего ресницы там, например, у неё как-то "донастроены", но это не принципиально.
Сейчас уже, кажется, много времени прошло, всё изменилось в восприятии, в оценках. Вот эти мои характеристики, они, скорее всего уже не просто не точны, а где-то и прямо ошибочны. Фильмы 40-х, потом 30-х изменили мой взгляд, но об этом - в следующий раз.
*забавное случайное двоение, пусть останется.
|
</> |