Акселерометр твоюмать!

Да, это информация от Роскосмоса, да ещё в пересказе SPUTNIK International, но чем богаты, тем и рады...
Итак,
«...Luna-25 automatic landing module crashed due to a malfunction of the accelerometer that failed to transmit the information needed for the engine to turn off...»
(Луна 25 разбилась из-за неисправности акселерометра, который не передал информацию, необходимую для выключения двигателя.)
«The correction engine has not stopped working according to the information from the accelerometer, this is the device that shows the change in speed. The reason is that the accelerometers did not turn on. Why they did not turn on, we are looking into it in detail now,» Borisov said at a news conference.
(По словам Юрия Борисова, корректирующий двигатель на выключился /вовремя/, по информации от акселерометра, прибора, измеряющего изменение скорости. Причиной этого явилось невключение акселерометра.)
«Roscosmos earlier detailed that the landing module crashed because the engine failed to turn off as program, having worked 127 seconds instead of 84 seconds during a transition to pre-landing orbit.»
(Ранее сообщалось, что посадочный модуль разбился из-за того, что при переходе на пред-посадочную орбиту двигатель не выключился по программе, а проработал 127 секунд вместо 84.)
И пару слов от себя.
В данном случае, "невключение акселерометра" - это то, что по-английски называется "direct cause" (или "immideate cause", или даже "apparent cause").
Стоит отметить, что последний вариант - "apparent cause" - стоит переводить как "кажущаяся причина".
И в этом есть рациональное зерно, поскольку "истинная причина" - то, что по-английски называют "the root cause" - здесь совсем другая.
Дело в том, что проблемы с импульсами коррекции начались у Луны 25 существенно РАНЬШЕ: еще во время перелёта по TLI длительность корректирующих импульсов оказывалась больше ожидаемой на 20-40%.
Это отмечали на форумах НК и НСФ, а позже ведущий научный сотрудник ИКИ Натан Эйсмонт упомянул в интервью, что действительно наблюдалось "залипание" корректирующих двигателей во включённом состоянии. То есть, уже наблюдалась тенденция к выдаче избыточного импульса по сравнению с ожидаемым (расчётным).
Профессор Астрофизического центра Университета Гарварда Джонатан Макдовел промоделировал баллистику этой ситуации и показал, что такой недуг - лечится простым итерационным подходом.
А именно - вы рассчитываете Дельта Ви, необходимое для перехода на таргетную орбиту (пред-посадочную),
делите результат ПОПОЛАМ, и подгружаете в Луну 25 программу с таким *половинным* импульсом.
Потом, по результатам этой коррекции ("первой итерации") - делается вторая - точно таким же половинным способом (рассчитываете необходимое, но заказывете от него - половину).
Расчёты Джонатана показали, что уже после 4-5 "половинных" итераций в попадаете так близко к таргетной орбите, что основная двигательная установка (с её прблемами и залипаниями) больше уже не нужна, дальше вполне можно обойтись двигателями RCS.
Кроме того, во время итерационных импульсов вы накапливаете телеметрию, соответственно, появляется надежда выявить первопричину (direct cause) "залипания".
И всё это - БЕЗ риска разбить аппарат.
Да, у этого способа есть и недостаток - он требует дополнительного времени - несколько лишних суток.
Соответсвенно, появляется опасность пропустить вперед индийский Чандраян-3...
Вот здесь-то, повидимому, и зарыта собака. То есть, the root cause.
То есть, настоящая причина - не изготовители проблемного датчика, и не программеры не предусмотревшие переход на дублирующую систему, и все прчие стрелочники тут тоже ни при чём. Настоящая причина - начальственный окрик сверху, типа "обогнать индусов во что бы то ни стало!"
И напоследок, ещё цитата из SPUTNIK International:
«However, despite the unsuccessful landing, Russian authorities have underscored that the mission has provided invaluable information...»
- российские официальные лица подчеркнули, что несмотря на аварию миссия дала неоценимую информацию.
Сразу вспоминается, как издевались над такими формулировками рунетные рассуждатели и знатоки - когда речь шла об авариях японского Хакуто, или израильского Берешит, или индийского Чандраян-2, или американского Snarship...
|
</> |