Ахурамаздины дети - 7

После победы цезарианцев при Филиппах римскую республику разделили на зоны влияния три триумвира - Гай Юлий Цезарь Октавиан, Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид. Восточные провинции достались Антонию, но зимой 41-40 года до н.э. ему пришлось спешить в Италию, где его родичи развязали с Октавианом Перузийскую войну. Так что Сирия, Палестина, Иудея и Малая Азия остались фактически беззащитны перед мощным ударом, который собралась нанести по ним парфянская армия под командованием Пакора I и Квинта Лабиена.

Монета "Лабиен[ус] Парфикус имп[ератор]"
Наступление началось от Евфрата на город Апамею. Тут сирийский наместник Децидий Сакса был разбит, а бОльшая часть его солдат перебежала к Лабиену. Так что в Апамее войска союзников разделились - Лабиен с римлянами и частью парфянской кавалерии двинулся вдогонку за Саксой (нагнав его в Киликии, схватив и казнив, а потом оккупировав почти всю Малую Азию), а Пакор отправился на юг, громить гарнизоны в Сирии, Палестине и Иудее. Впрочем, бОльшая часть городов ему просто сдалась, открыв ворота и устроив триумфальную встречу (кроме островного Тира, куда парфянские кони доплыть не смогли) - как в Иудее, где проримского царя Гиркана II изгнали, сделав царем пропарфянского Антигона II. А Лабиен настолько возгордился своими успехами, что отчеканил монету, где называл себя "парфянским императором" (имея в виду это слово как титул, даваемый солдатами удачливому полководцу).
Однако Марк Антоний пристально следил за делами во вверенных ему провинциях. Из Италии он послал талантливого командира Публия Вентидия Басса, который в 39 году до н.э. разбил в Малой Азии армию Лабиена. "Парфянский император" бежал к сирийской границе, где к нему присоединились конные союзники, но Басс смог еще раз разбить врага, после чего парфяне утекли, а Лабиен был пойман и казнен. Затем римляне очистили от врага Киликию и направились в Сирию. У места под названием Аманские ворота Вентидий разгромил отряд парфянского полководца Фарнапата. После чего в конце 39 года до н.э. Пакор I вынужден был уйти из Сирии.

Монета Антиоха I Коммагенского
Война продолжилась в 38 году до н.э. Пакор вторгся в Сирию с новой армией. Местное население сочувствовало оккупантам (римляне пользовались репутацией жадных отморозков, к тому же эти территории были ими завоеваны вельми недавно), так что Вентидию пришлось прибегнуть к военным хитростям. Через одного из местных олигархов, о котором он совершенно точно знал, что тот продался парфянам, Басс довел до Пакора "дезу" о том, что будет не готов к сражению, и заманил неприятеля к городу Гиндару (ныне Джандарису), где внезапно напал и наголову разгромил - Пакор был убит в бою, а остатки его войска бежали в Коммагену, к царю Антиоху I, тестю Орода II. Голову Пакора I повезли по сирийским городам, после чего все они волшебным образом успокоились и вернулись под власть Рима.
Так, собственно говоря, закончилась самая серьезная попытка Парфянского царства "наехать" на Римскую державу, воспользовавшись фантастически сложившейся после Карр конъюнктурой. "Не шмогла" - вот и весь ответ тем "фанатам Востока", кто до сих пор бесконечно вопрошает, почему же "всадники степей" не втоптали легионы в сирийскую пыль... В том же самом 38 году до н.э. Ород II очень недальновидно приказал назначить своим преемником своего младшего сына Фраата, который вскоре и велел своим приближенным зарезать папашу. Селяви, как говорили галлы.
|
</> |