Ахтунг, Покрышкин!


Ровно 80 лет назад, 19 августа 1944 года, полковник Александр Покрышкин за 550 боевых вылетов и 53 лично сбитых вражеских самолета был награжден третьей Золотой звездой, став первым трижды Героем Советского Союза. А всего за годы войны он, согласно официальным советским данным, произвел 650 боевых вылетов и уничтожил 59 германских самолетов лично, а также еще 6 — в составе группы.
По совокупности личных и групповых побед (65) это делает его величайшим летчиком-асом не только СССР, но и всей антигитлеровской коалиции. Правда, по индивидуальным победам (62) его опередил другой выдающийс ас Иван Кожедуб, у которого групповые не зафиксированы (или же их записали в "личные").
Наверняка многие из вас знают, что подавляющее большинство побед Покрышкин одержал на американском истребителе Р-39 "Аэрокобра". На него Покрышкин пересел с советского истребителя Як-1 еще в январе 1943-го и оставался верен ему до конца войны, хотя, ему в 1944 году предлагали сменить его на "патриотичный" Ла-7. Но летчик отказался, поскольку ему нравилась "Кобра". Благодаря своему статусу он уже мог самостоятельно выбирать — на чем воевать.
Так что, американцам теперь придется навсегда смириться с тем, что лучшим асом, когда-либо воевавшим на американской машине, был советский пилот. А лучший американский ас Ричард Бонг значительно отстал от него, поскольку на его боевом счету числилось всего 40 сбитых вражеских самолетов. И вряд ли рекорд советского летчика кем-то будет побит, так как в современных войнах интенсивность воздушных боев, а соответственно — число их участников и количество побед, не идет ни в какое сравнение с "воздушными мясорубками" Первой и Второй мировой.
Так что, с большой долей вероятности Покрышкин навсегда останется непревзойденным. Впрочем, были еще гитлеровские асы с гораздо более значительными цифрами воздушных побед, но это, как говорится, отдельная песня. А на заставке — первые три трижды героя: полковник, маршал и майор.
Впрочем, маршал тут не совсем в тему, поскольку он получил свои золотые звезды не за боевые подвиги, а за талантливое планирование и осуществление стратегических войсковых операций. За что, вообще-то, полагались так называемые полководческие ордена Суворова и Кутузова, а также — высший орден Победы.

Покрышкин после вручения третьей звезды и гораздо более ранний снимок 1943 года, на котором он стоит на крыле своей "Кобры" еще без золотых звезд на гимнастерке. А на капоте видны отметки тридцати воздушных побед.

Три покрышкинские "Кобры", на которых он последовательно воевал с 1943-го по 1945 год, с укзанием модификаций и серийных номеров. В 1943-м его личным отличительным знаком стал бортовой номер "100", а радиопозывным — "сотый" или "сотка". Самолеты окрашены по американскому стандарту в тускло-оливковый цвет (olive drab) сверху и светло-серый (light gray) — снизу.
|
</> |