Ад на поле Хэвенфельта
valerongrach — 25.12.2019Эту историю вам не рассказывали в школе. Хотя бой, случившийся в 633 или 634 году от Рождества Христова, в месте под названием Хэвенфельт, повлиял на историю Британии не меньше, чем произошедшее на четыре с лишним сотни лет позднее сражение при Гастингсе. Несмотря на то, что в битве при Хэвенфельте принимало участие в лучшем случае несколько сотен бриттов и англосаксов.
Хоть место и называлось Хэвенфельт, то есть «Небесное поле», оно отлично подходило для мрачной истории. На восточном берегу реки с приятным названием «Дьявольская вода» располагались торфяники. Река, прикрывшая отступавших воинов в начале боя, превратилась в западню в финале сражения. Когда отступавшие оказались рядом с ручьем Денисесбурн, их предводитель дал знак построиться в стену щитов. Бежать больше было некуда, а преследователи были рядом.
Король Гвинеда Кадваллон построил своих дружинников рядом с собой. С одной стороны стену щитов прикрывала река, второй фланг оставался незащищенным. Бриттов было меньше, но отступать больше было некуда. Он ждали и ожидание оказалось недолгим.
Погоню возглавлял человек по имени Освальд. В его отряде были воины из гэльского королевства Дал Риада, монахи с острова Айона, решившие отвлечься от написания «Кэллской книги», чтобы немного поразмяться в доброй драке, а также его младший брат Освиу.
Большая часть жизни Освальда прошла в изгнании. Сын короля Нортумбрии Этельфрита, он мальчишкой после гибели отца бежал в Дал Риату и провел там много лет в изгнании. В это время в его родной Нортумбрии увлеченно резались за власть другие славные люди, пока не появился король бриттов Кадваллон, который как тот лесник, выпилил всех. Кадваллон зачистил поляну из претендентов и Освальд решил, что у него появился шанс. Так он со своими людьми пришел с севера к Небесному полю, рядом с валом Адриана, чтобы попытаться вернуть себе власть над Нортумбрией.
Главными героями этой истории, мой читатель, являлись два замечательных человека:
Первым был Освальд.
Он родился примерно в 603 году и в 12 лет познакомился со всей правдой жесткого мира раннего Средневековья. Дядюшка Эдвин расправился с его отцом Этельфритом и захватил власть над Нортумбрией.
Само собой, племяннику пришлось бежать, чтобы остаться в живых. Поэтому рос и набирался опыта Освальд в соседнем королевстве Дал Риада, расположенном по северную сторону вала Адриана. Считается, что он принял там христианство. И уж точно сколотил достаточно крепкую дружину или, если угодно шайку.
Шанс вернуться представился ему более чем черед полтора десятка лет. Причем сначала, когда Кадваллон расправился с обидчиком его отца Эдвином, Освальд благоразумно остался на месте. Он решил попытать счастья только после того, как Кадваллон убрал с дороги еще двух претендентов на трон Нортумбрии: Осрика и Энфрита с его братьями.
Тогда Освальд решил, что ему тоже стоит попробовать поучаствовать в дележке пирога. Он со своими людьми отправился на юг, попытаться откусить свой кусок Нортумбрии.
Вторым был Кадваллон ап Кадван.
Если верить Беде Достопочтенному, то Кадваллон был исчадием ада. И хотя он был христианином, вера его была неправильной, потому что он постоянно, последовательно и увлеченно резал англов и саксов везде, где только мог до них дотянуться. Ничего удивительного в этом нет – историю всегда пишут победители, поэтому было бы поразительно, если бы автор «Церковной истории народа англов» хвалил побежденного врага.
Надо сказать, у Кадваллона были причины не любить англов. За что любить тех, кто загнал бриттов, занимавших все земли острова к югу от вала Адриана, в Уэльс. Поэтому для Беды Достопочтенного Кадваллон был главным гадом и жестоким мародером, мечтавшем уничтожить народ Нортумбрии.
На самом деле Кадваллона можно считать успешным продолжателем дела короля Артура. Во всяком случае бритты считали его своим последним великим защитником, «львом, преуспевающим над саксами».
В то время когда англы и саксы еще только думали, принимать им христианство или и без него хорошо, Кадваллон отдавал приказания высечь мемориальный камень в честь своего отца с надписью на латинском языке. И да, он был христианин. Но так как он был чужаком для тех, кто в итоге победил, это ничего не значило. В истории он все равно остался неправедным язычником. Потому что ее пишут победители. Хотя как раз они и были настоящими варварами, в отличие от побежденного ими короля бриттов.
Дорога на Небесное Поле
Теперь, мой читатель, мы вернемся к Освальду. В истории этот бандит-англ остался хорошим и, даже великим, во многом из-за того, что помог переселению части монахов с острова Айона в Нортумбрию на остров Линдисфарн. Это переселение позволило заложить, так сказать, преемственность, то есть основать государственно-объединительные институты, пережившие гибель Освальда в 642 году. Это помогло превратить его в итоге в короля-мученика, погибшего от рук язычника – короля Мерсии. Позднее Освальд стал популярным святым в Британии и Германии. А основанный монахами с Айоны и Освальдом монастырь в Линдисфарне очень порадовал викингов, начавших вторжение Великой Языческой Армии в Англию с его разграбления. Правда, это произойдет через два столетия, в IX веке. Кстати, монахи с Айоны – это те самые люди, которые создали Келлскую книгу, а потом похожее на нее по оформлению Евангелие из Линдисфарна.
Большая часть жизни Освальда до момента сражения на поле Хэвенфельта прошла в изгнании, в соседнем с Нортумбрией королевством Дал Риата. Тем временем Нортумбрией правили соперничавшие друг с другом вожди англов, а потом правитель Гвинеда бритт Кадваллон. Но в тот день, на поле Хэвенфельта, в короткой и жесткой стычке Освальд решил испытать удачу и попытаться захватить Нортумбрию. И это ему удалось. Кадваллон и его люди полегли в сражении, а победители собрали оружие и все ценные вещи, захватив власть над северным королевством англов.
Они стремились к власти и славе
В том, что Кадваллон и его люди полегли в жестокой, неожиданной стычке нет ничего удивительного. На дворе стояли Темные века. Это было раннее Средневековье, история которого заполнена королями, герцогами, князьями и конунгами, получавшими свою власть на острие меча. К ним приходили люди, готовые служить удачливому правителю, пока его подвиги не заканчивались полным поражением.
В наше время битва при Хэвенфельте не очень известна. И напрасно. Само столкновение случилось примерно в 20 милях западнее Ньюкасла в современном Нортумберленде. Надо отметить, что у нас нет даже точной датировки сражения. Оно могло состояться в 633 или 634 году.
Но важность этого сражения, которое по современным меркам было небольшой стычкой, сложно переоценить. Оно сыграло важную роль в формировании баланса сил между Англией, Шотландией и Уэльсом. Поле Хэвенфельта стало одним из тех мест, на котором сформировалась карта Великобритании. И это при том, что в самом сражении принимало участие немного людей. Полсотни человек в то время было достаточно для того, чтобы завоевать трон раннесредневекового королевства. В сборнике законов, созданном позднее при Англией, Шотландией и Уэльсом, армия определяется как группа людей из 35 человек. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что Беда Достопочтенный записал, что Освальд возглавлял небольшой отряд, с которым выступил против Кадваллона.
В «Церковной истории народа англов» Беда Достопочтенный рассказал, что Освальд со своими людьми разбил перед боем лагерь на северной стороне вала Адриана, так, что Кадваллон и его люди не заметили чужаков. Он знал, что у Кадваллона больше людей и рассчитывал на внезапность нападения. Этой тактике он хорошо научился за годы, проведенные на землях Дал Риаты. Освальд хотел напасть до того, как король Гвинеда узнает, что его отряд находится рядом.
Поблизости от церкви святого Освальда, построенной примерно там, где Освальд и его люди стояли лагерем в ночь перед битвой, археологи обнаружили остатки одного из опорных укрепленных пунктов Адрианова вала. Он мог стать хорошим местом для ночлега Освальда и его людей, обеспечивая укрытие от непогоды и глаз, смотрящих со стороны лагеря Кадваллона.
По рассказу, записанному аббатом Айоны Адомоном в 679-704 годах, Освальду во сне явился святой Колумба, основателя монастыря на Айоне. Он пообещал, что Освальд победит на следующий день. И будущего короля, бывшего язычником, очаровала вера монахов святого острова.
Беда Достопочтенный написал в своей «Церковной истории», что Освальд соорудил крест, поднял его перед своими людьми и удерживал, пока остальные укрепляли его, а потом преклонил колени, чтобы испросить божьего благословения.
Как сейчас вижу и смеюсь: в предутреннем сумраке англы сооружают крест из попавшихся под руку палок. Потом устанавливают и укрепляют его, начинают молиться. Наверное, для того, чтобы Кадваллон и его люди точно узнали, откуда к ним придет враг.
Очень сильно думаю, что весь этот рассказ – увлекательная сказка, не имеющая ничего общего с реальностью. Именно по той причине, что нападение Освальда на Кадваллона было неожиданным. А вот потом, после сражения, вполне можно было и крест соорудить.
Но причина молиться у Освальда, конечно, имелась. Кадваллон был серьезным врагом. Он уже победил в сражении короля Эдвина, дядю Освальда, что привело к краху формировавшееся королевство Нортумбрия. Причем после разгрома англов, Кадваллон не стал возвращаться в Гвинед, а убил еже двух претендентов на нортумбрийский трон, кузена Эдвина Осрика и сводного брата Освальда, Энфрита.
Беда Достопочтенный описал Кадваллона как хищника, стремящегося уничтожить королевство англов Нортумбрию и его народ. Но это мнение одной из сторон конфликта: для бриттов, коренных жителей Британии, Кадваллон был героем, предводителем с которым они вырвались из горных крепостей, чтобы вернуть свое наследство и земли, захваченные пришельцами. Поэтому то, что Кадваллон остался в Нортумбрии, ставшей крупным англосаксонским королевством под властью короля Эдвина, имеет важный смысл.
Кадваллон был христианином, человеком, который, несмотря на темные времена, опустившиеся на Британию, все еще оставался достаточно сведущим в римской культуре, чтобы приказать вырезать на могильном камне своего отца эпитафию на латинском языке.
Но монахи Айоны, важного духовного центра в Ирландском море, решили поддержать близкого им Освальда в борьбе за Нортумбрию. Именно по этой причине потомки Кадваллона, валлийцы, включили в свой плач по погибшему защитнику завуалированное упоминание о предательстве монахов Айоны:
«Из-за козней чужеземцев и беззаконных монахов печален и тяжел будет день для Кадваллона».
Армия Кадваллона находилась в походе уже больше года. Но его дружина раздулась от прихлебателей и награбленной добычи. Расположившись лагерем где-то недалеко от современной деревни Корбридж, Кадваллон, возможно, сторожил мост через реку Тайн. Но Освальд продвигался вперед быстрее, чем Кадваллон узнал о его приближении. Поэтому, когда Освальд напал на рассвете, лагерь его врага охватила паника. Вместо битвы начались отдельные стычки.
Кадваллон попытался отступить с боем. Беда Достопочтенный написал, что его конец наступил на берегу ручья Денисесбурн. Это место было хорошо известно во времена Беды Достопочтенного. Потом про это название забыли, соответственно было забыто и место сражения. Только после того как в XIX веке была обнаружена хартия XIII-го века, в которой сообщалось, что земля около Денисесбурна передавалась Томасу Уиттингтону, место, где Кадваллон умер, а Освальд завоевал трон Нортумбрии стало снова известно.
Став королем, Освальд отдал монахам Айоны во владение другой остров, Линдисфарн. Этот остров располагался в пределах видимости его родной крепости Бамбурга. И вместе с Айданом, аббатом и епископом Линдисфарна, он занялся тем, чем до него не занимался ни один король раннесредневековой Британии: начал создавать королевство, имевшее достаточно сил, чтобы пережить его смерть.
Результаты его трудов оказались очень важными. Сегодня, когда через много веков сформировалась политическая география Британии, принято считать, что на одном острове живут три нации: англичане, шотландцы и уэльсцы. Но именно битва при Хэвенфельте сыграла ключевую роль в том, чтобы он стал таким.
Если бы победил Кадваллон
К VII веку англосаксонские королевства на юге и востоке острова уже приобрели определенные очертания, но их границы не были окончательно сформированы. В Пеннинах существовали естественные барьеры, кроме того, на западе острова оставались королевства бриттов, пережившие первые два столетия англосаксонской экспансии.
Представьте себе, что Кадваллон победил. Север острова перешел бы под его власть. Нортумбрия бы пала, что позволило расшириться таким северным королевствам как Стратклайд. На территории современной Шотландии пикты и Дал Риата продолжили бы свою бесконечную войну, не оглядываясь на возможный удар с юга от нортумбрийцев.
Если бы Кадваллон правил в течение 20 лет как король Нортумбрии, вероятно, остров все равно разделился бы между англосаксами, бриттами, пиктами и шотландцами, но пропорции оказались бы другими. Можно представить себе «Англию», ограниченную на юге и востоке Пеннинами и болотами Хамбера.
Так как эта область содержит много отличных сельскохозяйственных земель, королевства бриттов не страдали бы от экономических недостатков, связанных с низкой урожайностью их земель в Уэльсе. Фортуна не оказалась бы так явно на стороне англосаксов.
Поэтому битва при Хэвенфельте, в которой участвовало в лучшем случае несколько сотен человек из двух малоизвестных королевств раннесредневековой Британии, положила начало всей будущей истории острова. И с точки зрения исторической значимости, она вполне сопоставима с битвой при Гастингсе.
|
</> |