рейтинг блогов

Абстрактный труд, потребление и монетизация человека - траектория падения в

топ 100 блогов alex_rozoff20.08.2023 "Складывается ощущение, будто кто-то придумывает всю эту бессмысленную работу, просто чтобы чем-то всех нас занять... Правящий класс пришел к выводу, что счастливое и продуктивное население с обилием свободного времени представляет смертельную опасность. (Вспомните, что начало происходить в шестидесятые годы, когда только начали приближаться к такому положению дел.) С другой стороны, им невероятно удобно представление, согласно которому работа обладает моральной ценностью сама по себе, и каждый, кто не согласен подчинить строгой рабочей дисциплине бОльшую часть своего активного времени, ничего не заслуживает в жизни" (Дэвид Гребер, 2013)
"Я не вижу смысла в том, чтобы заниматься бессмысленными вещами вроде продажи копеечных китайских товаров или дешевой одежды" (Осси Нюмана, 2017)
...Капитализм и социализм (две схемы, построенные вокруг абстрактного труда) оказались самыми неустойчивыми конструкциями в истории экономики. Обе упали в фатальные кризисы менее, чем за 100 лет от своего рождения, а затем туда же упали и гибриды, слепленные для кривого обхода этих кризисов. Тема труда, потребления и монетизации человека (его тела, его отношений, его жизни) при современном капитализме и социализме уже разбиралась в этом журнале*, но не измерялась историческая глубина понимания абсурда, которым стал абстрактный труд. Восполняем этот пробел.
Абстрактный труд, потребление и монетизация человека - траектория падения в
За 55 лет до Гребера и за 60 лет до Нюмана - в 1958 году популярный журналист и телеведущий Майк Уоллес пригласил в свою программу «The Mike Wallace Interview» известного психиатра, социолога и мыслителя XX века Эриха Фромма, чтобы поговорить о современном американском обществе - и вот что получилось**:

Майк Уоллес: Я хотел бы узнать ваше мнение как психоаналитика, что же происходит с нами как с личностями. Например, что бы вы сказали о том, что происходит с человеком, американцем, по отношению к его работе?

Эрих Фромм: Я думаю, что его работа в значительной мере бессмысленна для него, потому что он не имеет к ней никакого отношения. Он становится частью большого механизма — социального механизма, управляемого бюрократией. И я думаю, что американец очень часто бессознательно ненавидит свою работу, потому что он чувствует себя в ловушке, заключенным в тюрьме. Он чувствует, что тратит большую часть своей жизни, своей энергии на то, что не имеет смысла для него.

Майк Уоллес: Для него это имеет смысл. Он использует свою работу, чтобы зарабатывать на жизнь, так что это достойно, разумно и необходимо.

Эрих Фромм: Да, но этого совсем недостаточно, чтобы сделать человека счастливым, если он проводит восемь часов в день, занимаясь тем, что для него не имеет смысла и интереса, кроме зарабатывания денег.

Майк Уоллес: Это и есть смысл. Это и интересно в работе. Может быть, я излишне настойчив, но что конкретно Вы имеете в виду? Когда человек работает на заводе, например, с разводным ключом, какой в этом может быть глубокий смысл?

Эрих Фромм: Существует творческое наслаждение, которое было у ремесленников в Средние века и ещё осталось в таких странах, как Мексика. Это удовольствие от создания чего-то определённого. Вы найдете очень мало квалифицированных работников, которые до сих пор получают это удовольствие. Может быть, оно знакомо работнику на сталелитейном заводе, может быть, работнику, чей труд связан с использованием сложных машин — он чувствует, что создает что-то. Но если взять продавца, который продает товар без пользы, он чувствует себя мошенником, и он ненавидит свой товар, как… что-то…

Майк Уоллес: Но вы говорите про бесполезные товары. А если он продаёт зубные щётки, автомобили, телевизоры или…

Эрих Фромм: «Бесполезные» — это понятие относительное. Например, чтобы сделать свой план, продавец должен заставить людей покупать их, осознавая, что они не должны покупать их. Тогда, с точки зрения потребности этих людей, они бесполезны, даже если сами по себе вещи в порядке.

Майк Уоллес: В своих работах вы часто говорите о «рыночной ориентации». Что вы подразумеваете под «рыночной ориентацией», доктор Фромм?

Эрих Фромм: Я имею в виду, что основной способ отношений между людьми такой же, как люди относятся к вещам на рынке. Мы хотим поменять собственную личность или, как иногда говорят, «наш личностный багаж», на что-то. Сейчас это не касается физического труда. Работник физического труда не должен продавать свою личность. Он не продаёт свою улыбку. Но те, которых мы называем «белыми воротничками», то есть все люди, которые имеют дело с цифрами, с бумагой, с людьми, кто манипулирует — используем лучшее слово — манипулирует людьми, знаками и словами. Сегодня они должны не только продавать свои услуги, но, вступая в сделку, они должны более или менее продавать и свою личность.

Майк Уоллес: Таким образом, их чувство собственной значимости должно зависеть от того, сколько рынок готов платить за них…

Эрих Фромм: Именно! Так же, как сумки, которые не могут быть проданы, потому что нет достаточного спроса. С экономической точки зрения они бесполезны. И если бы сумка могла чувствовать, то это было бы чувство ужасной неполноценности, потому что её никто не купил, а значит, она бесполезна. Так же и человек, который считает себя вещью. И если он не является настолько успешным, чтобы продать себя, он чувствует, что его жизнь не удалась.

Эрих Фромм: …Мы отдали ответственность за то, что происходит в нашей стране, специалистам, которые должны заботиться о ней. Отдельный гражданин не чувствует, что он может иметь собственное мнение. И даже то, что он должен это делать, и нести ответственность за это. Я думаю, целый ряд последних событий доказывает это.

Майк Уоллес: …Когда вы говорите о необходимости что-то делать, может быть, проблема в том, что в нашем аморфном обществе очень сложно развить это чувство. Каждый хотел что-то сделать, но очень трудно развить в себе чувство ответственности.

Эрих Фромм: Я думаю, здесь вы указываете на один из основных недостатков нашей системы. Гражданин имеет очень мало шансов оказать какое-либо влияние — выразить своё мнение в процессе принятия решений. И я думаю, что это само по себе приводит к политической летаргии и глупости. Это правда, что надо сначала думать, а потом действовать. Но также верно, что если человек не имеет возможности действовать, его мышление становится пустым и глупым.

Майк Уоллес: Картина общества, которую вы рисуете, — мы говорим сейчас в основном о западном обществе, об американском обществе — картина, которую вы рисуете, очень мрачная. Конечно, в этой части света наша основная задача — это выжить, оставаться свободными и реализовать себя. Как всё то, что вы сказали, влияет на нашу способность выживать и оставаться свободными в этом мире, который сейчас находится в кризисе?

Эрих Фромм: Я думаю, что вы сейчас коснулись очень важного вопроса: мы должны принять решение о ценностях.. Если нашей высшей ценностью является развитие западной традиции — человека, для которого важнейшей является жизнь человека, для которого любовь, уважение и достоинство являются высшими ценностями, то мы не можем сказать: «Если так лучше для нашего выживания, то мы могли бы оставить эти ценности». Если это высшие ценности, то живы мы или нет, мы не будем их менять. Но если мы начинаем говорить: «Ну, может быть, мы сможем лучше справиться с русскими, если тоже превратим себя в управляемое общество, если мы, как кто-то предложил на днях, будем обучать наших солдат, чтобы быть, как турки, которые так смело боролись в Корее…». Если мы хотим изменить весь наш образ жизни ради так называемого «выживания», то я думаю, мы делаем именно то, что угрожает нашему выживанию. Потому что наши жизненные силы и жизнеспособность каждого народа основывается на искренности и на глубине веры в идеи, которые он объявляет. Я думаю, что мы в опасности, потому что мы говорим одно, а чувствуем и действуем по-другому.


(продолжение темы, разумеется, следует)

...Такие дела...
-----------------------------------
*) Ранее в этом журнале по теме странностей труда, потребления и монетизации человека с его отношениями
ДЭВИД ГРЕБЕР «О феномене бредовой работы» (фрагмент). К теме безусловного базового дохода
https://alex-rozoff.livejournal.com/677100.html
Финский парень, ставший мега-троллем "социально-ориентированной" экономики Евросоюза
https://alex-rozoff.livejournal.com/191274.html
Корневой вопрос построения (не)работающей экономики - (не)адекватная модель человека в ней
https://alex-rozoff.livejournal.com/681821.html
Путеводитель по трудовой и экономической мифологии и реальности современного коматозного мира
https://alex-rozoff.livejournal.com/598569.html
Гендерная игра "коммунизм": если убрать деньги из секса и деторождения, то?..
https://alex-rozoff.livejournal.com/63159.html
Полиамория: не столько про секс, сколько про политэкономию домохозяйства и всего общества
https://alex-rozoff.livejournal.com/694636.html
**) Эрих Фромм: «Если вы спросите людей про рай, они скажут, что это большой супермаркет»
https://monocler.ru/intervyu-erih-fromm/
Картинка: "Лабиринты" (Мауриц Корнелис Эшер)
https://kartinki.pibig.info/9351-risunki-jeshera-kartinki.html

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Жаль только, что дачные домики закрывают вид. Нужно подгадать и выехать в поле. А закат-то,кажется, на морозец. Ночь обещают теплую, а потом погода резко ухудшится. Но до чего же красиво. ...
Предки современных акул появились в Мировом океане около 350 миллионов лет назад. Земля тогда выглядела совершенно иначе, чем теперь: материки и океаны ещё не приобрели привычных нам очертаний. Древние акулы плавали там, где в наше время сеют ...
То, что произошло, никак несопоставимо по уровню с загадочными природными явлениями →, или снятого крупным планом инопланетного космического корабля → Да даже никак не тянет на пришельца из космоса, разгуливающего по лесам и полям Бразилии → По сравнению со всеми ...
Взаимоотношения России и Кавказа всегда складывались непросто. Кавказ, служивший воротами из Азии в Европу, одновременно был местом расположения множества небольших царств ...
Бывший оранжевый министр обороны (бывшей) Украины поздравляет с днём ВСУ: Поздравляю Вооруженные Силы с праздником! Настоящих воинов, которые защищают народ и страну от врага, а не власть от собственного народа! В любой другой стране поздравление бывшего министра вызвало бы у населе ...