Абсолютно смешно, или еще раз про Семьянюков


Почему я, человек, безусловно интересующийся театром всю жизнь,ничего не слышала про эти совершенно прелестные Семьянюки? Тем более, они из ни какого-нибудь захолустья приехали, а из самого Питера, это питерский театр со своей публикой, со своей сценой и своим залом. А в Питере я бываю по несколько раз в году, и тоже, как правило, стараюсь не пропустить ни одной значимой премьеры…
Где же, где же вы были раньше, пытаю я Валерия Махмутовича Минеева, многие годы работавшего с Семенюками, а еще и с театром Лицедеи, а еще и с самим Славой Полуниным ( За это знакомство отдельное спасибо Борису Львовичу).
Да, и Полунин, и Лицедеи, и Семьянюки связаны общей историей, общими кровеносными сосудами, общей судьбой.
Слава Полунин, как всякий гений – человек сложный и неоднозначный. Мятущаяся ищущая творческая натура. Когда он задумал перебраться жить на запад – сначала в Англию, а потом во Францию, его театр не распался, не умер, несмотря на предсказания многих, в том числе и самого Полунина. Театр стал называться «Лицедеи минус 4» (четверо актеров уехали вместе в Полуниным) и довольно успешно гастролировал по миру с новыми постановками. Потом «минус 4» исчезло, и театр снова стал «Лицедеями». В начале 2000-х в театре решают создать студию – из нескольких студентов знаменитого ЛГИТМИКа. Популярность у Лицедеев была бешеная, и многие хотели попробовать себя в клоунаде. Отобрали, однако, человек 10-15, они занимались общими предметами в стенах института, а мастерством и всеми остальными профессиональными дисциплинами – в театре Лицедеев. Назывались это все - Лицедей-Лицей.
Студенты учились-учились, и к концу учебы создали дипломный спектакль, который состоял из нескольких отдельных номеров из жизни многодетной семьи - папа мама и четверо детей (три девочки и сын.)
Номера всем понравились, их решили объединить в спектакль и назвать его Семьянюки.
Живет себе семья. Простая такая обычная семья. Со своими тараканами и скандалами, любовями и привязанностями, слезами и смехом. Ничего особенно вроде в этой семье не происходит – ну принес ребенок двойку, ну нашли в кармане младшего рогатку, ну, отец в которой раз грозится уйти из дома… Но в зале каждый в этих сценках себя, свою семью – и от этого и грустно, и больше всего – смешно.
Первый раз Семьянюков повезли на театральный фестиваль в Авиньон. Не в конкурсную программу – так, скорее для эксперимента. Им выделили небольшую площадку, приспособленную в старой церкви на окраине городка. Спектакль играли в 14 часов – очень неудачно, в это время французы обедают. К началу спектакля было продано около 20 билетов. Для плотности зрителей Валерий Махмудович посадил в зал техников и знакомых русских туристов.
Следующий спектакль зал был уже почти полным. На третьем спектакле – аншлаг. И так все 25 показов – зал ломился от зрителей. С театром сразу несколько театральных компаний заключили договор на гастроли – и Семьянюки объехали не по разу весь мир. Тогда еще они были в труппе театра Лицедеев. Позже – выделились в отдельную театральную единицу. Через небольшой перерыв восстановили свой первый спектакль, немного исправив некоторые сюжетные линии (детей теперь в семье не четверо, а только трое. Но четвертый рождается в конце действия.) И еще не раз проехали с гастролями по всему миру. Клоунам не нужен переводчик, вот что главное. А ведь они говорят со сцены о самом важном. Но говорят – без слов.
На сцене – пять актеров. И, собственно, это вся труппа:
Ольга Елисеева ( настоящая звезда, без преувеличения, я таких звезд сто лет уже не видела),
Александр Гусаров,
Юлия Сергеева,
Марина Михеева,
Наталья Парашкина.
Сейчас в репертуаре несколько спектаклей, абсолютно законченных по замыслу и режиссуре. Счастливые петербуржцы могут посмотреть их на их родной сцене на улице Чайковского 26 б. Ну, а москвичам остается ждать, когда они привезут свои клоунские шедевры в Москву. И ждать осталось недолго – на сцене театрального зала на Плющихе Семьянюков можно увидеть 7 и 8 декабря.
P.S. Кстати, сейчас театр Лицедеи набрал новый курс будущих артистов оригинального жанра и, кто знает, может быть через несколько лет, мы станем свидетелями рождения еще одного уникального театра.
