"Абсолютно лишённый актёрской пошлости..."
elika — 21.10.2023 Теги: Фрейндлих Среди октябрьских знаменательных дат имеет место ещё одна, о которой обязательно стóит упомянуть, рассказывая вам о жрецах Мельпомены. Так вот, 10 октября 1909 года в Петербурге появился на свет народный артист СССР и основатель знаменитой актёрской династии Бруно Артурович Фрейндлих. За долгую жизнь ему удалось стать одним из любимейших советских актёров, воплотить на сцене Александринского театра более 50 ролей и... само собой, подарить миллионам зрителей страны очаровательную и обожаемую Алису Бруновну Фрейндлих :)Вообще, род Фрейндлих в России стал известен несколько столетий назад, когда император Пётр I пригласил из Германии стеклодува, а тот успешно занялся ремеслом, а после остался жить в городе на Неве вместе с семьёй. Ближе к 1930-м годам XX века Бруно Фрейндлих увлёкся самодеятельностью – сцена и аплодисменты зрителей настолько пленили его, что отказаться от этого артист был уже не в силах :) Удивительно, но несмотря на воплощение на сцене Александринского театра десятков образов, Бруно Артурович так никогда и не получил специального актёрского образования. Однако в ходе жизни он всегда имел возможность учиться у признанных мастеров.
В 1931 году актёр поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ) и до начала Великой Отечественной войны много работал, в том числе, и артистом Ленинградского колхозного ТРАМа. А перед самой войной судьба подарила артисту шанс уцелеть и помочь выжить самым близким ему людям. В 1941-м Бруно Артурович вместе с театром уехал в Ташкент. С началом войны в Ленинграде начались репрессии против потомственных немцев, и не все Фрейндлихи избежали страшной участи. Так, был арестован родной брат актёра Артур со своей супругой, а также другие родственники. Ксения Фёдорова (первая супруга актёра) и Алиса Фрейндлих, в том числе, благодаря отъезду Бруно Артуровича, смогли пережить годы блокады.
После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ им. Горького, но там он служил недолго. Спустя два года он оказался в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (Александринском театре). Этой сцене он отдал несколько десятилетий. Среди его работ Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира). Режиссёр Григорий Козинцев, воплотивший, как известно, Гамлета на экране в середине 1960-х годов, про игру шекспировской пьесы в исполнении Фрейндлиха писал: «Мне кажется, он актёр своеобразный и интересный. Он абсолютно лишён актёрской пошлости».
Фрейндлиху всегда удавалось передавать тонкий психологический рисунок характеров. Артист обладал широчайшим исполнительским диапазоном, сумев навсегда вписать своё имя в историю Александринского театра. Однако самой любимой его ролью стал писатель Иван Тургенев в спектакле «Элегия», где он сыграл в паре с Валентиной Паниной. Вместе они исполняли его в течение 23 лет.
А ещё одну значимую роль Бруно Фрейндлих сыграл не на сцене, а в реальной жизни, когда направил свою дочь Алису в театр. В детстве она хотела стать балериной, а уже позднее задумалась и о карьере оперной певицы. Алиса Бруновна раздумывала над поступлением и в консерваторию, и в театральный, и Бруно Артурович сказал тогда: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы». Сама Алиса Фрейндлих впоследствии вспоминала, что отец всегда осознавал себя мастером.
«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких "пыльных" комплексов», — говорила Алиса Фрейндлих.
Что же касается кинематографа, то здесь Бруно Артурович появился лишь в 38 лет. В «Возвращении к жизни» он отметился ролью Кострова, затем был герой Маркони в историко-биографической ленте «Александр Попов». За неё Фрейндлиху вручили Сталинскую премию. Затем были известные образы шута Фесте из «Двенадцатой ночи» и Рощина из «Разных судеб».
Бруно Артурович ушёл из жизни в возрасте 92 лет. Артиста похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а спустя пару лет открыли на его могиле памятник – скульптурный портрет на плите был создан ещё за несколько десятилетий до смерти актёра. Деньги же на монумент собирал благотворительный культурный фонд имени Бруно Фрейндлиха, созданный его любимыми дочерьми – Ириной и Алисой.
В конце 80-х годов прошлого столетия актёр признался, что одним из главных в его жизни, помимо семьи, всегда был зритель:
«Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несёт к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь», — признавался великий актёр.
|
</> |