Абхазские зарисовки. Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище
cand_orel — 03.05.202328.09.2022
В прошлой прогулке мы посетили Источник святого Василиска близ селения Коман (https://cand-orel.livejournal.com/2725735.html), а сейчас двигаемся к морю, Сухуму и заезжаем в село Яшуха, местный Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище:
Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище в селе Яштуха, Сухумского района, построен во второй половине ХХ века и находится в ведении Сухумо-Абхазской Епархии.
Скажем так в архитектурном плане, может быть, церковь из себя ничего и не представляет; тем более, что фотографировать рядом не поощряется, а внутри не разрешается. В частности я был встречен церковным служащим с ехидной улыбочкой и присказкой — очередной корреспондент. Но тем не менее — на то есть свои причины.
Абхазия, по народной молве, в советские времена служила прибежищем разного рода инакомыслящим и диссидентам; в том числе и религиозного плана. Много было рассказов о схимниках и отшельниках, проживающих в пещерах, коими край изобилует. Даже на книгу об их житиях и деяниях ссылались — В горах Абхазии.
Сейчас её почитать не проблема, я на неё вот ссылку даю, но ничего по этой теме там нет — http://apsnyteka.org/1323-bondarev_n_v_gorakh_abkhazii.html
Тем не менее...
Вокруг Преображенской церкви располагается кладбище. На этом кладбище похоронены многие священнослужители и монашествующие Сухумо-Абхазской Епархии, которые преставились в советское время. Среди них и прославленный в лике святых – схиархимандрит Серафим (Романцев), один из последних старцев знаменитой Глинской Пустыни. Его тело было погребено на Михайловском кладбище 4 января 1976 г. В 2002 г. на этом кладбище был погребен и пустынник схииеромонах Паисий (Уваров). Впоследствии над его могилой была построена часовня.
Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (Різдва Богородиці Глинська Пустинь) — ставропигиальный мужской монастырь Украинской православной церкви, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы.
По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. XIX век — период расцвета Глинской пустыни, которая славится своими старцами. Монастырь закрыт и осквернён в 1922 году. Во время Великой Отечественной войны пустынь, находившаяся на оккупированной территории, была вновь открыта немецкими властями в 1942 году. Коммунистическая власть вновь закрыла монастырь, 12 июля 1961 года монахи были выселены из монастыря. 8 мая 2008 года Священный синод Украинской православной церкви принял решение о канонизации 13-ти подвижников Глинской пустыни.
Схиархимандрит Серафим, в миру — Романцов Иван Романович, родился 28 июня 1885 года в Курской губернии, Крупецкой волости, в деревне Воронок, в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. После смерти родителей поступил в Глинскую пустынь.
После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми. Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при о.Серафиме. Он не только принимал людей, но и рассылал множество писем, отвечая на вопросы своих духовных детей.
Как пастырь он жил во Христе, утвердился в истиной святости, был истинным мучеником, был достойным носителем благодати Христовой. В 1975 году схиигумена Серафима митрополит Сухумский и Абхазский Илия возвел в сан схиархимандрита. До своей кончины старец служил у престола Божия.
После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми. Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при о.Серафиме. Он не только принимал людей, но и рассылал множество писем, отвечая на вопросы своих духовных детей.
Как пастырь он жил во Христе, утвердился в истиной святости, был истинным мучеником, был достойным носителем благодати Христовой. В 1975 году схиигумена Серафима митрополит Сухумский и Абхазский Илия возвел в сан схиархимандрита. До своей кончины старец служил у престола Божия.
1 января 1976 г. благодатный старец мирно предал дух свой Богу.
Схиархимандрит Серафим канонизирован УПЦ МП как местночтимый святой в 2010 году. Прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе в лике святых 2 декабря 2017 г. в Храме Христа Спасителя в Москве.
И всё-таки о храме...
Точная дата строительства церкви Преображения Господня на Михайловском кладбище неизвестно. Имеются сведения, что с дореволюционного времени до, приблизительно, 30-х годов XX веков в селе Михайловка (Гума) существовала Преображенская церковь. Однако нет точных указаний в отношении того, где именно располагалась эта церковь. Поэтому непонятно, идет ли речь об одной и той же церкви, или же о двух разных церквях. Возможно, что церковь Преображения Господня на Михайловском кладбище могла быть построена и после Второй мировой войны. В архитектурном отношении ныне сохранившаяся церковь не представляет никакой ценности.
В 50-х годах XX в. настоятелем Михайловской церкви был архимандрит Лука (Надарейшвили). Предположительно в 1969-1972 гг. эту церковь возглавлял священник Петр Самсонов (впоследствии митрофорный протоиерей, настоятель Лыхненского храма). Затем до конца 80-х настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Андрющенко. С начала 80-х и до 1992 г. настоятелем был протоиерей Акакий Меликидзе. Перед войной 1992-93 гг. в Михайловской церкви служил протоиерей Григорий Пигалов (сейчас он служит в Греции, в Афинах). С 1998 по 2009 гг. настоятель– иерей (впоследствии иеромонах) Георгий Хоркин. При нем была построена колокольня. С 2010 г. по сей день настоятель Михайловской церкви – иерей Никита Адлейба.
В двух километрах от Сухуми, на кладбище вокруг Михайловского храма, погребены многие подвижники и подвижницы. Недалеко от входа возвышается белая часовня с голубым куполом. Эту часовню построили над могилой иеросхимонаха Паисия (Уварова; 1952–2002 гг.). На черных мраморных табличках можно прочесть его краткое жизнеописание с эпитафией и наставлением: «Сия часовня возведена на месте погребения блаженного иеросхимонаха Паисия, последние 20 лет своей жизни подвизавшегося в горах Кавказа. Пострижен в Троице-Сергиевой лавре, закончил Московскую духовную академию и семинарию. Известен как ревностный подвижник и опытный пастырь, своим личным примером многих приведший ко Христу. Упокой, Господи, душу усопшаго Твоего раба иеросхимонаха Паисия и его святыми молитвами помилуй нас».
«Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете это иметь между собой, то больше ничего не нужно, и всегда будете иметь в душе радость. Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри себя в душе своей, в сердце – мирную тишину любви, чтобы взгляд ваш ни на кого никогда косым не был. Прямо смотреть с готовностью на всякий добрый ответ и добрый поступок с сердечной искренностью. Последней своей просьбой я прошу вас об этом. Любите друг друга. Монашеская жизнь трудная, но она и самая легкая…».
Монастырь живет своей жизнью...
Источники информации:
http://www.aiasha.ru/hram/378/
https://vk.com/wall-175729670_3560
http://apsnyteka.org/1323-bondarev_n_v_gorakh_abkhazii.html
https://www.apsnygid.ru/listing/mihajlovskaya-czerkov/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Глинская_пустынь
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/glinskaja-pustyn/9
https://anyha.org/atsheitakra-nyha/
https://pravoslavie.ru/144754.html
Продолжение следует