"А заглянешь в душу - обыкновеннейший крокодил!" Часть вторая

Продолжу разбор произведения, чья обложка всех так повеселила. Итак, чем занимается среднестатистическая лжепопаданка в лжебогини? Меня ответ на этот вопрос, признаюсь, не интересует. Не думаю, что после глупой мельтешни первой части продолжение приключалок ГГ заинтересует также и читателя - по крайней мере такого, который тексты читает, а не проглатывает. Опус Валерии Черновановой настолько серый, что разбирать его ради него самого не имеет смысла: первой части хватило с лихвой, чтобы дать представление и о книге, и, что уж греха таить, об авторе. Но мои разборы давно уже касаются не собственно аффтара Имярек, а распространенных ошибок, которыми столь богато творчество МТА.
На данный момент перед нами лютое магическое хющо, кое аффтары и фикеры используют в качестве фабулы.
Меня мало интересует фабула произведения. Именно потому, что я читатель, а не глотатель текстов. Любой сюжет может быть изложен так, чтобы навести читателя на размышления (и не только о том, как такое напечатали), любая последовательность событий может заключать в себе идею. Все зависит от раскрытия этой последовательности, а не от фабулы как таковой. И поскольку в наше время не только читатель, но и писатель порой не видит разницы между фабулой и сюжетом, объясню ее вкратце.
Фабула есть фактическая сторона повествования, в нее входят все события, действия, состояния, которые компонуются автором в сюжете. Для формалистов фабула является лишь материалом, который используется для повышения динамики. В отличие от фабулы сюжет есть основа формы произведения, а также предмет изображения, в который включена последовательность сцен, актов, событий, происходящих в произведении. Автор выстраивает их для читателя или зрителя согласно определенным правилам демонстрации. Может идти по порядку, может все перемешать, может начать с конца, может закольцевать, может разветвить и растопырить на всех планах реальности - его, автора, выбор. Некогда в литературоведении возникло деление произведений на "сюжетные" и "фабульные" - о нем шло немало споров, его сторонников называли формалистами... Время доказало, кто прав. В последние полтора десятилетия сюжет деградировал до голой фабулы - и что мы имеем сейчас? Мы имеем орды фабульных читателей и фабульных писателей. Как Чернованова и тысячи ей подобных.
Средний младоаффтар (к которым подчас относятся и люди отнюдь не молодые, и авторы сомнительных бестселлеров, попадающих в градус банальности, что твои "Сумерки" и "Пятьдесят оттенков серого") перечисляет события, не деля их на первостепенные и второстепенные, называя достаточно объемистую повесть романом, множа сюжетные линии и забывая про них, заставляя их провисать. Герои отличаются безмотивным поведением, действуют, словно шизофреники, аффтар отбрыкивается от критики типичной для МТА демагогией: "Зачем все усложнять/объяснять/мотивировать, что, персонаж трусы не может себе купить по-простому, без рефлексий?"
Знаете, что это такое? Не более чем попытки выбиться из малодоходного и низкобюджетного искусства литературы туда, куда всю эту орду писеводелов не пустят. За кривые ручки, отсутствие профессиональных навыков и богатого воображения. Современный аффтар мечтает не книги писать, а компьютерные игры ваять. Или стать сценаристом, по чьим работам снимаются блокбастеры/сериалы, любимые народом. И эта мечта проглядывает в каждом ключевом событии, превращенном в корявенькое описание мизансцены.
Как и планировали маги, я приземлилась в тронном зале, прямо подле трона короля Моранта...
Его величество уставился на меня немигающим взглядом. Наверное, рад до смерти, что стал свидетелем такого эпохального события. Впрочем, как и добрая половина придворных.
Заметила на голове короля корону с кристаллом и заранее поздравила себя с победой. Все складывалось просто замечательно. Оставалось дождаться ночи. Надеюсь, в опочивальне его величество снимает свой головной убор.
Эффектно скинула шаль и приняла обольстительную позу (богиня любви как никак), которую накануне вечером честно репетировала перед зеркалом: одна ножка выставлена вперед, чтобы представить на обозрение публики изящную туфельку и не менее изящную лодыжку. Ну о-очень сексуально даже для нашего мира, чего уж говорить об их богами забытой дыре. - Не прокатила ни ножка, ни лодыжка. В этом мире ждали другую - чем-то сильно не потрафившую пророкам Сиариль, которая якобы должна сильно испортить обстановку.
Интересно, как младоаффтары имена выбирают? Дезали от дезала - ну чо, "во-первых, это красиво", во-вторых, лечебно. А Сиариль от чего? От алкоксиарила, обладающего гипогликемической активностью? Тоже зашибись какое имечко. Жаль, что ополовиненное. Алкоксиарилью и эльфийское отродье не грех назвать. "О Алкокси! О Сиариль! Смотри, что ты тут натвориль!"
Большую часть текста занимают диалоги, поскольку ценность молчаливых переживаний аффтару непонятна, непонятно, что писать про все эти чувства персонажей, окружающий мир... А уж такие странные вещи, как отступления и размышления, для клипового мышления аффтара, фикера и гамера - скучища сурепковая. Вот он и гонит километрами встречи ГГ с кем попало: то в тюрьму король заглянет, поугрожает, потопочет ножками...
Стыдливо потупив взор, представилась:
- Богиня любви, покровительница Анрилина. Рада знакомству, - и неуклюже присела в реверансе.
Хотела добавить - прошу любить и жаловать - но, взглянув на кислую мину правителя, передумала.
- Психованный король, хозяин демонового замка, - в свою очередь своеобразно представился он.
Я покраснела до кончиков ушей.
А Морант тем временем спокойно продолжил:
- Глупо выдавать себя за нашу богиню. Ты даже отдаленно ее не напоминаешь. Мы уже давно ждем тебя, Сиариль. О твоем приходе и о бедах, что посыпятся на наши головы, нас предупредили еще предки. Обещаю тебе, очень скоро ты отправишься к праотцам...
- Больше не отрицаешь, что ты - Сиариль, древняя, проклятая богиня? Тебе не удастся меня одурачить, проклятая!..
- Вместо того чтобы изворачиваться и лгать, готовься лучше к смерти. Очень скоро ты окажешься в священном костре! - Во-первых, не "в", а "на костре". Во-вторых, чего он приперся-то? Может, сказать чего хотел? Умного. Поскольку бегать в темницу и самолично троллить обреченных на казнь - несколько мелко для короля, вам так не кажется?
То забегут на огонек придворные дамы, на мужей-кобелей пожаловаться, а заодно забить болт на королевские планы избавления от древнего проклятья.
Еще одни жаждущие моей помощи! Ладно, посмотрим, что я с этого буду иметь.
- И какой мне резон вам помогать?
Алет потопталась на месте, видимо, не зная, с чего начать, а потом на одном дыхании проговорила:
- Мой брат - один из придворных магов. Это он составил заклятие, которое удерживает вас здесь. Я знаю, как его разрушить!..
- Не прошло и месяца после их свадьбы, как этот кобель начал ходить направо и налево. И что самое обидное: все осуждают не распутника-мужа, а бедняжку Мабель. Даже родители обвиняют ее в неумении удержать мужа в постели. Остальные прямо в глаза насмехаются. А этот урод ржет и несет что-то насчет мужской полигамности. Правда, мы даже не знаем, что это слово означает.
- Не берите в голову. Это мужчины придумали себе в оправдание... - Опять-таки не "еще одни жаждущие", а "еще одна жаждущая".
И, разумеется, приворот мужа - столь важное дело, что ради него можно рисковать не только собой (можно представить, что сделает король с тем, кто выпустит древнюю-проклятую-страххсла-и-ужассла богиню из магических оков), но и всеми мужиками королевства.
- Вы только не ешьте его, ладно?
- Что значит не ешьте?!
- Неужели легенды врут? Разве не кровожадная Сиариль околдовывала земных мужчин, влюбляла их в себя, а потом питалась их плотью?..
- Перешла на вегетарианскую диету.
Не знаю, поняли ли они слово "вегетарианскую", но докапываться перестали. - И ни малейшего беспокойства, что никакие прельщения-обещания злых богов не имеют силы подписанного договора. Работаем без предоплаты, как в 90-е. Как с подобной доверчивостью эти дамочки выжили при дворе?
Сколь хороши в литературном произведении все эти игровые примочки: пришел кто-то, объяснил, что тебя ждет; потом пришел другой, сказал: забей! - и вывел тебя из тюряги в обмен на смешные услуги; даешь ему просимое, левой ногой проходишь испытание и убегаешь. Или не убегаешь. Для игры совершенно неважно, выполнишь ты квест или пойдешь в обход - ресурсы-то твои. Твое дело, как ты их тратишь и какими путями ходишь. Игра есть игра. И пускай в литературе каждая длиннота, каждое провисание сюжета уменьшает интерес читателя (повторю: фикридеров и гамеров, не отличающих литературу от РПГ-пересказов и порнороликов, я читателями не считаю). Однако у современного МТА мышление не писателя, а игрока, то есть не сюжетное, а фабульное. Им ведь за объем платят - значит, надо тянуть и тянуть, пока на тридцать три продолжения не натянешься, словно Гай Юрий Никитин.
Словом, вышла из тюряги главгероиня - что из этого следует? Только то, что аффтар уверен: из тюряги выйти раз плюнуть, тюрьма - это проходной двор, даже если за тем, чтобы герой сидел, лично король/император приглядывает. У аффтара и муженек ГГ продолжает сидеть там, куда посадили, лишь потому, что в СИЗО тепло, светло, мухи не кусают и тюремщики собственной кровью поят, каждый раз свеженькой, с пряным душком от перенесенных заболеваний. ГГ выводят из камеры, потом ловят, потом тащат в храм для проведения какого-то ритуала (а ведь собирались сжечь - простенько и со вкусом!). Но во время ритуала все превращается в блошиный цирк в огнях:
И вдруг я почувствовала, как что-то внутри меня лопнуло. Словно оборвалась струна, удерживающая на привязи мою темную силу, которую я едва-едва научилась контролировать и подавлять. Сейчас она расправила крылья, вырвалась на свободу.
В глубине храма послышался грохот. Пальцы жрицы дрогнули, боль сразу же отступила.
Я заметила Ли, которая, так и не придумав, как мне помочь, начала в отчаянии крушить все вокруг. Гремели канделябры. Падали свечи. Кое-где заполыхали костры. Мечтали о кострах - получите!
Народ заметался, запричитал. Жрица исчезла первой вместе со своими подхалимами-магами. На какой-то миг даже почудилось, что обо мне забыли. Только обрадовалась неожиданной передышке, когда услышала противный голос Моранта:
- Нужно увести ее отсюда, пока она не сравняла храм с землей!
Правитель решил, что маленькое безобразие - моих рук дело. Впрочем, он был недалек от истины.
Честно говоря, подобные вещи вызывают у меня сложное чувство. Смесь брезгливости и торжества: а я предупреждала! Я предупреждала, что эти "Альфы-Вафли" приведут в литературу толпу идиотов.
Потому что только идиоты способны в тысячный раз писать осточертевший рояль в кустах насчет того, как в персонаже что-то лопнуло и он произвел непроизвольное
Только идиоты могут предполагать, что сущность, которая вот-вот сравняет храм с землей, нужно куда-то уводить (и лучше сразу к себе домой, в королевский дворец), чтобы она получила шанс сравнять с землей еще что-нибудь, кроме храма. Только идиоты, будучи по уровню развития жителями подвала (англ. basement-dweller - европеоидный вариант хикки, проводящий круглые сутки за компом), пытаются сделать протагониста наивней себя.
- У нас еще осталось немного времени, - собравшись с духом, проговорила я. - Будет совсем уж глупо, если я не попытаюсь помешать этим недоумкам разжечь мной костер.
- Но что ты можешь сделать? Ты ведь даже магией не способна воспользоваться.
- Прежняя я была неспособна. Но после того, что они сделали со мной в храме... Знаю, что что-то изменилось. Я это чувствую!
- Я тоже чувствую. И боюсь, - прошептала рийя. - Ты ведь не умеешь управлять своими способностями и не знаешь, куда они могут тебя завести и можно ли при необходимости их обуздать.
- Есть идея получше?
Идей у Ли не было. Но ей, как и мне, хотелось поскорее выбраться из треклятого замка. Даже если для этого придется прибегнуть к помощи самой темной стороны моей сущности. - Боже, какая щепетильность со стороны обреченной на смерть, ложно обвиненной обитательницы иного мира: волноваться, насколько темная сторона ее сущности навредит тем, кто собирается ее убить с утра пораньше!
И только идиоты способны разводить сорок бочек арестантов нрявственного характера на пороге усекновения главы, сожжения заживо, священных ордалий, колесования и прочих удовольствий: ах, ты не умеешь пользоваться своим Даром, Силой, Хреном Лысым, как бы это не привело к чему-нибудь ужасному! Ужаснее костра, милочка? К чему, например? К доменной печи? Ах нет, в глобальном смысле? Тогда к завоеванию галактики
Недосожженной королем, который мечту намечтал избавиться от прОклятой, но в реале ниасилил. В результате дал он мнимой Сириали... Ах нет, сириал - это американская готовая каша из злаков, а наша героиня вещество! Итак, дал он Сиарили денег, одежку, лошадь и совет не возвращаться. Пущай едет и злодействует в другом месте. И пошла она, солнцем палима... То есть поскакала. Доскакала до харчевни, села, поела. Встретила эльфа (ну как же без них-то!), если судить по внешнему виду - королевскую кровиночку с тяжелым характером
Как и большинство соплеменников, он был строен и очень красив. Высокий лоб, голубые, чуть раскосые глаза с густыми ресницами, заостренный подбородок без намека на растительность. Длинные светлые волосы, отливающими серебром, были тщательно уложены, часть их собрана в хвост. Любая астархадская леди умерла бы от зависти, увидев подобную красоту, тем более платиновые блондинки у нас были на пике моды. Не знаю, распространялось ли это на мужской пол.
В отличие от большинства пестро разряженных постояльцев, эльф был одет довольно просто: темные брюки, заправленные в высокие сапоги, простой камзол синего цвета, со вкусом отделанный позументом, и белая шелковая сорочка с пеной кружев у горловины и на манжетах. Среди всего этого кружевного великолепия я разглядела кулон на тонкой золотой цепочке, отдаленно напоминавший расправившую крылья птицу. - Маленький такой вопрос: в мире ГГ водятся эльфы? Откуда она знает про среднестатистический эльфооблик?
Затем из "Хоббита, часть очередная" мы окунаемся в мир "Лейны". Дева начинает хамить и демонстративно ненавидеть моднявую эльфосучку. Пересучить эльфа - задача всякой уважающей себя попаданки. Как исполнишь - можешь возвращаться и всю жизнь сожалеть о несбывшемся.
Кажется, я слишком долго пялилась на эльфову грудь. Потому как тот негромко кашлянул и зачем-то представился:
- Меня зовут Элиан.
- И что?
Но блондина, как выяснилось, не так-то просто было сбить с толку. Он вдруг оживился, перестал изображать из себя сосульку. Небось, решил, что я на него запала и почту за честь провести с ним ночь. Размечтался!..
Элиан тут же подался вперед и припечатался к моей кисти губами. Уставился мне в глаза, ожидая реакции. Наверное, думал, что я тут же растаю и лужицей растекусь у его ног.
Зря стараешься. Если меня даже демон-искуситель не смог искусить, чего уж говорить о каком-то смазливеньком эльфе. - "Мы дружно ответили: "Нет!" - и нас немедленно поженили", как говорил граф Мюнхгаузен. Этих тоже поженили в качестве "самой подходящей пары" на местном празднике. И пошли они рука об руку. Связанные ленточкой.
Потом было дофига бессмысленных авантюр, убийство толпы магов, похищение разбойниками, мужчина с сиреневыми глазами-волосами и брутальным очарованием хищника, скупщица рабов, она же бордель-маман с синими волосами (может, на обложке был кто-то из этих двоих анимешных злодеев?). После чего все стало стремительно скатываться в слейв-фик, то есть в фанфик о рабстве. Аффтар буквально по пунктам пошла: мытье, депиляция, массаж, укладка, инструктаж, как невинной и неопытной (пока) героине стать максимально ебабельной; попытка предотвратить продажу героини с торгов герцогу-садисту - провалившаяся; попытка изнасилования с отягчающими - провалившаяся; встреча с эльфийкой, проводившей ритуал, - тоже, как вы помните, провалившийся...
Сага о лузерах во множестве частей. Читать которые в лом даже дотошному критику. Потому что игра, игра все это. Засейвился, вышел, пожрал, сел снова играть. Опасности ноль. Адреналина ноль. Приобретенного опыта ноль. Всего ноль, на что ни глянь. И вроде событий в фабуле дофига, а скучно, скучно. Где-то ты это читал. Сперва читал, а потом уже только скроллил.
Не прибавляют желания читать:
а) ни отвратительные словечки вроде "сиренеглазый", "сиреневолосый", "сталеглазый", "Дезаличечка" (уменьшительно-ласкательное от "Дезали" - не столько умильное, сколько тошнотворное),
б) ни дебильные фразы вроде "его светлость пробуждается с тяжелым похмельем и видит себя в главной роли судного дня" (в роли Бога-Отца? и почему Судный день со строчной буквы - в этом криво склепанном мирке он происходит регулярно и ни у кого не вызывает почтения?),
в) ни постоянные сетования насчет диеты, прописанной ГГ ее альтер-эго (дабы телесные округлости не проявились в облике бестелесного близнеца),
г) ни описания всех платьиц, штанишек и рубашек, попавшихся героине на глаза ("мой взор приковал шелковый муслин необычного амарантового цвета, настолько великолепного... Фасон был довольно простеньким: не слишком пышное, драпированное на спине, оно оканчивалось коротким шлейфом... ни ниток жемчуга, ни россыпей бриллиантов... полоска черного ажурного кружева на треугольном вырезе и приспущенных плечах... казалось, в моих зеленых глазах загорались лиловые всполохи, делая их манящими и колдовскими" - и такое бубубу пракрасату в каждой главе).
Что ж, перед нами очередной автор-пустышка, самиздатовка, лабающая валовое писево для вафельных издателей. Сама по себе такая пустышка не опасна, как не опасна, скажем, единичная бацилла чумы. Для начала болезни счет должен идти на тысячи - и организм не справится. Между тем на Самиздате счет идет на десятки тысяч, к одиозной "Альфе" примкнули, мечтая урвать свой кус, и "Эксмо", и "Астрели" всех мастей - уж они накормят молодых-неопытных читателей Дезаличечками в кружевах и сиренеглазыми мачами, мало не покажется. Да и советы редакторов отделов фантастики и фэнтези (не пора ли переименовать это в отделы фонтастеги, чтоб не срамить честный жанр?) настолько одинаковы, что и не поймешь, Малкин их дает, Палкин или Дофигакартонавалялкин.
Вывод делайте сами.
|
</> |