А. Ю. Ермолов, Танковая промышленность СССР

"Потери в ходе эвакуации привели к тому, что большая часть рабочей силы НКТП оказалась низко квалифицированными кадрами. Как едко заметил А.А. Морозов, многие из них впервые в своей жизни увидели танк только на заводе.
Единственным выходом было использовать так называемых «операторов», то есть, рабочих, освоивших только одну операцию, как правило, очень простую. Это облегчалось переходом к использованию технологий массового производства, многие из которых были ориентированы на расчленение сложных операций на несколько простых, легко выполняемых «оператором».
Комплектование заводов рабочей силой осложнялось незаконным уходом с предприятия рабочих – «трудовым дезертирством». Большинство дезертиров относилось к трѐм категориям: несовершеннолетние рабочие, рабочие, переданные от НКО и жители Средней Азии.
На одного человека приходилось всего 3,7 кв. м. площади.
В качестве примера можно рассмотреть технологию производства на заводе № 183 перед войной. Несмотря на значительные объѐмы продукции, оно было организовано по принципу мелкосерийного производства, со всеми присущими ему атрибутами: стендовой сборкой танков, использованием универсальных станков, ручной формовкой форм для литья, ручной сваркой и т. д.1. На заводе имелся конвейер, который ранее использовался для сборки танков БТ, но использовать его для Т-34 не получалось, так как производство и поставки деталей для сборки не доходили до минимального уровня, требующегося для его запуска. Недостаточно широко использовалось литьѐ, самая эффективная форма массового производства деталей. Редко применялась штамповка. Вместо неѐ в основном использовался метод свободной ковки. Такая организация производства обеспечивала гибкость, быстрый переход от одного вида продукции к другому, но ограничивала объѐмы. Уже до войны возникали большие сомнения в еѐ эффективности".
В общем, как вытянули 42-ой год - просто не представляю.
Что интересно, в первую войну (ака ПМВ) у англичан и французов было ровно тоже самое и решалось так же - потеря опытных рабочих (а у французов- и сырьевых районов), дикая нехватка всего, разрыв производственных связей, упрощение операций до цепочки несложных, к станку и вообще к работе ставят дам, эмигрантов и туземцев (аннамитов, например - на железные дороги).
Ссылка