«А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитня моего?»
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![«А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитня моего?» «А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитня моего?»](/images/main/a-vot-sbiten-vot-goryachiy-komu-sbitnya-moego-9975fa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ozareniya/86034050/61408/61408_540.png)
Примерно так зазывали русские сбитенщики народ зимой, потому что лучшего и более полезного напитка на Руси до конца 19 века и не знали. Первое упоминание о сбитне было в летописи 1128 года, также о нем писалось и в «Домострое» 16 века. Иностранцы, гостившие в нашей стране, называли его русским глинтвейном, хотя это не совсем верно, ведь традиционный сбитень имеет крепость до 1-го градуса и готовится без добавления каких-либо алкогольных напитков.
«Сби́тень (зби́тень) — старинный восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень обладает согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период. Холодный сбитень был не менее популярным питьём при утолении жажды в бане или летом в жаркий день». (Википедия)
При простом способе приготовления в одну емкость наливают 200 мл воды, а в другую – 800 мл. В первой емкости кипятят воду с медом до появления пенки, а во второй емкости доводят до кипения воду с пряностями. Обе емкости должны настояться в течение часа, а затем их смешивают. От последовательности и правильности этапов приготовления сбитня зависит его вкус и аромат. Помимо добавления в сбитень специй, в него можно вливать небольшое количество фруктового сока.
Название «сбитень» также традиционно русского происхождения, от слова «сбивать», то есть в процессе соединяются два компонента, которые обязательно готовятся в разных емкостях и плюс эти компоненты обязательно увариваются, то есть уплотняются. Сосуды, в которых разносили сбитень были прообразом тех самых самоваров для чая, которые появились позднее. Это были медные чайники, в которых посередине проходила труба с углями, поддерживающими сбитень в горячем состоянии. На всех праздниках и ярмарках 18-19 веков народ пил в холодное время именно сбитень.
Все мы прекрасно знаем, что на самом деле согреться алкоголем невозможно, потому что вначале после употребления сосуды действительно расширяются, а потом, снова сужаются и ощущение холода может стать еще сильнее, чем было. Сбитень же фактически отвар с травами и специями, такими как зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец, гвоздика, корица, кардамон, мята. Плюс мед, который очень калорийный и дает порцию глюкозы (фруктозы\сахарозы), которая тут же поступает в кровь и мозг, согревает и бодрит. Вот и получается, что сбитень – это и еда и питье и настой лекарственных трав одновременно. Горячий сбитень дает противовоспалительный и противовирусный эффект.
А холодный сбитень пили в жару или в бане, так сказать получался универсальный народный напиток.
Существовали и алкогольные сбитни, нечто вроде медовухи или с добавлением пива или вина, иногда дрожжей, но такие напитки подавались только в трактирах и ресторанах, да и стоили значительно дороже и скорее были аналогами пива, чем просто напитком.
После Октябрьской революции история сбитня в России сошла на нет, почему заморские чай и кофе заменили наш традиционный и полезный напиток – трудно сказать, возможно, всеобщая разруха коснулась образа жизни всех, а ведь основа сбитня – мед, и пчеловодство – это труд и знания, которые как-то где-то подрастерялись.
А теперь мы все так привыкли к консервированным напиткам, что приготовить сбитень, компот, кисель хозяйки как-то не жаждут. И заметьте – сбитень не содержит кофеин и не вызывает привыкания, и в его составе не химически обработанная сахароза, а натуральные глюкоза, фруктоза и сахароза.
Если заглянуть совсем в глубь веков, то мы найдем упоминание о сурье, напитке из меда и молока, приготовленного особым способом, в итоге получался кисломолочный напиток с минимальным алкогольным эффектом.
В общем, давайте признаем, что наши предки знали толк в напитках и не знали повального пьянства, и хорошо бы не ждать какого-то массового производства, а каждому задуматься о том, что, и главное – зачем – он пьет.