
А вы полетите на Boeing 737 MAX ?


Компания Boeing за январь, впервые с 1962 года, не получила ни одного нового заказа на поставку самолетов. При этом главный конкурент Boeing – европейский Airbus – зафиксировал 274 новых заказа на поставку коммерческих самолетов. В конце января Boeing пришлось взять кредит на сумму более 12 млрд долларов от более чем десятка банков. Правда, новый генеральный директор корпорации Дэвид Кэлхун хочет снова запустить производство самолетов Boeing 737 MAX.
Предполагается, что эксплуатация самолетов серии 737 MAX возобновится только к середине текущего года. А вы спокойно полетите на этих самолетах, когда они вернутся в эксплуатацию?
Поставки коммерческих самолетов Boeing по итогам 2019 года сократились вдвое по сравнению с 2018-м. Продажи модели 737 упали с 580 до 127 самолетов. Boeing, несмотря на прекращение эксплуатации, продолжала собирать эти самолеты, но более низким темпом. В результате на предприятиях компании в штатах Вашингтон и Техас скопилось около 400 простаивающих 737 MAX.

С одной стороны правильно все говорят, что если самолет допустили к вылету, но он в порядке и надежен. Однако тут смущает вот что. Катастрофы то случились не по технической неисправности, которую не заметили при обслуживании, а была фундаментальная проблема в компьютерном коде одной из управляющих систем, которая проявилась при определенных обстоятельствах полета.
С чего все началось? Двигатели Boeing 737 MAX чуть больше и чуть вынесены вперед в сравнении с предыдущими моделями. Из-за этого самолет имел тенденцию в некоторых ситуациях задирать нос свыше нужного. Чтобы этого не происходило, в компьютерную систему управления нового Боинга внесли код компенсации: как только самолет начинает тянуть нос вверх, программа отдает команду, и его оперение само, без участия пилота, корректирует этот баг. Летчик ничего даже не должен был заметить.
И вот в двух полетах вероятно что-то случилось с сигналом датчика. Программа решила, что нос самолета задирается, и начала это компенсировать – опускать его. Пилоты заметили, что компьютер самолета вдруг начал вести его прямо в землю. Они потащили штурвал на себя. Программа получила сигнал, что не справляется с (несуществующим) задиранием носа и еще сильнее выкрутила закрылки на снижение. Самолет нырнул еще глубже. Пилоты испугались – что бы они ни делали, компьютер упорно вел самолет в землю. Они уже в панике более 20 раз пытались выровнять курс, но программа оказалась сильнее – два самолета полные пассажиров разбились.

А недавно представители НАСА и компании Boeing опубликовали предварительные результаты расследования причин сбоев, из-за которых космический корабль Starliner CST-100 был вынужден прервать свой полет и возвратиться на Землю раньше назначенного времени во время выполнения первой тестовой миссии Orbital Flight Test (OFT). Объединенная следственная группа нашла столь серьезные ошибки в программном обеспечении космического корабля, что только своевременное вмешательства специалистов из наземного Центра управления спасло космический корабль от неминуемого крушения.
К чему я все этого: если раньше достаточно было проверить техническое состояние самолета, двигателей и т.п., то сейчас внутри напихано столько компьютерной техники, что реально ли проверить все возможные варианты действия таких компьютеризированных систем?
Так вот к вам вопрос. Если допустим летом этого года вы придете на посадку в аэропорт и обнаружите, что ваш рейс будет выполняться на Boeing 737 MAX вас это совсем не смутит?
|
</> |
