О том, что Китай
планирует расширять присутствие на Севморпути и рассматривает его
как потенциальную часть Нового шелкового пути, говорили впрямую не
раз, в том числе на уровне первых лиц. А не далее как в сентябре
председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных
представителей КНР Ли Чжаньшу на Восточном экономическом форуме
заметил, что по плану развития СМП Россия построит 12 новых портов,
и это привлечет еще больше китайских компаний. Для
КНР Северный морской путь привлекателен тем, что грузы в Европу
идут быстрее, чем через Суэцкий канал.
Севморпуть полностью контролируется Россией. Вывод перевозок
из-под такого контроля выгоден Европе, Турции, Казахстану, да и
самому Китаю, который, исходя даже из публичной риторики, готов с
Россией сотрудничать, но не сливаться в экстазе.
А мы уйдем на север!

Порты Владивостока и Находки готовится взять под крыло крупная госкорпорация. Речь идет о «Росатоме», едином операторе Северного морского пути. Приморские портовые мощности планируется переориентировать под генеральные грузы из Китая. Но чтобы что-нибудь поделить, сперва надо что-нибудь отобрать.
Чтобы подготовить пока еще частные портовые мощности Владивостока и Находки к приему контейнеров с китайскими грузами, предприятия должны быть так или иначе национализированы. Проще всего выдавить портовиков с арендуемых причалов. В СМИ региона уже началась «подготовительная кампания» — под видом аналитических материалов выходят тексты с общим посылом о том, что (цитата) «собственники терминалов, кто не хочет вкладываться в модернизацию или не выполняет условия аренды госимущества, могут лишиться доступа к причалам, а значит, останутся ни с чем. Тем более что на подходе новые проекты, которые неизбежно перетянут на себя значительную часть грузопотока».
Среди первых, кто попадет под удар, называют «Приморский завод» братьев Заварзиных, Андрея и Николая (занимается перевалкой угля; в бизнесе участвуют и другие их родственники), и Владивостокский морской рыбный порт, ВМРП, чуть больше половины акций которого — в руках структур, связанных с бывшим губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, чуть меньше половины — у гражданской жены и сестры нынешнего губернатора Олега Кожемяко (они купили свой пакет у бывшего владельца Дениса Сараны, против которого тогда громко и с обысками расследовалось, а сейчас затихло дело о контрабанде металла).
Причем
ВМРП «штормит» давно, и именно из-за причалов. Это вообще
довольно простой способ добиться остановки работы любого стивидора
— отобрать гидротехнические сооружения.
В 2021 году «Нацрыбресурсы» (эта федеральная структура как
раз занимается передачей в аренду причалов) потребовали у рыбного
порта расторгнуть договор аренды от 2017 года на причалы № 44‒45 и
вернуть их со всеми «неотделимыми улучшениями» — якобы из-за срыва
инвестиционного проекта по модернизации холодильников, складов и
перевалочных мощностей. (На предприятии же утверждают, что
холодильно-складской комплекс строился и даже сдан в эксплуатацию,
обязательства выполнялись.)
Судебные споры сопровождались, опять же, громкими
публикациями в СМИ и выходами в паблик, например, подконтрольной
Дарькину профсоюзной организации предприятия. В открытом письме
Владимиру Путину она обвиняла структуры, связанные с Кожемяко, в
попытках рейдерского захвата порта. Теперь понятно, что дело
несколько глубже, чем простой спор хозяйствующих субъектов. Суды
первой и второй инстанции поддержали «Нацрыбресурсы». Кассация,
наоборот, встала на сторону ВМРП, а Верховный суд буквально на днях
постановил, что порт и правда получил возможность извлекать
прибыль, не выполняя обязательства того самого инвестиционного
проекта по модернизации. Это еще не конец, в судах сейчас находится
ряд исков по причалам.
Если уж сам Сарана
продал свой актив, если уж Дарькин проигрывает в судах (и, по
данным источников, готов договариваться по этому предприятию), то
Заварзиных, бизнесменов по местным меркам заметных, но все же не
такого ранга, отодвинут еще быстрее. И примеры есть: в конце года
Мурманский морской рыбный порт национализировали — 100% акций
взыскано в доход государства. Якобы за отказ от модернизации…
Валерия Федоренко,
собкор «Новой»
Владивосток
|
</> |