А мы уйдем на север!

топ 100 блогов novayagazeta14.02.2023 Приморские порты готовят к национализации под китайские нужды.

Порты Владивостока и Находки готовится взять под крыло крупная госкорпорация. Речь идет о «Росатоме», едином операторе Северного морского пути. Приморские портовые мощности планируется переориентировать под генеральные грузы из Китая. Но чтобы что-нибудь поделить, сперва надо что-нибудь отобрать.

О том, что Китай планирует расширять присутствие на Севморпути и рассматривает его как потенциальную часть Нового шелкового пути, говорили впрямую не раз, в том числе на уровне первых лиц. А не далее как в сентябре председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Ли Чжаньшу на Восточном экономическом форуме заметил, что по плану развития СМП Россия построит 12 новых портов, и это привлечет еще больше китайских компаний. Для КНР Северный морской путь привлекателен тем, что грузы в Европу идут быстрее, чем через Суэцкий канал.

Севморпуть полностью контролируется Россией. Вывод перевозок из-под такого контроля выгоден Европе, Турции, Казахстану, да и самому Китаю, который, исходя даже из публичной риторики, готов с Россией сотрудничать, но не сливаться в экстазе.

Чтобы подготовить пока еще частные портовые мощности Владивостока и Находки к приему контейнеров с китайскими грузами, предприятия должны быть так или иначе национализированы. Проще всего выдавить портовиков с арендуемых причалов. В СМИ региона уже началась «подготовительная кампания» — под видом аналитических материалов выходят тексты с общим посылом о том, что (цитата) «собственники терминалов, кто не хочет вкладываться в модернизацию или не выполняет условия аренды госимущества, могут лишиться доступа к причалам, а значит, останутся ни с чем. Тем более что на подходе новые проекты, которые неизбежно перетянут на себя значительную часть грузопотока».

Сергей Дарькин. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Сергей Дарькин. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Среди первых, кто попадет под удар, называют «Приморский завод» братьев Заварзиных, Андрея и Николая (занимается перевалкой угля; в бизнесе участвуют и другие их родственники), и Владивостокский морской рыбный порт, ВМРП, чуть больше половины акций которого — в руках структур, связанных с бывшим губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, чуть меньше половины — у гражданской жены и сестры нынешнего губернатора Олега Кожемяко (они купили свой пакет у бывшего владельца Дениса Сараны, против которого тогда громко и с обысками расследовалось, а сейчас затихло дело о контрабанде металла).

Причем

ВМРП «штормит» давно, и именно из-за причалов. Это вообще довольно простой способ добиться остановки работы любого стивидора — отобрать гидротехнические сооружения.

В 2021 году «Нацрыбресурсы» (эта федеральная структура как раз занимается передачей в аренду причалов) потребовали у рыбного порта расторгнуть договор аренды от 2017 года на причалы № 44‒45 и вернуть их со всеми «неотделимыми улучшениями» — якобы из-за срыва инвестиционного проекта по модернизации холодильников, складов и перевалочных мощностей. (На предприятии же утверждают, что холодильно-складской комплекс строился и даже сдан в эксплуатацию, обязательства выполнялись.)

Судебные споры сопровождались, опять же, громкими публикациями в СМИ и выходами в паблик, например, подконтрольной Дарькину профсоюзной организации предприятия. В открытом письме Владимиру Путину она обвиняла структуры, связанные с Кожемяко, в попытках рейдерского захвата порта. Теперь понятно, что дело несколько глубже, чем простой спор хозяйствующих субъектов. Суды первой и второй инстанции поддержали «Нацрыбресурсы». Кассация, наоборот, встала на сторону ВМРП, а Верховный суд буквально на днях постановил, что порт и правда получил возможность извлекать прибыль, не выполняя обязательства того самого инвестиционного проекта по модернизации. Это еще не конец, в судах сейчас находится ряд исков по причалам.

Если уж сам Сарана продал свой актив, если уж Дарькин проигрывает в судах (и, по данным источников, готов договариваться по этому предприятию), то Заварзиных, бизнесменов по местным меркам заметных, но все же не такого ранга, отодвинут еще быстрее. И примеры есть: в конце года Мурманский морской рыбный порт национализировали — 100% акций взыскано в доход государства. Якобы за отказ от модернизации…

Валерия Федоренко,
собкор «Новой»

Владивосток

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Летом мы ездили на машине на юга (всё никак последнюю часть отчёта не соберусь дописать, кстати). У сынка в телефоне стояли две симкарты разных операторов - ну так, на всякий случай. Мегафоновскую симку он привык использовать для дешёвого пермского интернета, а под роуминг тариф заточен ...
Несколько раз я поднимал вопрос существования жд к Сибводпути на 3-й Островской. На мысль об ее существовании наталкивал странный пологий уклон улицы 3-я Енисейская вниз, к воротам Сибводпути, будто специально сделанный под норматив кривой для жд Однако карта 1960 года разрушала это ...
Сегодня воскресенье, 31 мая. Последний день этой странной весны, которой не было. Все, что касается нашей карантинной жизни: от технических до бытовых вопросов, и от физических до психологических, обсуждаем в этом посте. Спасибо всем, кто не пишет и не комментирует отдельные посты. ...
( Read more ... ...
Вчера с мужем после работы ехали по мосту. Стала собираться пробка. Видим, что никакой аварии нет, стоит одна машина с мигающей аварийкой, из которой вышел мужчина. Если на мосту затор, то пробка собирается очень быстро, и машины могут встать вплоть до центра, поэтому муж остановился и ...