Магия Гениса

топ 100 блогов novayagazeta12.02.2023 11 февраля исполнилось 70 лет известному писателю, культурологу, журналисту, многолетнему и любимому сотруднику «Новой газеты».

Петр Саруханов / «Новая газета»Магия Гениса
Петр Саруханов / «Новая газета»

Генис — это имя уже не только собственное, но и нарицательное: название определенного жанра, словесного жеста, бытия в культуре. Это призма для более яркого и рельефного восприятия реальности, которая под взглядом Гениса начинает играть, переливаться, словно с нее сдирается тусклая пленка, и являются во всем блеске переводные картинки, которые завораживали нас в детстве. Генис — мастер яркого видения мира, как будто брызжет на него живой водой: и трава становится зеленее, и небо голубее, а люди — причудливее и человечнее. Причуда — это еще не чудо, и Генис старательно избегает всего, что может походить на прямой прорыв в мир иной, потусторонний. Генис любит рутину — но такую, о которой можно рассказывать анекдоты.

В студенческой молодости он подрабатывал пожарным. И во время дежурства читал книги, которые мешками приносил в свое депо, пока его напарники играли в домино. Через год он затосковал от обилия книг, ему захотелось более избирательной и постной диеты. На выручку приходит тот самый пожар, борцы с которым предавались запою, в том числе книжному. «Книг бывает слишком много. От ненависти к ним меня спас очистительный огонь, поглотивший наш завод, когда я был в отпуске, а наряд — в отключке.» («Камасутра книжника. Уроки чтения»). Вот как много причуд в одном маленьком повороте судьбы!

Перефразируя Мандельштама, эссеистика Гениса — это клавишная прогулка по всему кругозору культуры. Вот одно предложение: «Доведя мягкую воду до белого ключа и заварив в китайском чайнике цейлонский утренний с высокогорной плантации,

я пью чай из столетней британской чашки зеленого фарфора с цитатой Бёрнса». В этой фразе — маленькая энциклопедия чайно-утренней культуры.

Александр Генис. Фото: соцсети

Александр Генис. Фото: соцсети

Генис, безусловно, магистр той игры, которая описана в его любимом романе «Игра в бисер». Предметом этой игры может стать любой знак, формула, символ, закономерность, миф, ритуал, прием — главное, найти тот резонанс, эхо, которое их озвучит. А с эхом у Гениса особо глубокие отношения, как и у Пушкина («Эхо»). «Эхо — продукт сотрудничества голоса с пейзажем, например — горным. В каньонах Юты я слышал, как эхо переговариваются друг с другом так долго, что начинает казаться, будто они обладают сознанием, волей…»

Такое раскатистое, многоступенчатое эхо звучит в прозе Гениса, прокатываясь по множеству культур, эпох, профессий, городов, возрастов. А также в его устной прозе как радио- и телеведущего: я многократно бывал и свидетелем, и участником этих диалогов с Генисом, где он выступает как мастер эхолокации, поддерживая чуткий резонанс с собеседником.

Генис называет чтение «магической процедурой» — но таково и его собственное письмо.

Генису близок магический реализм — не столько в латиноамериканском, народно-мифологическом, сколько в более аналитическом европейском изводе: Г. Гессе, М. Павич, В. Пелевин… Я бы определил метод Гениса как магический эссеизм, где сплавляются автобиография, исследование, художественная словесность, притча и анекдоты. Эссе абсолютно всеядно, гораздо более, чем роман, воспетый Бахтиным; оно живет скоростью своих перемещений из жанра в жанр, из одного понятийного ряда в другой. Когда-то все жанры — художественные, исторические, научные — были сплавлены в мифе и постепенно от него отпочковывались; но эссеистика заново соединяет эти ингредиенты, добавляя в них еще один, который в мифе отсутствовал, — авторскую личность с ее саморефлексией. Это и есть Генис как создатель современных авторских мифов. В каждом его эссе присутствует автопортрет, достаточно самоиронический, чтобы, говоря по-приговски, «не влипать», оставить свободу для смены ролей.

Ирония Гениса никогда не бывает уничижительной, она признает ценность предметов, даже рассматривая их на расстоянии. Это не столько ирония, сколько веселость — редкое качество у современных писателей. Какие бы они ни были — реалисты, фантасты, утописты или антиутописты, бытописатели, исторические романисты, — почти всех объединяет некая мрачность и даже мизантропия, для которой наш век, не меньше предыдущего, дает множество оснований. Генис выделяется своим жизнерадостным мироприятием, которое ничуть не мешает ему видеть все страхи и ужасы происходящего, но он ухитряется их заворожить словом (кстати, само это слово происходит от того же корня, что ворог, враг).

Да, жизнь — вещь печальная, но прожить ее надо весело — так я определил бы девиз Гениса.

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Почти каждая фраза у Гениса ударна, несет в себе завершающий смысловой акцент — и с первого слова готова стать афоризмом. Генисовское эссе — это десятки афоризмов, нанизанных на одну тему; их легко можно представить размещенными по вертикали, как в сборнике изречений. Вот как пишет Генис о греческом географе и историке Павсании:

«Грецию он застал в прекрасную пору: музеем она уже была, руинами — еще нет… Искусство, описанное Павсанием, сюжетно, как телевизионный сериал… Время нарубило мрамор в капусту. Что ни фриз, то свалка плоти. Каждый музей — как анатомический театр».

Между фразами почти нет объяснительных и выводных связей, но каждая дает законченный метафорический образ своей теме, общей для данного абзаца. Это мышление «в настоящем времени», без логически-временной растяжки между причиной и следствием, посылкой и выводом, прошлым и будущими.

Можно сопоставить движение мысли у Гениса с танцем. Если ходьба направлена к своей цели, то танец являет лишь формы целесообразности, в соответствии с кантовским определением искусства как целесообразности при отсутствии цели. Танец в принципе никуда не стремится и не имеет точки прибытия. В этом смысле предтеча Гениса — французский поэт и эссеист Поль Валери, который много писал о танце, уподобляя ему всю культуру. Мысль движется, что-то объясняет, доказывает — и вдруг в какой-то момент мы понимаем, что это жесты в кружении танца, который возвращается сам к себе, чтобы еще и еще раз демонстрировать все те же принципы мироздания: симметричность, периодичность, возвратность, грацию, саморефлексивность. Куда бы ни двигалась мысль Гениса, она в конечном счете переходит в танец, и прямые ходы нужны ей лишь для того, чтобы расширить свой круг, вовлечь в движение танца все эпохи, стили, искусства, науки.

Нет более насущной задачи для нашего времени, чем осознать самоценность разума как раз на пороге создания искусственного интеллекта, который возьмет на себя заботу о практических результатах мышления, о его технических приложениях — и оставит человеку хореографию мысли.

Для Гениса нет чересчур мелких или недостойных тем, поскольку в каждой частице культуры живет ее целое. Такова счастливая избыточность дара, который, как у Чехова в молодые годы, пробует себя во всем — и доказывает свое владение любой темой. Чехов показывал собеседнику произвольный предмет, например пепельницу, и обещал: завтра будет рассказ о ней, называется «Пепельница». Одна только «Американская азбука», едва ли не самая тонкая из книг Гениса, включает сорок два таких предмета, которые по мере накопления переходят в пуантилистскую, из точек-метафор, картину Америки. В этой готовности Гениса собирать свою мысль в дорогу из любой точки культурного пространства я вижу достоинство и навык интеллектуального солдата: он всегда в походе, в движении и берет на себя ответственность именно за те крохи и фрагменты существования, с которыми его сталкивает судьба. Это редкий дар интеллектуальной импровизации — вдохновляться произвольностью, непредсказуемостью своего предмета.

Если у Гениса и есть сверхидея, то это именно значимость незначительного. Отсюда его ориентация на восточную мудрость (orient, собственно, и значит Восток) — и прежде всего даосизм, который веселее индуизма, буддизма, конфуцианства, дзен-буддизма.

«Бытие и небытие создают друг друга. Трудное и легкое поддерживают друг друга. Длинное и короткое описывают друг друга. Высокое и низкое зависят друг от друга. До и после следуют друг за другом. Поэтому Мастер делает не делая и учит не уча».

Я цитирую здесь Лао-цзы в переводе самого Гениса, который много времени посвятил изучению китайской иероглифики с ее «фундаментальной неточностью».

Фото: Ирина Генис

Фото: Ирина Генис

Генис пишет о политике, религии, науке, кино, живописи, гастрономии, не притязая быть специалистом ни в одной из этих областей, ибо для него это прежде всего стилистические явления, знаки времени, типы мировоззрения. То, чем занимается Генис, — это, по сути, не культурология, а культуропластика. Культура представляет для Гениса некий сверхритуал, элементами которого являются и Рождество, и Хеллоуин, и День независимости. Как замечает Генис, «ритуал бескорыстен, ибо самодостаточен. Его цель — он сам». Например, цитата — это ритуал повторения слова, когда-то сказанного впервые. Гениса интересует светский ритуал, то есть такое оправдание жизни, которое ей совершенно имманентно.

Бессмысленно спрашивать, почему люди празднуют Новый год, поднимают бокалы и произносят тосты, — ответом на этот вопрос может быть лишь прекращение ритуала (как бессмысленного) или его продолжение, потому что он превыше смысла. Веселье — функция этого удвоения-усиления, функция интенсивности. Жизнь проживается и одновременно разыгрывается, но при этом не театрально, а ритуально — без показа на публику, без двоения на лицо и маску. Ритуал — это игра всерьез, здесь все участники не актеры, а действующие лица.

Обычно понятие ритуала связывают с религией, но Генис — едва ли не самый светский из известных мне писателей-современников. Его светскость лишена малейших признаков кощунства, непочтительности — всего того, что могло бы выдать какую-то тайную религиозную доктрину.

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Один из культурных героев Гениса — Юрий Лотман, который до последней минуты оставался человеком культуры и при этом — атеистом. Генис — пост(а)теист, он приемлет и чтит самые разные вероисповедания, но все они суть формы культуры, в которой помимо множества обрядов есть и обряд исполнения обрядов. Этот метаритуал и есть сама светская культура, максимально широкая, терпимая из всех возможных религий.

В России принято обсуждать каждое действие, как если бы оно совершалось впервые. Отсюда и проклятые вопросы: «что делать?», «кто виноват?» и «ты меня уважаешь?» — чуждые и восточным, и западным обществам, которые основаны либо на бессознательных, либо сознательных ритуалах. На ритуалах сакральных или профанных, религиозных или светских… Ритуал позволяет сберечь множество усилий, направленных на решение каждого отдельного казуса, — то, что постоянно отвлекает людей от основного дела, завихряясь склокой, скандалом, выяснением отношений или разговором по душам. В этом смысле западное общество гораздо более ритуально, разрабатывая самодействующие правила на все случаи жизни, и подавляющее большинство добровольно им следуют, что и составляет силу демократии. Тексты Гениса — попытка установить коды и пароли разных областей культуры, донести до сознания современников, в каком обряде они вольно или невольно участвуют, а тем самым и раздвинуть предельно широко сферу их сознательного бытия в культуре.

Михаил Эпштейн,

специально для «НО»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кто еще мог спроектировать и построить подземный переход, проигнорировав городские коммуникации? Только поклонники Варламова, отъявленного противника подземных переходов. Больше некому... PS  Чтобы обнародовать это видео, пришлось даже примериться к видеоблогерству и ...
Спижжу текст из фысбука жены. Никогда бы не подумала, что добрый и весьма снисходительный текст про Беларусь наберет сплошь негативные комментарии . Что удивительно, говном брызжут люди исключительно за то, что я похвалила - еду и низкие цены. То, что у них народ побирается, кидаясь ...
Сегодня с утра обещали снег, и я уже заготовила картинку, чтоб написать тематический пост, но снега до сих пор нет,  вместо него началась противная морось. Тем не менее присутствуют все признаки, сопровождающие прибытие снега, как то серое небо, специфический холодный воздух, да и ...
Один из ключевых торговых районов Мосула. До и после захвата Мосула Халифатом и американских "высокоточных" бомбардировок. А помните, как примерно год назад западные СМИ вопили по поводу "преступлений Асада в Алеппо". В данном случае, это не просто бомбежки, а кого-надо бомбежки. ...
Странно как-то - вроде отпуск, а радости нету. Вот вам унылый лук в ленту: ...