

Петр Саруханов / «Новая газета»
Генис — это имя уже не только
собственное, но и нарицательное: название определенного жанра,
словесного жеста, бытия в культуре. Это призма для более яркого и
рельефного восприятия реальности, которая под взглядом Гениса
начинает играть, переливаться, словно с нее сдирается тусклая
пленка, и являются во всем блеске переводные картинки, которые
завораживали нас в детстве. Генис — мастер яркого видения мира, как
будто брызжет на него живой водой: и трава становится зеленее, и
небо голубее, а люди — причудливее и человечнее. Причуда — это еще
не чудо, и Генис старательно избегает всего, что может походить на
прямой прорыв в мир иной, потусторонний. Генис любит рутину — но
такую, о которой можно рассказывать анекдоты.
В студенческой
молодости он подрабатывал пожарным. И во время дежурства читал
книги, которые мешками приносил в свое депо, пока его напарники
играли в домино. Через год он затосковал от обилия книг, ему
захотелось более избирательной и постной диеты. На выручку приходит
тот самый пожар, борцы с которым предавались запою, в том числе
книжному. «Книг бывает слишком много. От ненависти к ним меня спас
очистительный огонь, поглотивший наш завод, когда я был в отпуске,
а наряд — в отключке.» («Камасутра книжника. Уроки чтения»). Вот
как много причуд в одном маленьком повороте судьбы!
Перефразируя
Мандельштама, эссеистика Гениса — это клавишная прогулка по всему
кругозору культуры. Вот одно предложение: «Доведя мягкую воду до
белого ключа и заварив в китайском чайнике цейлонский утренний с
высокогорной плантации,
я пью чай из столетней британской чашки зеленого фарфора с
цитатой Бёрнса». В этой фразе — маленькая энциклопедия
чайно-утренней культуры.
Александр Генис. Фото: соцсети
Генис, безусловно,
магистр той игры, которая описана в его любимом романе «Игра в
бисер». Предметом этой игры может стать любой знак, формула,
символ, закономерность, миф, ритуал, прием — главное, найти тот
резонанс, эхо, которое их озвучит. А с эхом у Гениса особо глубокие
отношения, как и у Пушкина («Эхо»). «Эхо — продукт сотрудничества
голоса с пейзажем, например — горным. В каньонах Юты я слышал, как
эхо переговариваются друг с другом так долго, что начинает
казаться, будто они обладают сознанием, волей…»
Такое раскатистое, многоступенчатое эхо звучит в прозе
Гениса, прокатываясь по множеству культур, эпох, профессий,
городов, возрастов. А также в его устной прозе как радио- и
телеведущего: я многократно бывал и свидетелем, и участником этих
диалогов с Генисом, где он выступает как мастер эхолокации,
поддерживая чуткий резонанс с собеседником.
Генис называет чтение «магической процедурой» — но таково и
его собственное письмо.
Генису близок
магический реализм — не столько в латиноамериканском,
народно-мифологическом, сколько в более аналитическом европейском
изводе: Г. Гессе, М. Павич, В. Пелевин… Я бы определил метод Гениса
как магический эссеизм,
где сплавляются автобиография, исследование, художественная
словесность, притча и анекдоты. Эссе абсолютно всеядно, гораздо
более, чем роман, воспетый Бахтиным; оно живет скоростью своих
перемещений из жанра в жанр, из одного понятийного ряда в другой.
Когда-то все жанры — художественные, исторические, научные — были
сплавлены в мифе и постепенно от него отпочковывались; но
эссеистика заново соединяет эти ингредиенты, добавляя в них еще
один, который в мифе отсутствовал, — авторскую личность с ее
саморефлексией. Это и есть Генис как создатель современных
авторских мифов. В каждом его эссе присутствует автопортрет,
достаточно самоиронический, чтобы, говоря по-приговски, «не
влипать», оставить свободу для смены ролей.
Ирония Гениса никогда не бывает уничижительной, она признает
ценность предметов, даже рассматривая их на расстоянии. Это не
столько ирония, сколько веселость — редкое качество у современных
писателей. Какие бы они ни были — реалисты, фантасты, утописты или
антиутописты, бытописатели, исторические романисты, — почти всех
объединяет некая мрачность и даже мизантропия, для которой наш век,
не меньше предыдущего, дает множество оснований. Генис выделяется
своим жизнерадостным мироприятием, которое ничуть не мешает ему
видеть все страхи и ужасы происходящего, но он ухитряется их
заворожить
словом (кстати, само это слово происходит от того же корня,
что ворог,
враг).
Да, жизнь — вещь печальная, но прожить ее надо весело — так я
определил бы девиз Гениса.
Фото: соцсети
Почти каждая фраза
у Гениса ударна, несет в себе завершающий смысловой акцент — и с
первого слова готова стать афоризмом. Генисовское эссе — это
десятки афоризмов, нанизанных на одну тему; их легко можно
представить размещенными по вертикали, как в сборнике изречений.
Вот как пишет Генис о греческом географе и историке Павсании:
«Грецию он застал в
прекрасную пору: музеем она уже была, руинами — еще нет… Искусство,
описанное Павсанием, сюжетно, как телевизионный сериал… Время
нарубило мрамор в капусту. Что ни фриз, то свалка плоти. Каждый
музей — как анатомический театр».
Между фразами почти нет объяснительных и выводных связей, но
каждая дает законченный метафорический образ своей теме, общей для
данного абзаца. Это мышление «в настоящем времени», без
логически-временной растяжки между причиной и следствием, посылкой
и выводом, прошлым и будущими.
Можно сопоставить движение мысли у Гениса с танцем. Если
ходьба направлена к своей цели, то танец являет лишь формы
целесообразности, в соответствии с кантовским определением
искусства как целесообразности
при отсутствии цели. Танец в принципе никуда не
стремится и не имеет точки прибытия. В этом смысле предтеча Гениса
— французский поэт и эссеист Поль Валери, который много писал о
танце, уподобляя ему всю культуру. Мысль движется, что-то
объясняет, доказывает — и вдруг в какой-то момент мы понимаем, что
это жесты в кружении танца, который возвращается сам к себе, чтобы
еще и еще раз демонстрировать все те же принципы мироздания:
симметричность, периодичность, возвратность, грацию,
саморефлексивность. Куда бы ни двигалась мысль Гениса, она в
конечном счете переходит в танец, и прямые ходы нужны ей лишь для
того, чтобы расширить свой круг, вовлечь в движение танца все
эпохи, стили, искусства, науки.
Нет более насущной задачи для нашего времени, чем осознать
самоценность разума как раз на пороге создания искусственного
интеллекта, который возьмет на себя заботу о практических
результатах мышления, о его технических приложениях — и оставит
человеку хореографию мысли.
Для Гениса нет
чересчур мелких или недостойных тем, поскольку в каждой частице
культуры живет ее целое. Такова счастливая избыточность дара,
который, как у Чехова в молодые годы, пробует себя во всем — и
доказывает свое владение любой темой. Чехов показывал собеседнику
произвольный предмет, например пепельницу, и обещал: завтра будет
рассказ о ней, называется «Пепельница». Одна только «Американская
азбука», едва ли не самая тонкая из книг Гениса, включает сорок два
таких предмета, которые по мере накопления переходят в
пуантилистскую, из точек-метафор, картину Америки. В этой
готовности Гениса собирать свою мысль в дорогу из любой точки
культурного пространства я вижу достоинство и навык
интеллектуального солдата: он всегда в походе, в движении и берет
на себя ответственность именно за те крохи и фрагменты
существования, с которыми его сталкивает судьба. Это редкий дар
интеллектуальной импровизации — вдохновляться произвольностью,
непредсказуемостью своего предмета.
Если у Гениса и
есть сверхидея, то это именно значимость незначительного. Отсюда
его ориентация на восточную мудрость (orient, собственно, и значит
Восток) — и прежде всего даосизм, который веселее индуизма,
буддизма, конфуцианства, дзен-буддизма.
«Бытие и небытие
создают друг друга. Трудное и легкое поддерживают друг друга.
Длинное и короткое описывают друг друга. Высокое и низкое зависят
друг от друга. До и после следуют друг за другом. Поэтому Мастер
делает не делая и учит не уча».
Я цитирую здесь
Лао-цзы в переводе самого Гениса, который много времени посвятил
изучению китайской иероглифики с ее «фундаментальной
неточностью».
Фото: Ирина Генис
Генис пишет о
политике, религии, науке, кино, живописи, гастрономии, не притязая
быть специалистом ни в одной из этих областей, ибо для него это
прежде всего стилистические явления, знаки времени, типы
мировоззрения. То, чем занимается Генис, — это, по сути, не
культурология, а культуропластика. Культура
представляет для Гениса некий сверхритуал, элементами которого
являются и Рождество, и Хеллоуин, и День независимости. Как
замечает Генис, «ритуал бескорыстен, ибо самодостаточен. Его цель —
он сам». Например, цитата — это ритуал повторения слова, когда-то
сказанного впервые. Гениса интересует светский ритуал, то есть
такое оправдание жизни, которое ей совершенно имманентно.
Бессмысленно спрашивать, почему люди празднуют Новый год, поднимают
бокалы и произносят тосты, — ответом на этот вопрос может быть лишь
прекращение ритуала (как бессмысленного) или его продолжение,
потому что он превыше смысла. Веселье — функция этого
удвоения-усиления, функция интенсивности. Жизнь проживается и
одновременно разыгрывается, но при этом не театрально, а ритуально
— без показа на публику, без двоения на лицо и маску. Ритуал — это
игра всерьез, здесь все участники не актеры, а действующие
лица.
Обычно понятие ритуала связывают с религией, но Генис — едва
ли не самый светский из известных мне писателей-современников. Его
светскость лишена малейших признаков кощунства, непочтительности —
всего того, что могло бы выдать какую-то тайную религиозную
доктрину.
Фото: соцсети
Один из культурных
героев Гениса — Юрий Лотман, который до последней минуты оставался
человеком культуры и при этом — атеистом. Генис — пост(а)теист, он приемлет и чтит
самые разные вероисповедания, но все они суть формы культуры, в
которой помимо множества обрядов есть и обряд исполнения обрядов. Этот
метаритуал и есть сама
светская культура, максимально широкая, терпимая из всех возможных
религий.
В России принято
обсуждать каждое действие, как если бы оно совершалось впервые.
Отсюда и проклятые вопросы: «что делать?», «кто виноват?» и «ты
меня уважаешь?» — чуждые и восточным, и западным обществам, которые
основаны либо на бессознательных, либо сознательных ритуалах. На
ритуалах сакральных или профанных, религиозных или светских… Ритуал
позволяет сберечь множество усилий, направленных на решение каждого
отдельного казуса, — то, что постоянно отвлекает людей от основного
дела, завихряясь склокой, скандалом, выяснением отношений или
разговором по душам. В этом смысле западное общество гораздо более
ритуально, разрабатывая самодействующие правила на все случаи
жизни, и подавляющее большинство добровольно им следуют, что и
составляет силу демократии. Тексты Гениса — попытка установить коды
и пароли разных областей культуры, донести до сознания
современников, в каком обряде они вольно или невольно участвуют, а
тем самым и раздвинуть предельно широко сферу их сознательного
бытия в культуре.
Михаил Эпштейн,