А БЫЛ ЛИ СИРАНО?
nikonova_alina — 24.05.2023Часть 3. 15 пропущенных лет: 1641-45
Естественно, речь сейчас пойдет о значительном периоде, которому Эдмон Ростан не уделил в своей пьесе совершенно никакого внимания. А между тем, именно в эти годы Сирано де Бержерак состоялся как самостоятельный писатель и философ с весьма оригинальными взглядами, во многом опередившими свое время, он участвовал в политических событиях фронды, кроме того, получила продолжение и странная история его отношений с музыкантом д`Асусси. В общем, совершенно нельзя сказать, что эти годы, между прочим, расцвет жизни любого человека, от 21 до 36 лет, он исключительно пребывал в депрессивном или по крайней мере меланхолическом состоянии, оплакивая свой несостоявшийся роман с Роксаной, гибель Кристиана, то есть Кристофа де Невиллетт и свои творческие неудачи вкупе с загубленной жизнью.
По возвращении из Арраса и, вероятно, едва оправившись от ранения, Сирано возвращается в Колледж де Лизье, где продолжает свою учебу. Ле Бре писал что причиной его ухода из армии были «…неудобства, которые он претерпел во время этих двух осад, и те, которые причинили ему две серьезные раны, частые бои, которые заставляли его более сотни раз ощущать себя вторым…, малая надежда на то, что с ним будут считаться, из-за отсутствия покровителя, которому его совершенно свободный гений делал его неспособным подчиняться, и, наконец, большая любовь, которую он имел к учебе...»
По сути, все дело было в том, что он осознал, что в армии ему карьеры не сделать, и перспектив никаких нет за исключением возможности героически погибнуть.
Существует несколько документов, которые с осени 1641 года обозначают его официальный статус студента, обучающегося философии. Живет он, согласно все тем же документам, в доме своих родителей в предместье Сен-Жак, а за его обучение платит его мать (или же оплата идет из ее личных средств). Самым популярным курсом в колледже был цикл лекций философа Гассенди, и по воспоминаниям Ле Бре, Сирано пришлось приложить немало усилий (вплоть до использования шпаги), чтобы туда записаться.
Кстати, о шпаге. Судя по всему, недолгая служба в армии не дала Сирано удовлетворительного уровня в обращении с этим оружием. И на то время он все же на был таким блестящим фехтовальщиком, каким ему хотелось быть. Поэтому по возвращении в Париж он одновременно с поступлением в колледж нанимает себе учителя, некоего Пьера Муссара по прозвищу Ла Перш, который за два года обещает обучить его всем премудростям боя на шпагах за весьма приличную сумму в 240 луидоров.
Любопытно, что параллельно с занятиями фехтованием, Сирано начинает заниматься еще и танцами у танцмейстера Давида Дюпрона, который держал зал для занятий недалеко от дома родителей Сирано. Оплата за уроки танцев также составила 240 луидоров за курс.
Судя по всему, Сирано твердо решил стать светским человеком, и, здраво проанализировав свои активы, решил восполнить пробелы в образовании. Впрочем, фехтование было необходимо и по другой причине: Сирано был отчаянным бретером, и хватался за шпагу при любом мало-мальски подходящем поводе, а техники ему явно не хватало.
Примерно в то же время, то есть в 1641 году, Сирано познакомился с юношей по имени Клод-Эммануэль Люилье по прозвищу Шапель (по месту его рождения в Ла-Шапель-Сен-Дени), в будущем известным литератором. Возможно, шестнадцатилетний Шапель также, как и Сирано учился в Коллеж де Лизье. И здесь опять всплывает зловещее имя Шарля Куапо д`Ассуси, с который после возвращения в Париж Сирано, видимо, возобновил дружбу. По опять-таки его довольно невнятным воспоминаниям, изложэенным эзоповским языком, современные исследователи конструируют прямо-таки драматический сюжет о том, как Сирано влюбился в Шапеля, потом познакомил его с д`Ассуси, который соблазнил Шапеля и увел его у Сирано. В общем, никакой нормальной любви к кузине, а сплошные извращенные страсти.
Фактами здесь является то, что семейство Шапеля состояло в дружбе с Пьером Гассенди, и, возможно, что Сирано вообще начал общаться с юношей для того, чтобы пробиться на популярные лекции этого философа. И второе – именно через Шапеля де Бержерак скорее всего познакомился с Мольером, поскольку Шапель и Мольер знали друг друга с детства.
Постепенно вокруг Сирано складывается круг близких ему друзей (и происходит это как раз в то время, когда по представлению Ростана, он в одиночестве бродит по Парижу, страдая от своих комплексов, неразделенной любви и непризнания окружающими). В его окружении, нгапример, известный литератор и историк Жан Руайе де Прад и писатель Франсуа Л'Эрмит дю Сольер, более известный как Тристан Л'Эрмит.
Следующий документ, относящийся к биографии Сирано, - это расписка в признании долга хирургу-парикмахеру по имени Эли Пигу, датированная 1 апреля 1645 года:
«…[Сирано] признал что он… должен достопочтенному человеку Эли Пигу, главному хирургу-парикмахеру в Париже, сумму в четыреста луидоров за то, что тот лечил, перевязывал и вылечил тайную болезнь, и для этой цели приютил, кормил и снабдил всем, что было необходимо...»
Этот хирург, как указано в тексте, вылечил Сирано от какой-то «тайной болезни», о природе которой его биографы спорят до настоящего времени. Основных версий на этот счет три:
— это были последствия одного или обоих ранений, которые Сирано получил, участвуя в военных действиях;
— это была свежая рана от дуэли, которую нельзя было афишировать (потому и тайная болезнь);
— и, наконец, это была вообще не рана, а сифилис.
В пользу дуэли говорит тот факт, что как раз в 1645 году группа молодых дворян, в том числе два близких друга Сирано, Жан Руайе де Прад и Пьер Ожье де Кавойе, поссорились с какой-то компанией горожан. Итогом этой разборки стала массовая дуэль в центре Парижа, в которой двое участников были убиты, двое арестованы, а остальным удалось скрыться. Сирано также вполне мог были участником этой истории, а поскольку дуэлянтам грозила смертная казнь, то не удивительно, что те, кто получил ранения, предпочли лечиться тайно.
В том же 1645 году де Бержерак опубликовал свое первое большое произведение – пьесу «Проученный педант». На самом деле это произведение не датировано, но в нем упоминается о женитьбе короля Польши Владислава IV Ваза на принцессе Луизе-Марии де Гонзага, случившейся 6 ноября 1645 года.
Продолжение следует…