ЛУИ КАРАВАКК. ПОРТРЕТЫ ДЕТЕЙ ПЕТРА ПЕРВОГО


Трудно даже предположить, чего ожидал никому неизвестный гасконец из Марселя Луи Каравакк, когда в 1716 году отправлялся в неведомую ему варварскую Россию, подписав контракт на три года. Вероятно, он прекрасно осознавал, что для него, художника с весьма скромным талантом и не особенно выдающейся профессиональной подготовкой, это будет единственный шанс добиться чего-то большего, а не расписывать всю оставшуюся жизнь корабли, как это делали несколько поколений его предков. В России он должен был писать по заказу императора и частных лиц «исторические картины, портреты, леса, деревни, цветы и зверей в большом, малом и миниатюрном виде» а также заниматься обучением молодых художников.
Неизвестно, понравилось ли ему в России или нет, но он задержался здесь почти на сорок лет, до самой своей смерти в 1754 году, имел дом в центре Петербурга рядом с Меньшиковским дворцом, нажил приличное состояние и пользовался благоволением целых шести русских императоров и императриц, умевших, при всех издержках, ценить крепких профессионалов, которые честно делали свою работу и не лезли в политические и придворные интриги.
С житейской точки зрения жизнь Луи Каравакка вполне удалась. Но вот как художник он пережил достаточно странную трансформацию. Он приехал в Россию как типичный представитель стиля Регентства, предшествующего стилю рококо, и постепенно вытесняющего помпезный и экспрессивный стиль барокко, а точнее барочного классицизма, господствовавшего во Франции до начала 18 века. Для стиля Регентства уже характерны лёгкость и интимность, соединение серьёзного и шутливого, показной строгости и фривольности, античных мотивов и откровенной эротики. В России же в начале 18 века (также как и всегда) изящество и изысканность в сочетании с утончённой иронией востребованы не были. Каравакк быстро перестроился и вернулся к художественному языку стиля барокко, более понятному и востребованному на его новой родине.
Но ещё до того, как полностью стать барочным художником, Каравакк выполнил несколько почти рокайльных портретов детей из императорской семьи. Это портреты царевен Елизаветы Петровны и Анны Петровны в пасторальные костюмах, царевны Елизаветы Петровны в виде Флоры, царевича Петра Петровича в виде Купидона и детей царевича Алексея Петровича Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы. Эти работы были выполнены в период с 1716 по 1722 г. с полного одобрения императора Петра Первого.

Первые портреты серии – Елизаветы Петровны и Петра Петровича являются и самыми смелыми, поскольку царские дети представлены на них обнаженными. Трудно сказать, какой из портретов был выполнен раньше, поскольку работы не были датированы изначально, и их историю исследователи восстанавливали гораздо позднее на основе косвенных документальных свидетельств. Но вполне возможно, что первым был все же написан портрет царевича Петра Петровича, любимого сына императора и его наследника. Из письма Александра Меньшикова к Петру Первому известно, что портрет царевича Петра Петровича в виде Купидона был исполнен в 1716 году: «Посылаю к Вашему Величеству угодный Вам презент… персону дражайшего Вашего Купида».
На портрете на достаточно условном фоне в виде голубого неба, покрытого темными тучами, и холмистого пейзажа, строго анфас изображен маленький мальчик, почти младенец. Его тело обвито полупрозрачной драпировкой, стыдливо скрывающий его гениталии. В левой руке он держит лук, а правой натягивает условную (поскольку зритель не может ее разглядеть) тетиву. Этот атрибут и определяет персонажа как Купидона. Однако остальные детали на портрете указывают на царевича как на наследника императорского престола. Красная бархатная подушка, на которую Петр Петрович опирается ногой, напоминает подушку трона, слева рядом с ним находится императорская корона и синяя орденская лента с орденом Андрея Первозванного. Над головой царевича изображено некое «сияние», которое может повторять подобные изображения «солнца» над головами царственных особ которые встречаются во французском искусстве. Также вполне вероятно, что художник, который по приезде в Россию мог увидеть русские иконы, использовал мотив, сходный с иконописным, и поместил над головой юного царевича изображение серафима или Спаса Эммануила в божественном сиянии.

Трудно сказать, удалось ли Луи Каравакку хоть в какой-то мере передать портретные черты царевича. У ребёнка на портрете светлые волосы (Петр Первый был темноволос, также как и его вторая жена), довольно характерные очертания крупного носа, большие карие глаза. Но стоит иметь в виду, что царевичу в момент написания портрета было всего около года, и не факт, что художник вообще его видел, а тем более, что он писал его с натуры. Картина представляется очень наивной, почти ученической работой, настолько неестественной кажется поза ребенка, и вообще вся композиция в целом. О каком бы то ни было системном колористическом решении вообще говорить не приходится. Однако, судя по всему, портрет очень понравился и самому императору, и его окружению. А потому тотчас последовал и следующий заказ на портрет юной царевны Елизаветы Петровны.

Если представление наследника русского престола в виде Купидона ещё можно оправдать младенческим возрастом модели и специфическим чувством юмора его отца, то изображение на следующем портрете серии обнаженной восьмилетней девочки-царевны кажется уже демонстрацией какой-то чрезмерной раскрепощенности и вольности русских нравов петровской эпохи.
Исследователи выдвигают две версии причин создания именно такого портрета. Предполагается, что он должен был демонстрировать европейскую свободу мышления императора, допустившего подобное изображение дочери (доступное, впрочем, лишь для семьи, узкого круга приближённых Петра и некоторых дипломатов). Возможно, что император, будучи великим реформатором русской жизни, пребывал в убеждении, что подобное искусство способствует приучению русской публики к требованиям и вкусам Европы. Возможно также и то, что написание этого портрета было связано с планами Петра выдать свою дочь Елизавету за её ровесника, короля Франции Людовика XV. В таком случае портрет мог предназначаться для отправки в Париж будущему жениху. Существует даже официальное документальное свидетельство этих планов в тексте письма французского посланника Анри Лави из России от 25 июля 1719 года:
«…Царь рассчитывает заключить с королём союз и убедить со временем Его Величество принять в супружество принцессу, его младшую дочь, очень красивую и хорошо сложенную особу; её можно бы даже назвать красавицей, если бы не рыжеватый цвет волос, что, впрочем, может, измениться с годами, она умна, очень добра и великодушна…»
Итак, Луи Каравакк по заказу императора пишет портрет, на котором будущая русская императрица Елизавета Петровна изображена обнажённой, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии, символизирующей ее принадлежность к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента. Фон составляет нейтральная коричневая драпировка с правой стороны. Почему-то традиционно принято утверждать что Елизавета представлена в виде Флоры. Однако в иконографии античной богини плодородия подобных типов ее изображения не существует. Флора как правило бывает представлена одетой в тунику, реже частично обнаженной, в её руках обычно цветы, которые она разбрасывает над землёй, или корзина с цветами. Единственное что может намекать на образ Флоры в портрете царевны Елизаветы, это довольно скромные цветы в её волосах. Вообще, как мне кажется, Елизавета гораздо больше напоминает Венеру, нежели Флору.


Итак, на портрете представлена обнажённая маленькая девочка, которая непринуждённо возлежит на горностаевой мантии, легко облокотившись на левую ручку и шаловливо согнув левую ножку. Её милое личико выражает лукавство и игривость, а её ещё несформировавшееся тело, расположенное на фоне пышных драпировок, воспринимается как необычайно трогательное и хрупкое. Несколько восковой и безжизненный общий тон картины объясняется, скорее всего, потемнением покрывающего картину старого лака.
По сути, ничего пошлого или провокационного в этой картине нет. Несмотря на определенную условность в изображении детского тела (а художник, разумеется не мог писать царевну с натуры в таком виде), портрет получился довольно убедительным. Елизавета показана не как маленькая женщина, а действительно, как ребенок, маленькая принцесса, забавляющаяся с серьезными, взрослыми вещами, атрибутами власти своего отца.
Каравакк достаточно точно следует традиции своей эпохи согласно которой детей было принято изображать как взрослых, но при этом ему парадоксальным образом удаётся передать лукавый и шаловливый характер девочки, ее положение любимицы грозного отца в большой императорской семье.
Разумеется, Пётр Первый понимал, что такой портрет является провокацией для русского ещё весьма консервативного общества и кощунством в глазах церкви. Поэтому даже в личных покоях императора, где он находился, его прикрывали занавеской от посторонних глаз, и показывали только близким друзьям семьи.

В том же 1717 году Луи Каравакк исполнил, пожалуй, самый известный и самый симпатичный портрет серии, представляющей детей Петра Первого. Это парный портрет дочерей императора царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны девяти и восьми лет от роду соответственно. Иногда утверждается что обе девочки одеты в костюмы Флоры, однако, скорее всего, это просто пасторальные костюмы, и царевны, наряженные пастушками или пейзанками, разыгрывают некую забавную театральную сценку.
Елизавета, блондинка с сияющими голубыми глазами, кокетливо смотрит на зрителя. Её миловидное личико озаряется задорной улыбкой, от которой в уголках губ образовались очаровательные ямочки. Одной рукой она облокотилась на спинку скамьи, а в другой грациозно держит букетик цветов, подняв его над головой сестры и словно демонстрируя невидимой публике. Её темноволосая старшая сестра Анна умиленно смотрит на Елизавету. Она держит в руке корзиночку, наполненную цветами. Сверкающие на фоне синего неба и зелени деревьев парка перламутровая кожа девочек и их изысканные модные наряды с глубокими декольте, подчёркнуто утонченные жесты героинь, развевающиеся воздушные шарфы, яркие цветы, - всё это превращает портрет в нарядное праздничное зрелище.
Здесь уже можно говорить и о том, что художник смог передать и особенности черт лица своих героинь, и даже некоторые свойства характера девочек, показав Елизавету шаловливой и кокетливой, а Анну серьезной и даже почти по-взрослому ответственной за младшую сестру (впрочем, она была старше Елизаветы всего на год).

Второй парный портрет этой серии, написанный в 1722 году, представляет уже не детей, а внуков Петра Первого. На нём изображены дети царевича Алексея, семилетний царевич Пётр Алексеевич, будущий император Петр II, и его старшая сестра, восьмилетняя царевна Наталья Алексеевна.
Петр представлен в образе Аполлона, а Наталья представляет Диану. Портрет выполнен значительно более профессионально, однако в нем нет той непосредственности и какой-то слегка наивной нежности, которая чувствуется в отношении художника к моделям в предыдущих работах. К тому же Каравакк, явно поднаторевший в искусстве приукрашивать портретируемых, очевидно польстил своим юным героям, особенно девочке. По воспоминаниям современников царевна Наталья Алексеевна была дурна собой, хотя и отличалась добрым нравом, благочестием и образованностью. На портрете же она выглядит вполне миловидной, так же, как и ее брат. Но при этом психологическая трактовка образов героев полностью отсутствует, хотя в предыдущем портрете Каравакк всё-таки пытался передать характер своих героинь.
Но главное, что отличает этот портрет от предыдущих, это очевидная смена художественного направления. Портрет Елизаветы Петровны и Анны Петровны ещё можно считать рокайльным, а портрет Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны с его пышным и тяжеловесным декором однозначно уже вернулся к барочной традиции и гораздо более походит на работы Ван Дейка, нежели на портреты французских мастеров начала XVIII века.

P.S. Царевна Наталья Алексеевна умерла в возрасте 14 лет предположительно от чахотки, её брат скончался через год в том же возрасте от оспы, уже будучи императором. Царевна Анна Петровна была выдана замуж за принца Карла Фридрих Гольштейн-Готторпского, умерла в возрасте 28 лет, родив будущего императора Петра III, возможно от послеродовой горячки, либо от пневмонии. Петр Петрович, первый сын Петра и Екатерины,названный в честь отца, считался официальным наследником престола с 1718 года (смерти Алексея Петровича) до своей кончины. Он прожил 3 года и 5 месяцев. Елизавета Петровна взошла на престол 25 ноября (6 декабря) 1741 года и правила по 25 декабря 1761 (5 января 1762), прямых наследников не оставила. Скончалась в возрасте 52 лет.