7 симфония

Начал смотреть сериал. Думал что опять испортят сериал репрессивно - гулаговским налётом. Пока нет (половину уже посмотрел). Даже главный представитель власти в фильме, который собирает оркестр (и арестовавший жену дерижёра Элиасберга Надежду) лейтенант НКВД Серёгин (Алексей Кравченко) сугубо положительный, потерявший на своих глазах семью офицер, рвущийся на фронт. (Правда что-то не могу вспомнить такого звания, были лейтенанты милиции, но у милиции была другая форма, одет лейтенант в форму лейтенанта Госбезопасности, соответствовавшего тогда воинскому званию капитан РККА).
Надо сказать актёры играют хорошо. Что-то мне подсказывает, что сценарий специально обострён (хотя думаю, что в реальности всё было куда круче, но так уж сейчас получается, не представляя подробностей как это было тогда сценаристы придумывают специальные сценарные зигзаги, для драматичности и смотрабельности). Тем не менее показать, что в нечеловеческих условиях БЛОКАДЫ, большинство людей оставалось людьми и не просто людьми, а советскими людьми, коллективистами, интернационалистами, способными положить живот за други своя, удалось. Очевидно, что ни в одной другой стране не стали бы собирать из полуголодных и полуживых музыкантов оркестр и исполнять в блокадном городе 1942 года сложнейшую 7 симфонию Шостаковича только для того чтобы поддержать моральный дух горожан и войск оборонявших город. Но это были другие люди, это были советские люди. Прекрасно играет Карла Ильича Элиасберга Алексей Геннадьевич Гуськов, но конечно посмотрел реального К.И. -- Гуськову 63 года, реальному К.И. на момент исторического концерта 9.8.1942 было 35 лет. Как мало это по нынешним понятиям (35 лет сегодняшняя граница молодости) и как много это по тем временам, человек уже полностью сформирован и состоялся как личность. И удачно даже то, что его играет Гуськов, которому много больше. Люди были настолько изнурены, что они видимо так и выглядели.
Думаю, что оркестр собирал не один лейтенант, а наверное поручение дали всему городскому отделу внутренних дел, но сути это конечно не меняет. Представить так как это было в реальности мы всё равно не сможем. Сейчас немногие уже оставшиеся блокадники конечно рассказывают как это было, но сегодняшние люди всё равно до конца этого не понимают. Да ладно бы не понимали, умудряются, как Марк Солонин, ещё и исгадить память тех людей. Поневоле Лермонтова вспомнишь. Да, были люди в наше время... и Богатыри не вы!
(По Солонину, он так в этот момент напоминает мне ковидоскептиков, что дрожь охватывает. Тем дай испытания вакцины завтра, а Солонин проблемы со снабжением города продовольствием и эвакуации не видит, хотя очевидно, что ни ковидоскептики борьбы ни с одной эпидемией не вели, ни Солонин не организовывал никогда ни одного материально технического снабжения (даже в мирных условиях)) И что совершенно не обдумывается, это изучение опыта выживания людей в Блокаду и использование этого опыта для борьбы с пандемией.
Интересно, что наши известные актёры, которые считаются как бы уже не советского калибра, играя реальных героев сразу стали восприниматься куда сильнее (не сдесь ли закопана сильнейшая режиссура и сила игры советского кино, было кого и что играть). Совершенно неожиданно прекрасно играет Ольгу Фёдоровну Берггольц Виктория Толстаганова, и прекрасно играет парторга Лидия Вележева. И по крайней мере в фильме хорошо показаны и советские и партийные органы. Алексей Кравченко просто бесподобно играет лейтенанта Серёгина (его образ неизбежно перекликается с образом подростка из ИДИ и СМОТРИ, так перекликается, что почти через 40 лет вспоминаются сцены из того фильма). Посмотрим. Конечно и за оствшуюся половину можно фильм испортить, но пока не испорчен. Насколько сейчас можно было снять добротно и правдиво (что абсолютно правдиво не получится это очевидно, достаточно посмотреть кинохронику Блокады и рисунки художников Блокадников, можно ещё и почитать ДНЕВНЫЕ ЗВЁЗДЫ Берггольц и это становится совершенно очевидно) сняли. Посмотрим, не испортят ли ближе к концу...
|
</> |