5 неожиданных страшных книг: ведьма с лепешками, зловещие близнецы и недолюди

топ 100 блогов bookmatejournal13.10.2021

Эти истории вас точно испугают

Иллюстрация с обложки книги Антония Погорельского «Лафертовская маковница»
Иллюстрация с обложки книги Антония Погорельского «Лафертовская маковница»

Собрали для вас пять произведений русской литературы, предлагающих неожиданный взгляд на то, что может пугать и тревожить — без привычных вампиров, пришельцев и мертвецов.

Антоний Погорельский. «Лафертовская маковница»

Один из талантливейших русских новеллистов Антоний Погорельский практически забыт современным читателем. Для кого-то он так и остался дядей Алексея Толстого и автором культовой сказки «Черная курица, или Подземные жители». Однако если внимательно изучить наследие Погорельского, то можно обнаружить с десяток малоизвестных шедевров. Начав публиковаться в пору всеобщего увлечения так называемым гофманианством, он, как и многие писатели того времени, тоже оглядывался на Гофмана и его сказки.

Но Погорельский выделялся на общем фоне умением переплавлять сюжеты, далекие от русских реалий, в только нам понятный контекст — лубка, крестьянского предания, венециановских пейзажей и прочего. Первым успешным творением Погорельского стала небольшая повесть-быличка «Лафертовская маковница», опубликованная в 1825 году.

5 неожиданных страшных книг: ведьма с лепешками, зловещие близнецы и недолюди
«Маша ясно увидела, как подле колодца стояла покойная бабушка и манила ее к себе рукою... За нею на задних лапах сидел черный кот, и оба глаза его в густом мраке светились как огни» Антоний Погорельский «Лафертовская маковница»
«Маша ясно увидела, как подле колодца стояла покойная бабушка и манила ее к себе рукою... За нею на задних лапах сидел черный кот, и оба глаза его в густом мраке светились как огни» Антоний Погорельский «Лафертовская маковница»

Завязка проста: у Проломной заставы, что в Лафертовской (ныне — Лефортовской) части Москвы, живет старушка, торгующая маковыми лепешками. Правда, ее скромное ремесло не более чем прикрытие: на самом деле маковница — ведьма, общающаяся с духами и нечистой силой. Зная об этом, соседи стараются вести себя с ней осторожно, чтобы не навлечь проклятие. Но один излишне благородный почтальон, Онуфрич, решается все-таки поговорить с маковницей о ее тайне и просит перестать колдовать. Это приводит старуху в бешенство. Начинается череда тайных проклятий: семейство Онуфрича преследуют невзгоды, разрешить которые может только наложившая их ведунья.

Непритязательный сюжет вырастает в полноценный мистический триллер с богатым антуражем и увлекательным слогом. Тема возмездия, принципиально важная для русской готической истории («Страшная месть» Гоголя, «Пиковая дама» Пушкина), подана здесь под необычным ракурсом: противостояние обычных людей и тайных сил вызывает смех так же сильно, как и тревожит. Сам Пушкин, прочитавший повесть в год выхода, отозвался на нее восторженным письмом к брату:

«Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину».

Алексей Ремизов. «Крестовые сестры»

Забвение настигло и Алексея Ремизова. Дебютировав во время расцвета символизма, своим талантом он многих отпугнул, его обвиняли в плагиате и называли цирковым шутом. Временами его сказки казались излишне жуткими, описания природы — зловещими, а погружение в славянскую мифологию и вовсе отдавало оккультизмом.

Мало кем понятый при жизни (хотя среди почитателей были Цветаева, Блок, Брюсов и Хлебников), Алексей Ремизов эмигрировал из России, осел в Париже и превратился в литературный артефакт. Его сны, записанные на бумагу, передавали из рук в руки, а волшебная графика привлекала внимание художников — даже самого Пабло Пикассо.

Именно Ремизову, прозаику малоизвестному и странному, мы обязаны повестью «Крестовые сестры», которую многие критики считают высшим его достижением.

Опубликованная в 1910 году повесть рассказывает о Петре Алексеевиче Маракулине, чудаковатом человеке, который не вписывается ни в какие нормы: 

«Маракулин признавался, что на человека он нисколько не похож, по крайней мере, на тех настоящих людей, которых постоянно увидишь в театре, на собраниях, в клубах… ну, ни чуточку не похож, и что у него, должно быть, начиная с носа до маленького пальца, все не на своем месте сидит, так ему кажется».

Спасает его только любимая работа: Маракулин заведует талонными книжечками, выписывает чеки. Но из-за ложного обвинения он лишается своего места и оказывается на распутье.

«Была и у китаевского пророка: свой язык дает старец сосать, высунет тебе, пососешь и освятишься — благодать получишь» Алексей Ремизов «Крестовые сестры»
«Была и у китаевского пророка: свой язык дает старец сосать, высунет тебе, пососешь и освятишься — благодать получишь» Алексей Ремизов «Крестовые сестры»

С первых страниц повесть погружает читателя в медитативное, тревожное, галлюцинаторное пространство Петербурга начала XX века. Вынужденный искать работу и жилье, Маракулин поселяется в Бурковом доме напротив Обуховской больницы, где всегда виден алый — кровавый — крест больничных сестер. Знакомясь с не менее странными, чем он сам, соседями, Маракулин погружается в пучину абсурдного кошмара, выбраться из которого невозможно.

Ремизов создает мерзкое, гротескное отражение Петербурга. Маракулин, располагающий и, казалось бы, добрый человек, неприятен читателю с самого начала, а его злоключения не вызывают даже малейшего сочувствия.

Попробуйте прочесть «Крестовых сестер» и ответить себе на два вопроса: что же на самом деле происходит с Маракулиным и почему от текста так сильно веет холодом? Если ответ ускользнет, не страшно: в любом случае вы получите эстетическое удовольствие. И точно запомните сцену с дворовой кошкой (слабонервным не читать).

Сигизмунд Кржижановский. «Квадратурин»

Еще один самобытный писатель прошлого, едва ли знакомый современному читателю: Кржижановский — сын обрусевших поляков, изгой по натуре, который редко печатался, зарабатывая на жизнь внештатной журналистикой, сценариями и театральными инсценировками.

«Трудно было и дотянуться до черных, врозь расползшихся углов огромной и мертвой, но пустой казармы, которая еще недавно, до Квадратурина, была такой тесной, но такой своей, обжитой» Сигизмунд Кржижановский «Квадратурин»
«Трудно было и дотянуться до черных, врозь расползшихся углов огромной и мертвой, но пустой казармы, которая еще недавно, до Квадратурина, была такой тесной, но такой своей, обжитой» Сигизмунд Кржижановский «Квадратурин»

Его называли и русским Борхесом, и новым Перуцем, но все эти сравнения не делали чести уникальной личности Кржижановского. Большая часть его сочинений, за исключением пары-тройки повестей, — это короткие рассказы с обязательным фантастическим допущением. «Квадратурин» — один из таких рассказов.

Бедный, одинокий Сутулин живет в «спичечном коробке». По крайней мере, так его комнату характеризует безымянный гражданин, заявившийся к нему в гости посреди бела дня. Человек оказывается представителем некоей иностранной фирмы, производящей средства для расширения комнат. Выглядят они как обыкновенные тюбики с краской.

Проинформировав Сутулина о назначении средства, незнакомец оставляет ему один тюбик «Квадратурина» бесплатно, «только для рекламы» и торопливо удаляется. Озадаченный Сутулин решает испробовать полученное, но в процессе роняет тюбик на пол и оставляет крупное пятно посередине комнаты. Уже на следующее утро помещение, где живет Сутулин, становится значительно больше. Герой радуется, не веря своим глазам. Но вскоре радость сменяется ужасом: эффект от «Квадратурина» не заканчивается.

Похожий на эпизод сериала «Черное зеркало», рассказ Кржижановского способен искренне напугать по многим причинам: во-первых, своим неумолимо мрачнеющим сюжетом, во-вторых, отстраненным авторским слогом, с точностью демонстрирующим разложение человеческой психики, в-третьих, ошеломляющими финальными строками.

Михаил Булгаков. «Дьяволиада»

Булгаков завоевал себе вечную славу особым взглядом на тайные силы, влияющие на человеческую жизйнь. Такой зловещей силой у Булгакова каждый раз оказывается нечто новое: то война, то любовь, то искусство.

В повести «Дьяволиада», опубликованной в 1924 году, классический «маленький человек» оказывается жертвой советской номенклатуры, чем-то схожей с царством дьявола. Делопроизводитель Коротков, уволенный с поста (вспомните Маракулова из «Крестовых сестер»), пытается противостоять напору вселенского ужаса и спастись от уготованной ему участи.

«Страх пополз через черные окна в комнату, и Коротков, стараясь не глядеть в них, закрыл их шторами» Михаил Булгаков «Дьяволиада»
«Страх пополз через черные окна в комнату, и Коротков, стараясь не глядеть в них, закрыл их шторами» Михаил Булгаков «Дьяволиада»

Очевидно, что спастись у Короткова не получится, но это в «Дьяволиаде» и не главное. Куда важнее для читателя — разглядеть процесс исчезновения человека, его вычеркнутость из любых дел, ненужность реальному миру. Зловещими посредниками между жизнью и смертью оказываются жуткие близнецы — и мы, читатели, вместе с Коротковым пытаемся сбежать из-под их надзора.

Повесть Булгакова нарочито абсурдна и груба. Читать ее крайне нелегко, однако именно так классик достигает ошеломляющего послевкусия, в сравнении с которым даже самые зловещие творения Кафки могут показаться детской фантазией.


Больше страшных рассказов, а также ссылка на страшные реальные истории — в Bookmate Journal

5 неожиданных страшных книг: ведьма с лепешками, зловещие близнецы и недолюди

Наше новое медиа Bookmate Review — раз в неделю, только в вашей почте

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
АНФАЛЬ  http://my.mail.ru/community/pravdavsem/564665565E56D81D.html ПЕКИНСКИЙ ШАНТАЖ  http://my.mail.ru/community/pravdavsem/3DA0343070133724.html Насильственные сносы домов в Китае превращают людей в смертников http://my.mail.ru/community/pravdavsem/11B0FB030A551D5.html Экологов сажают в тюрьмы, а СМИ молчат! ...
Вот если честно, вчера был цирк какой-то. Сложилось такое впечатление от всего этого. Еще и в пабликах новостных так преподносили,странно,наиграно что ли. Людей куча целый день возле них, фоткаются на фоне танка, кто на танке, гуляют там, как будто ничего не происходит, никого не ...
День девяносто пятый , 14 ноября. По городу уже стоят наряженные елки, в магазинах появились огромные корзины с игрушками, гирляндами и мишурой. Я случайно отыскала фигурку Деда Мороза и решила ее не прятать: в следующие выходные наряжу елку. ...
Почему большинство современных праздников не имеют нормальной фиксированной даты, а что-то вроде "третье воскресенье апреля", "вторая среда июня" и т.д.? Я ещё могу понять церковные праздники, которые идут со времён, когда у людей было много разных календарей. Но почему день медика или ...
Извините, что я к вам снова обращаюсь... Забыла еще спросить.Есть ли какие-то масла (наверное, скорее базовые, чем ЭМ, но кто знает), которые обладают солнцезащитными свойствами? Очень не хочется пользоваться покупными средствами, ибо там много ...