Три писательницы в одной семье: жизнь и книги сестер Бронте

Вы больше никогда не спутаете Шарлотту, Эмили и Энн
Сестры Шарлотта, Эмили и Энн Бронте работали гувернантками, публиковали книги под мужскими именами и не дожили до 40. Рассказываем, как они сломали литературные традиции XIX века, а их романы стали классикой.
Детство в школе без горячей воды и смерть двух сестер
В английской деревушке Торнтон у священника Патрика и его жены Марии родилось шесть детей: Мария (1814), Элизабет (1815), Шарлотта (1816), Патрик Бренуэлл (1817), Эмили (1818) и Энн (1820). Вскоре после рождения младшей дочери мать семейства скончалась, после чего воспитывать ребят помогала ее сестра Элизабет Бренуэлл.
И отец, и тетя хотели дать детям лучшее образование, но у них было мало денег. Поэтому четыре старшие девочки посещали школу Кован-Бридж, которую Шарлотта потом вывела в романе «Джейн Эйр» как зловещее место Ловуд, где не хватает еды, а многие учителя издеваются над ученицами и унижают их. В Кован-Бридже действительно было тяжело учиться: там не было горячей воды, а кормили обычно «одной только пригоревшей кашей». Но для первой половины XIX века такое положение дел было нормой в школах для малообеспеченных семей, и многие были благодарны за хоть какую-то возможность получать образование. Впрочем, девочки Бронте учились там всего год — старшие сестры, 11-летняя Мария и 10-летняя Элизабет, заразились туберкулезом и умерли, после чего Шарлотту и Эмили забрали домой.
Под влиянием тети и отца дети Бронте рано заинтересовались литературой и сочинительством, выдумывая собственные страны и королевства: в своих детских рассказах Шарлотта и Бренуэлл создали Ангрию, а Эмили и Энн — Гондал. Свои истории о воображаемых мирах они записывали в крошечные книжечки вместе с иллюстрациями и картами. С возрастом Бронте начали читать литературные журналы, которые выписывал их отец, и в их творчестве стало заметно влияние популярных авторов того времени — в частности, Шарлотта, Бренуэлл и Эмили любили лорда Байрона, а на тексты Энн сильно повлияли готические романы Энн Рэдклифф, Хораса Уолпола и Чарльза Роберта Метьюрина.
Работа в школе и тайная влюбленность в учителя
В 1831 году 14-летняя Шарлотта Бронте отправилась в другую школу, которой руководила Маргарет Вулер. Именно мисс Вупер во многом заменила ей мать — она сопровождала свою ученицу к алтарю много лет спустя. Через несколько лет Шарлотту пригласили преподавать в школе, а позже такое же предложение поступило и ее сестре Эмили, однако та недолго продержалась на должности и решила вернуться домой. Эмили тяготило преподавание, и она быстро начинала тосковать по дому — в то время как Шарлотта и Энн были более практичны и понимали, что работа учительницей в школе или гувернанткой в чьем-то доме была единственным способом выжить для незамужних девушек из бедной семьи, несмотря на унижения от хозяев и даже от своих учеников. В свою очередь, Бренуэлл избрал карьеру художника — именно ему принадлежит единственный прижизненный портрет всех трех сестер вместе.
В 1842 году Шарлотта и Эмили уехали преподавать в Брюссель в школу, которой руководил известный учитель того времени Константин Эже. Но вскоре им пришлось вернуться домой из-за смерти их тети Элизабет Бренуэлл. Состояние, которое она оставила племянницам, позволило оплатить их долги. Сестер снова пригласили работать в Брюссель, на этот раз поехала только Шарлотта. Много лет спустя стало известно, что она была тайно влюблена в женатого Эже и писала ему письма. Уже после ее смерти он показал эти письма Элизабет Гаскелл — другой видной английской писательнице и подруге Шарлотты, создавшей ее биографию (Гаскелл предпочла их не публиковать). Именно отношения с Эже вдохновили несколько произведений Шарлотты: в наибольшей мере роман «Виллет», где главная героиня — учительница тоже безнадежно влюблена в старшего и женатого коллегу.
Главные литературные успехи сестер пришлись на середину 1840-х. Сначала они выбрали себе мужские псевдонимы: Каррер Белл (Шарлотта), Эллис Белл (Эмили) и Эктон Белл (Энн). Сестры выпустили совместный сборник стихотворений, который не пользовался большой популярностью. А вот выход «Джейн Эйр» вызвал бурное одобрение у читателей и критиков, и такая же реакция сопровождала «Грозовой перевал». Вскоре из-за слухов на тему того, кто именно скрывается под мужскими псевдонимами Беллов (а также запущенной издателем утки о том, что все их тексты на самом деле принадлежат одному автору — Картеру Беллу), сестры раскрыли свой секрет.
Шарлотта Бронте и ее «Джейн Эйр»
Первый роман Шарлотты Бронте «Учитель» был опубликован только после ее смерти в 1857 году: это единственная ее книга, где главный герой — мужчина. Зато вторая книга, «Джейн Эйр» (1847), стала настоящим прорывом еще при жизни автора и бросила вызов сразу нескольким литературным традициям. Во-первых, книга была написана женщиной. Во-вторых, это был один из первых романов взросления, посвященный не герою, а героине. Наконец, книга касалась многих табуированных тем: насилия над детьми и прислугой, психического здоровья, женской независимости.
Как уже упоминалось, описание жизни Джейн в школе Ловуд и ее работа гувернанткой во многом напоминали собственный опыт Шарлотты. А наниматель Джейн и по совместительству ее возлюбленный мистер Рочестер был похож и на абстрактного байронического героя, и на вполне конкретного Константина Эже. В свою очередь, поместье Торнфилд, по мнению исследователей, было вдохновлено особняком под названием Норт-Лис-Холл — им владела семья по фамилии Эйр, а первая хозяйка дома Агнес Эсхерст якобы страдала от психического расстройства и была заключена в отдельной комнате на втором этаже, подобно Берте Мейсон. Шарлотта и ее подруга Эллен Насси посещали особняк в 1845 году.
«Джейн Эйр» — одна из самых экранизируемых книг в мире (с учетом немых фильмов и фильмов не на английском языке количество адаптаций романа приближается к 30). Классическим же считается мини-сериал 1983 года с Зилой Кларк в роли Джейн и Тимоти Далтоном в роли Рочестера.
Эмили Бронте и ее «Грозовой перевал»
Единственный роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847) считается классикой готической литературы. В книге рассказывается роковая история любви аристократки Кэтрин Эрншоу и приемного сына семейства Эрншоу Хитклифа. Именно «Грозовой перевал» породил больше всего сомнений и пересудов о личности автора и выбранных темах — книга привлекала внимание своей мрачной атмосферой, откровенным эротическим подтекстом и необыкновенным накалом чувств, что одни посчитали новым и необычным, а другие граничащим с непристойностью.
Причиной несчастий Хитклифа и Кэтрин становится не только социальное неравенство, но и невротический, нездоровый характер их отношений. Хотя книга много раз попадала в рейтинги лучших любовных историй всех времен, многие критики справедливо отмечают, что такое прочтение текста вряд ли сочетается с замыслом Эмили Бронте. Дошло до того, что ряд прочтений базируется на предполагаемых инцестуальных отношениях между Эмили и Бренуэллом или как минимум на ее наблюдениях за тем, как психическое расстройство разрушает жизнь ее брата.
Долгое время слава «Джейн Эйр» затмевала «Грозовой перевал», но в ХХ веке роман начал получать более высокие оценки. В частности, Вирджиния Вулф считала прозу Эмили Бронте более поэтичной и амбициозной. Книга тоже получила много экранизаций, хотя признается достаточно сложной для адаптации — самой известной ее киноверсией можно назвать сериал BBC 2009 года с Томом Харди и Шарлоттой Райли в главных ролях.
Энн Бронте и ее «Незнакомка из Уайлдфелл-холла»
Энн Бронте написала два романа: «Агнес Грей» (1847) и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» (1848). «Агнес Грей», подобно «Джейн Эйр», изображает униженное положение гувернанток в богатых семьях. В свою очередь, «Незнакомка…» посвящена достаточно скандальной для своего времени, но по-прежнему актуальной теме: главная героиня Хелен бросает мужа, жестокого алкоголика Артура Хантингдона, не желая, чтобы их сын попал под его влияние.
То, что муж не дает ей развода, Хелен не останавливает — она переезжает в другой город и начинает зарабатывать самостоятельно. Такое поведение во времена сестер Бронте было не только шокирующим, но и незаконным: замужняя женщина не имела права ни на собственный заработок, ни на ребенка, рожденного в браке. В реальности муж мог бы подать в суд на жену за воровство и похищение ребенка. Но Энн Бронте не только не осуждает героиню, а полностью сочувствует ей. В итоге не только Хелен не наказана за «аморальное» решение уйти, но и находит счастье в повторном браке.
Сейчас «Незнакомка…» считается важным феминистским романом, но во время написания книги даже сестры Энн сомневались в ее ценности. В частности, Шарлотта не соглашалась с излишне жестким, на ее взгляд, изображением Хантингдона, чей образ был вдохновлен алкоголизмом их брата Бренуэлла Бронте. Поэтому Шарлотта, владевшая правами на книги сестер после смерти Энн, распорядилась переиздать «Агнес Грей», но не «Незнакомку…», провозгласив, что роман не заслуживает внимания из-за «выбора недостойной изображения темы». Во многом из-за этого Энн Бронте долгие годы недооценивали, считая наименее талантливой из сестер, и только в ХХ веке ее книги получили заслуженное признание.
В продолжении материала в Bookmate Journal — о замужестве Шарлотты и ее смерти

Наше новое медиа Bookmate Review — раз в неделю, только в вашей почте
|
</> |